Как и чему учился семинарист Джугашвили

Как и чему учился И. В. Сталин в юношеские годы.

О. В. Эдельман.  Семинарист Джугашвили   (1894–1899)
Источник:    Русский Сборник: исследования по истории Роcсии \ ред.-сост. О. Р. Айрапетов, Мирослав Йованович, М. А. Колеров, Брюс Меннинг, Пол Чейсти. Том XIV. М.: Издательский дом Модеста Колерова, 2013. 512 с. ISBN 978-5-905040-03-0 О. В. Эдельман. Семинарист Джугашвили (1894–1899) стр. 169 – 193.

Летом 1894 г. 15-летний Сосо Джугашвили приехал в Тифлис поступать в духовную семинарию. Считается, что это было решение матери: она хотела, чтобы сын стал священником. Никто никогда не сказал ни слова о том, как к этому выбору относился сам Сосо, который к тому времени был отнюдь не ребенком. Хотел ли он стать священником, был ли он религиозен? Об этом решительно ничего не известно, за исключением того, что в Гори, как и позднее в семинарии, он с удовольствием пел в церковном хоре.

Он попал в семинарию в непростой момент: как раз возобновлялись занятия после полугодового перерыва, вызванного вол нениями среди семинаристов. Тифлисская семинария, несмотря на весьма строгий внутренний распорядок (или как раз благодаря ему) была местом неспокойным и оказалась рассадником бунтарства. В 1885 г. исключенный за неблагонадежность будущий социалист С. Джибладзе избил ректора семинарии Чудецкого, на следующий год ректор был убит другим выгнанным учеником Лагиашвили . Группа учеников была исключена в 1886 г., в общем, семинария со своими жесткими порядками  и семинаристы соответствовали друг-другу. И спустя е десять лет в ней все оставалось по-прежнему, о чем вспоминал другой семинарист Анастас Микоян.
 
Семинарское бунтарство имело как общие, так и частные причины. С одной стороны, росли социальный протест, недовольство и радикализация интеллигенции, эти процессы докатывались и до Грузии. К этому прибавлялось усиление политики церковной русификации, вызывавшей естественное недовольство местного духовенства. И в духовном училище, и в семинарии преподавание велось на русском языке. Параллельно возникали разнообразные националистические движения, требования школьного обучения на родном языке, что в условиях Грузии немедленно оборачивалось соперничеством элит «туземных» (как их называли на языке официального делопроизводства того времени) народностей, каждая из которых претендовала на свой алфавит, литературный язык и школу.

С другой стороны, семинаристов раздражали суровые порядки учебного заведения, жесткая регламентация по ведения и режима, длительные обязательные церковные службы. Тем более что многие юноши, наверное, оказались в семинарии не из-за глубокой религиозности и искреннего желания стать священником, а по житейскому расчету и скудости выбора мест учебы. Стоит ли удивляться, что строгость семинарии приводила к обратному результату? Ученики шли в революционные организации и становились ярыми атеистами.
 
Сталин в беседе с Э. Людвигом в 1931 г., отвечая на вопрос, не плохое ли обращение со стороны родителей толкнуло его на оппозиционность, сказал, что родители обращались с ним совсем не плохо, «другое дело духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером».

Но не следует обманываться рассказами мемуаристов и полагать, что Сосо с первых шагов в семинарии вел себя как бунтарь. Как минимум, первые два класса ничего подобного не было. Это доказывают как сохранившиеся сведения о его успеваемости, так и данные кондуитного журнала о проступках учеников.
 
Из текста: «Сведения из семинарских учебных ведомостей дают представление о том, чему учили в семинарии. А это был основной образовательный багаж будущего главы советской державы. Судя по экзаменационным ведомостям, за 1 класс семинаристы сдавали священное писание, русскую словесность, гражданскую историю, математику, грузинский и греческий языки, славянское и грузино-имеретинское пение.
Если же смотреть не экзаменационные, а годовые отметки, то они менее ровные. Сосо не был ни сверхъестественным отличником, ни сходу забросившим занятия учеником, как кажется из воспоминаний его сотоварищей. Он учился неплохо, а успеваемость год от года действительно становилась хуже, но очень постепенно.

