Неудачный крестовый поход шведов на Русь

Противостояние шведов и северных словен, ранее известных как варяги, а позднее как русские, длится неприлично долго. Это не самая афишируемая страница нашей истории, но северные территории, возвращённые Сталиным от Финляндии по итогам Второй мировой войны, были в составе Новгородской Руси испокон веку. Если у кого-то возникнет желание выяснить любопытные подробности, рекомендую обратиться к моей статье «Арктическая Русь» (https://velikayaevraziya.ru/арктическая-русь/).

И ведь что интересно, ничему шведов не учит история! То есть мы не одиноки в своих заблуждениях на предмет устремлений соседей и «партнёров». В шведском случае, правду сказать, всё гораздо запущеннее и трагичнее: огребали они от русских на регулярной основе, бывало, что и сильно. Один из таких случаев опишу вам сегодня.

Внук Александра Невского и сын первого московского князя Даниила князь Юрий Данилович, следуя полезному принципу «профилактика лучше устранения последствий», основал на острове у истоков Невы в 1323 году крепость, названную в летописях Орехов (Орешек). Она была призвана стать пограничным форпостом против настырных и неугомонных шведов.

Чухонцы ввиду своей вассальной зависимости то от русских, то от шведов опасности не представляли, а местные племена корелов были на стороне новгородцев. Во вновь возведённой крепости в том же году был подписан очередной мир со шведами (Ореховский), продержавшийся аж 25 лет. Для шведов такая мирность была в принципе нехарактерна, но так уж совпали звёзды северного неба.

В обычное для неугомонных норманнов состояние ситуация вернулась в царствование Магнуса Эриксона. Наскоро разобравшись с местной оппозицией и расправив плечи, король стал оглядываться в поисках добычи. Именно этого момента и ждала римская церковь, неизменно стремившаяся на восток, но то и дело огребавшая от союза Древней Руси и Орды по сусалам.

Один из таких эпизодов можно прочесть в моей статье «Поход Александра Невского в Заполярье»
Понятно, что планов экспансии и порабощения в Риме не забывали, а тут как раз нарисовался очередной буйный (шведский) королёк. Получив скорое благословение и напутствие папы, Эриксон собрал вокруг себя отморозков из числа датских и немецких рыцарей и высадился в устье Невы. Если вы подумали, что воевать, так нет — дискутировать по религиозным вопросам. евать, так нет — дискутировать по религиозным вопросам.

Это не шутка, он отправил в Новгород послов с редким для того времени предложением: «Пришлите своих философов, а я пришлю своих, пусть поговорят о вере». И мол, если проиграете, то вступайте в католичество. Откажитесь — пойду войной». Новгородцы были озадачены, тогда мало кто заморачивался диспутами, чуть что — просто начинали бить, жечь и угонять в полон, а тут эка невидаль!

Не удивительно, что новгородцы заинтересовались неожиданным предложением и послали к нестандартному «просветителю и богослову» делегацию, намереваясь если не подискутировать, то хоть прояснить ситуацию. По вопросам веры они посоветовали королю шведов обратиться в Царьград, там есть византийский император и патриарх, которые имеют нужные в таких вопросах компетенции и могут доходчиво разъяснить, кто он и что он.

Заодно новгородский тысяцкий Авраам и делегированные на спор бояре поинтересовались у грозного Магнуса: «Почто решил Новгород воевать, нешто обиды какие за ним знает?» Теперь пришла очередь удивляться европейского монарха: «Зачем причины, какие причины? Обиды мне от вас нет никакой. Ступайте в мою веру, а не пойдёте, так иду на вас со всею моею силою», — прямо сказал непонятливым послам король.

Новгородцы с праведным негодованием отвергли ультиматум. При этом с интересом наблюдая, что же будет делать дальше не в меру шустрый шведский правитель. А тот высадился на острове и после недолгой осады взял приступом пограничную крепость. Дело помогла оплошность строителей Орешка — он занимал лишь часть острова, оставляя потенциальным врагам достаточно места для размещения лагеря и проведения штурмовых действий.

Ко всему прочему, стены крепости были деревянные, и только одна башня — каменной, что в значительной степени облегчало штурм. Пленных и окрестных жителей насильно обращали в католичество и брили им бороды, отказавшихся — казнили. Тысяцкого Авраама, воеводу Кузьму Твердиславовича и пять новгородских бояр увезли в Швецию. Наверное, для обстоятельного богословского диспута.

