Стефан Константинович Пономарёв. свящ. армии, свщм

Стефан Константинович Пономарёв, родившийся в 1880 году и умерший в 1933 году, был протоиереем и священномучеником. Его память почитается 4 января в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских.

Он родился 14 декабря 1880 года в городе Верный Семиреченской области в семье мещан. Закончил курс Свято-Троицкой четырехклассной церковно-приходской школы 13 мая 1895 года.

С 28 июня 1904 года он занимал должность псаломщика и учителя пения в церковно-приходской школе в селе Михайловское Верненского уезда Семиреченской области (ныне поселок Тургень, Казахстан), а с 25 июня 1905 года был утвержден в должности псаломщика. 24 января 1907 года был посвящен в стихаря в Крестовской церкви архиерейского дома.

С 20 октября 1908 года он служил как псаломщик в станице Зайцевской Верненского уезда (ныне город Чилик, Казахстан). В 1909 году он был рукоположен в сан диакона к Свято-Николаевской церкви на Зубовской площади города Верного. Позднее, не позднее 1914 года, он был рукоположен в сан священника.

Во время Первой мировой войны он служил священником при Красном Кресте, находясь долгое время в окопах. После травмы в боевых действиях его перевели в госпиталь, где ему пришлось перенести операцию по удалению носовых хрящей из-за хронического гайморита, что повлекло изменения в его внешности. Возвращаясь с фронта, он примиренно отметил свою судьбу как волю Божью.

Священникам приходилось жить очень скромно. Отец Александр, видя трудности своего коллеги о. Александра Скальского, который остался один после ухода жены, решил приютить его в своем доме, где они соседствовали и делили быт. В 1930-е годы Никольская церковь стала единственным центром православия в городе.
В то время в Алма-Ате функционировал пересыльный пункт ГПУ, куда направляли заключенных со всех уголков страны. Здесь заключенные распределялись по лагерям, а ссыльные должны были сами обращаться в ГПУ, чтобы получить направление в места ссылки. Руководил этим пересыльным пунктом определенный товарищ Иванов, у которого мать была верующей. В связи с этим он хорошо знал монахинь и относился к ним доброжелательно. Когда число ссыльных становилось слишком велико, их временно размещали в Никольской церкви, зная, что там принимают всех нуждающихся. Ни одна ночь не проходила, чтобы в Никольском храме не останавливались ссыльные. Монахини обеспечивали тепло, готовили еду, стирали их белье. Отец Александр выделял средства из ограниченного церковного бюджета на помощь ссыльным, позволяя им покупать еду, одежду и обувь. Вместе с ссыльными в город приносились и эпидемии. Однажды бушевал тиф, но даже в такие времена церковь принимала всех, и никто из священников или монахинь не заболел.

10 декабря 1932 года о. Стефана арестовали сотрудники ГПУ после всенощной службы, посвященной празднованию иконы Божией Матери "Знамение" в Никольском храме, вместе с о. Александром Скальским и другими духовными лицами Алма-Аты.

Сначала о. Стефана допрашивали примерно месяц в ГПУ. Затем его направили в санпропускник. Там его сильно избили в бане, после чего посадили в открытый грузовик и перевезли в городскую тюрьму под морозом. Из-за сильного простудного состояния он скоро заболел сыпным тифом и 9 января 1933 года был отправлен в тифозный барак Красного Креста.

Он скончался от тифа 18 января 1933 года в тифозном бараке Красного Креста в Алма-Ате. Его похоронили за Головным арыком, на лагерном кладбище, рядом с о. Александром Скальским и о. Филиппом Григорьевым, в общей могиле.

Один из свидетельств, оставленных Анастасией Нагибиной, описывает, как похоронили о. Филиппа, их домашние родственники забрали его из барака и похоронили на горе, а тело о. Стефана оставили в церковном дворе, где его облачили и помазали миром перед похоронами, проведенными в условиях строгой конфиденциальности.

Священномученики Николо-Кучугурские были почитаемы паствой, их могила была отмечена надгробным камнем. Однако в 1960-х годах при застройке города могила была уничтожена, и местонахождение их святых мощей стало неизвестно.

29 декабря 1992 года о. Стефан был реабилитирован Генеральной Прокуратурой Казахстана.

Священномученики Александр, Стефан и Филипп были канонизированы для местного почитания 14 февраля 1999 года. Позже их причислили к лику святых новомучеников Российской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания, установив общую память на 4 января.

Использованные материалы
БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"


Рецензии