В первом классе по священному писанию Джугашвили сдавал такие темы, как «О выходе Авраама из Ура Халдейского в землю Ханаанскую», 5-я глава книги «Исход», «Первые священнодействия новопоставленных Аарона и его сыновей». Отметки по четвертям колебались от 3 до 4 с плюсом, итоговый балл 4 и 3 за сочинение.
По русской словесности среди тем: «Лес» Аксакова, «Характер Гринева», сказка «Правда и кривда», понятие о сказке, басня «Осел и соловей» и понятие о басне. Отметки от 3 до 5, годовая - 4, за сочинение тоже 3, а задание заучить балладу «Утопленник» исполнено вовсе на 3 с минусом.
По гражданской истории сдавал: «Исторические племена», «Предмет и задача истории», «Источники истории», «Понятие о летосчислении», «Деление всеобщей истории по времени», «Географический обзор древнего мира с указанием древних исторических народов». Среди сданного фигурировали Древний Египет, Греция, Троянская война, падение Западной Римской Империи, лангобарды. И, хотя Г. Глурджидзе вспоминал, что Иосиф больше других предметов любил гражданскую историю и всегда имел 5, учебные ведомости свидетельствуют иное: в первом классе были тройки, за сочинение 4 с минусом, годовую вывели - 4.
Математика в первом классе включала умножение и деление отрицательных чисел, умножение многочленов, «способ сравнения неизвестных», извлечение квадратного корня. Оценки 3 и 4, к концу года четверок стало больше.
По грузинскому языку читали главы Евангелий, отметки тоже от 3 до 5, сочинение 4 с минусом, годовой балл 5.
По греческому языку проходили склонения, Джугашвили получал тройки и четверки, но четверок больше. Не было сплошных пятерок и по любимому, по уверению мемуаристов, пению славянскому и грузинскому14
 
«Во втором классе Иосиф Джугашвили по-прежнему был вполне успевающим учеником, отнюдь не первым, но в группе лучших в классе. Во втором классе по священному писанию он сдавал «О разделении земли ханаанской на уделы, о городах убежищах»; историю создания и авторство Книги Царств и Книги Паралипоменон; содержание Книги Есфирь и Книги Ездры. Отметки 3 и 4, годовая - 4 и за сочинение 3. По Библейской истории изучалась история Иосифа, история царства Израильского до его разрушения, Сосо получал также 3 и 4, за сочинения 3 и даже 2 с плюсом, итоговая была выведена 3.
 
По русской словесности в учебных ведомостях указаны темы от песен 13–17 вв., гимна «Коль славен», сатиры А. Кантемира «К уму своему» и стихотворения Г. Р. Державина «На смерть князя Мещерского» до пушкинского «Клеветникам России» и драмы А. Н. Островского «Гроза», отметки у Джугашвили 4 и 5, годовой балл 4.

По гражданской истории Сосо сдавал темы: Плантагенеты в Англии; начало представительного правления в Англии; Столетняя война; Жанна д'Арк; призвание Рюрика; Олег, Игорь, Ольга, Святослав; Юго-западная Русь во время нашествия татар и после этого нашествия; Литва и Ливонский орден, Миндович; княжение св. Владимира и других князей до Владимира Мономаха; внешняя политика Ивана IV; Феодор Иоаннович. Отметки 4, 3, годовой балл 4, за сочинения 3 1/2.

По математике: равенство прямоугольных треугольников, перпендикулярные и наклонные линии, трапеция, определение правильного вписанного квадрата, шестиугольника и треугольника. Отметки от 3 с минусом до 4 с минусом, но годовой балл 4. На занятиях греческого языка переводил из «Одиссеи», «Илиады», Геродота, получил также 3 и 4, годовая - 4.