Новгородцы натурально оскорбились на такое ведение религиозных споров и стали готовиться к очередной войне. Тут выяснилось, что какими бы доверчивыми и заинтересованными нестандартной подачей вопроса шведским королём не выглядели новгородские бояре, но в Москву за подмогой они всё же послали. Опыт — сын ошибок трудных — дал о себе знать. Московский князь Симеон Гордый собрал войско и уже выступил на подмогу.

Но около Торжка вдруг остановился и повернул обратно — в Москве намечалась какая-то важная ордынская встреча. Замечу, что, согласно официальной истории, хан Батый тоже повернул от Новгорода где-то возле Торжка. Место там, что ли, аномальное? Но всё же князь отрядил к новгородцам большую рать во главе с Иваном Красивым (отцом Дмитрия Донского).

Тот тоже повёл себя весьма странно: дошёл до Новгорода, воспользовался гостеприимством и был таков. То есть убыл к месту постоянной дислокации в городе Москве. Историки ломают головы, пытаясь объяснить причины подобной миролюбивости московских князей, ранее нигде ими не демонстрируемую. Очевидных и достоверных ответов пока нет.

И снова удивили новгородцы. Они, верно, и не ждали от москвичей реальной подмоги, решив, как всегда, положиться на свои силы, благо раньше этого всегда хватало. Небыстро, но было собрано войско в Ладоге, которое и двинулось изгонять супостата. Но если в истории всё пошло наперекосяк, то так будет до самого конца. Магнус Эриксон устал ждать активности новгородцев, да своих дел в королевстве полно — тоже развернулся и убыл домой.

Правда, оставив на всякий случай в завоёванном городе сильный отряд на случай, если запоздавшие новгородцы прибудут-таки к месту намечавшейся дискуссии. Не исключено, что практичный монарх учёл и прозаичную проблему с едой и провиантом, который взять в диких местах было неоткуда. Так или иначе, подоспевшие новгородцы застали в Орешке отряд численностью в 800 воинов и осадили крепость.

Для начала опытные русские полководцы зачистили от надоедливых шведов окрестности и заодно взяли Карелу, которая уже успела до этого попасть под шведскую оккупацию. Наведя порядок среди данников и союзников, казнив попавшегося под руку шведского воеводу, русские принялись за Орешек. В ходе штурма получилось поджечь стены и посечь множество захватчиков. Город взяли, живых шведов пленили, наши потери составили всего 9 ратников.

После этого крепость отстроили заново. Учтя прошлые ошибки, возвели каменные, очень прочные стены уже по всему периметру острова. Позже Иван III поставит новые, способные выдерживать огонь артиллерии. Но история с шебутным шведским королём на этом, как вы понимаете, не закончилась. Магнус решил повторить попытку, для чего обратился к Папе Римскому за людьми и деньгами. Для такого дела понтифик нашёл и первое, и второе.

Воодушевлённый шведский король с развевающимися на холодном ветру волосами вёл эскадру в устье Невы, но, достигнув цели, вдруг увидел на берегу изготовившихся к встрече новгородских ратников. «Где-то протекло», — грустно подумал неудачник и развернул армаду в Финский залив. Где большая её часть благополучно сгинула от капризов непостоянной погоды.

Неизвестно, что и в каких выражениях говорил по этому поводу Магнус и какие решения принял. Однако довольно щедрое предложение очередного Папы Климента VI, призывавшего «доброго католика и короля» к новому походу, отклонил. Несмотря на обещанные Папой половину десятины от будущих завоёванных земель! Мораль: не учишься на ошибках своих предшественников — будешь набивать себе шишки сам. А нынешние шведы разве не такие?

Презрев весь печальный опыт своих предков, они вновь лелеют мечту посчитаться с русскими за тысячи прежних поражений и прыгают в блок НАТО, обрекая себя при этом на прицельный огонь русскими ракетами в случае военных действий. Да ещё и чухонцев неразумных с собой утянули… С которыми нам, кстати, есть что обсудить в плане территориальных вопросов.

Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: (https://velikayaevraziya.ru/) Великая Евразия.

В издательстве КТК «Галактика» вышла моя новая книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии» Популярное изложение истории кочевого народа, создавшего огромную империю, о которую разбивались армии Александра Македонского, персидского царя Дария и римские легионы, дополненная сведениями генетиков. Доступна в магазинах Озон и Wildberries.

Следите за поворотами информационной повестки в моём сообществе (https://vk.com/public220540923) ВКонтакте.

Каталог публикаций канала в Яндекс-Дзен: Добро пожаловать или посторонним В.


Рецензии