На уроках грузинского языка — грамматика, «Деяния св. Апостолов» получил 5 и 4, годовой балл 4. По славянскому пению получил 5, по грузинскому. Кстати, из краткой машинописной выписки из «Книги для записи наблюдений инспекции за поведением воспитанников Тифлисской духовной семинарии в 1894/5 уч. году и в 1895/6 уч. году» узнаем, что Иосиф Джугашвили был первым тенором правого семинарского хора.

Провинности его за второй класс, отмеченные в кондуитной книге, по-прежнему вполне ребячливые. Шумел, прыгал, громко смеялся, настолько дико подпевал грузинскому хору во время пения «аллилуа» (после апостола), что многих учеников рассмешил; опоздал на утреннюю молитву, препирался в столовой с прислугой из-за хлеба. Главным проявлением строптивости юноши, которому в те дни как раз исполнялось 17 лет, оказалось нежелание подстричь отросшие волосы .

Летом 1896 г., после окончания второго класса, Сосо опубликовал еще одно стихотворение под названием «Старый Ниника», снова за подписью «Сосело», но на этот раз не в «Иверии», а в газете «Квали» («Борозда»). Смена газеты симптоматична. «Квали» редактировал Г. Е. Церетели, она была радикальнее «Иверии» и вокруг нее группировались участники кружка «Месаме-даси». Кружок возник в начале 1890-х гг., а летом 1895 гг. Е. Церетели пригласил его членов сотрудничать в «Квали». Еще через год, в 1897, Церетели предложил Ною Жордания, Филиппу Махарадзе, Ивану Лузину редактировать газету, и она окончательно превратилась в орган легальных марксистов.

То обстоятельство, что «Старый Ниника», последнее (как оказалось) из вышедших из печати стихотворений Сосо, было напечатано в «Квали», говорит о том, что у него появился интерес к обще ственно-политическим идеям, а также новый круг знакомых. Знакомство это было пока не очень близким и Сосо явно еще не стал своим среди социалистов, раз появился в редакции только через год после ее соединения с «Месаме-даси». Сложно представить, чтобы для редакционных активистов Сосо был чем-то иным, нежели способным, но ничем пока не примечательным семинаристом младших классов.

Сосо между тем менялся, и это начало сказываться на учебе. Нельзя сказать, что он ее забросил, но успеваемость за третий класс стала ухудшаться. В третьем классе (1896/1897 учебный год) Джугашвили сдавал по священному писанию: объяснение Книги Иова; об авторстве Псалтыри; псалмы Моисея и Давида; псалмы Соломона, Емона, Ефома, сынов Ноеевых и анонимные; составитель, сущность и цель Кн. Притч; объяснение главы Кн. Екклезиаста; сведения о Кн. «Премудрости Соломоновой». Общий балл получил 4, но годовые были 3, а среди отметок наряду с 3 и 4 была и 2. По церковной истории: религиозно-нравственное состояние языческого и иудейского мира в эпоху явления в мир Христа; гонение при Диоклетиане; Св. Писание и Св. Предание; епископ и епископское управление; о крещении еретиков; о расколах в Риме и Карфагене; Христианство в Европе; Второй Вселенский Собор; арианская ересь. Отметки по этому предмету имел неважные, самая высокая 4 с минусом, но были 3, 3 с минусом и даже 2 с минусом. В декабре получил 2 с плюсом за сочинение, годовую вывели 3, а за сочинение 2.

Со словесностью дела обстояли получше. Темы «Недоросль»; художественность и искренность басен Крылова (за Крылова, если верить выписке из журнала, Сосо получил даже 7 баллов); содержание «Горе от ума» Грибоедова (ответ оценен в 1 балл); о Ломоносове. Отметки 3, 4 и 5, годовая 4 и годовое сочинение на 3. По логике: о законах мышления; закон тождества; закон противоречия; исключение третьего недостаточного основания; о видах суждений по связности, степени достоверности; методы систематические и дидактические. Отметки получал 4 и 5, годовая 4, но по сочинению и здесь была 3.

По гражданской истории: Швеция при королях; вступление на престол Карла XII; возвышение Бранденбурга; великий курфюрст Фридрих I, король прусский Вильгельм I; история России в 13 веке; Екатерина II; Людовик XIV. По истории Джугашвили сдавал на ровную 4, однако и здесь сочинения не удавались: 2 с минусом, 3, годовое на 3.

В курсе математики изучали линии параллельной плоскости, поверхность призмы, объем пирамиды. Отметки: 4 с минусом, 4, 3, 1, 2. Общий балл 3, годовой 3. По греческому языку Сосо сдавал перевод из Демосфена, получали 3 и 4, годовая - 4. Очень неровные оценки по грузинскому языку (чтение псалмов и канона), встречались 5, 4 с плюсом и минусом, 3, 2 и 1, итоговую вывели 3, а вот за годовое сочинение получил 5. По пению годовой балл был 4, среди отметок и 5.

Появилось нечто новое и в кондуитном журнале. В том учеб ном году главные проступки Иосифа Джугашвили были связаны с чтением. Инспектор дважды отнимал у него романы В. Гюго, в третий раз он попался с книгой популярного тогда этнографа и социолога Шарля Летурно. Книги юноша брал по абонементу «Дешевой библиотеки». Из других его провинностей в течение года инспекторы отметили только опоздания на церковные службы, опоздания на утреннюю молитву и чай, болтовню в классе. Особых проявлений бунтарства по-прежнему не заметно, что бы ни говорили некоторые мемуаристы.

Чем в ту пору зачитывались семинаристы, и в их числе Сосо Джугашвили? Авторы воспоминаний о Сталине говорят о чтении классической русской литературы, грузинской, с неизменно любимым «Витязем в тигровой шкуре» Шоты Руставели, произведениями современных авторов — Александра Казбеги, Важа Пшавела, Ильи Чавчавадзе (редактора газеты «Иверия»), Игнатия Ниношвили (рано умершего писателя, участника «Месаме-даси»).

Называют произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Шекспира, Шиллера, Д. И. Писарева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя, У. Теккерея; историческую литературу, в т. ч. по русской истории, истории Великой французской революции, революции 1848 г. и Парижской Коммуны23 . Этим свидетельствам мы склонны верить, т. к. это довольно типичный круг чтения того времени. Обратим еще внимание на упомянутую выше книгу Ш. Летурно, а также «Историю культуры» Юлиуса Липперта (1839–1909), этнографа и историка культуры, выводившего все формы культуры из трудовой деятельности человека (см. из воспоминаний Г. Глурджизде). Вспомним, что работы Ч. Дарвина, по мнению мемуаристов, Сосо читал еще в Гори. Эта научная и научно-популярная литература служила тогда формированию материалистического и атеистического мировоззрения». Конец цитаты.

Для чего я выложил этот текст? Полезно бы сравнить познания, общекультурный уровень и кругозор двадцатилетнего выпускника Царской семинарии в 1989 г. Сосо Джугашвили с российским ровесником 2024 года.Или поколений, изуродованного болонской системой. Ещё интересней сравнить с ним выпускников советской школы  второй половины ХХ века, а также уровень лидеров СССР и современной РФ. Не пришло ли время возвратиься к НАЦИОНАЛЬНОМУ гимназическому образованию, какое давали учебные заведения Императорской России. Разумеется, взяв лучшее.  При этом мы из истории хорошо знаем, что образование и общекультурный уровень человека  сами по себе не гарантируют у него наличие чести, совести и порядочности, не являются гарантией от противоправных поступков и преступлений, но без них человек просто ДИЧАЕТ.Сравнить и помыслить над сравнением – полезно, чтобы исправить положение и не уродовать новые поколения российских граждан.

Е. Дмитриев,ветеран КПСС, 79 лет. 18 апреля, 2024г.


Рецензии
Классическое образование в царской России давало хорошее знание и советская система взяла много хорошего из нее.Отличие было в уровне преподавания языков и политизированности,в силу закрытости СССР.В гимназическом дипломе бабушки моей жены было 5 языков и она действительно свободно говорила на немецком и французком и играла на фортепьяно.

Сталин очень много занимался самообразованием,он действительно любил читать.

Александр Ресин   18.04.2024 17:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.