Книга пророка Обадияху

Обадияху (Авдий; иврит: «раб Яхве») является библейским пророком, автором Книги Авдия. Поскольку Авдий писал об Эдоме (Едоме), есть наиболее вероятная общепринятая дата появления этой книги. Она относится к 853–841 гг. до н. э., когда Иерусалим был захвачен филистимлянами и арабами во время правления Иорама Иудейского (см. 4 Царств 8:20–22 и 2 Паралипоменон 21:8–20). Этот ранний период определяет Авдия как современника пророка Илии. Еврейские предания склоняются именно к этому времени, потому что Талмуд идентифицирует Авдия как потомка Елифаза Феманитянина, первого из друзей Иова, упомянутого в кн. Иова.

Согласно Талмуду, Авдий происходил из Эдома, был потомком Елифаза, друга Иова. Он отождествляется с Авдием, который был слугой Ахава и был избран пророчествовать против Эдома, потому что сам являлся жителем Эдома, обращённым в иудаизм. Вероятно, Авдий получил дар пророчества за то, что спрятал «сто пророков» от преследования карательных отрядов Иезавели, желавшей смерти провидцам. Авдий скрыл пророков в двух разных пещерах, чтобы повысить шансы на выживание хотя бы одной группы. Все свои деньги Авдий тратил на содержание бедных пророков. Когда деньги закончились, он занял новую сумму под проценты, чтобы продолжать заботиться о нуждающихся.

Эдом – это земля потомков Исава, брата Иакова. Исав легкомысленно отказался от своего первородства ради прихоти (похлёбки). Потомки Исава не пропустили народ Израиля, когда тот шёл из Египта, чем они сильно разгневали Всевышнего. Это породило вражду между двумя братскими народами.


КНИГА ПРОРОКА ОБАДИЯХУ (Авдия)

1. Видение Обадияху (Авдия). Так сказал Господь Яхве об Эдоме. Весть слышали мы от Яхве, и посланник отправлен к народам: «Вставайте! Мы тоже встаём на войну с ним [с Эдомом]».

2. Вот, Я сделал тебя [Эдом] малым среди язычников и весьма презираемым.

3. Надменность разума твоего обманула тебя, живущего в расселинах гор (в узких ущельях), на высоте обитающего, говорящего в сердце своем: «Кто низвергнет меня на землю?»

4. Даже если ты взлетишь выше орла и меж звёзд сделаешь гнездо себе – Я и оттуда низрину тебя. Так говорит Яхве.

5. Если к тебе придут воры, разбойники ночью – ты потерпишь урон. Разве они не украдут [всё ценное], пока не насытятся? Если к тебе придут воры, срезающие виноград, разве они оставят тебе ягоды? 

6. Также будет обыскан Эйсав (Исав) и отняты клады его.

7. Союзники твои привели тебя к границе, и те, которые были в договоре с тобою, обманули тебя и одержали верх над тобою. Те, которые едят хлеб твой, ранили тебя. Тебе не хватило смекалки.

8. Неужели в тот день, говорит Яхве, не истреблю Я мудрецов Эдома и разум на горе Эйсава?

9. И всемогущие твои, Тэйман (Феман, сын Елифаза и внук Исава, старейшина Эдома), придут в смятение, так что все на горе Эйсава погибнут.

10. Ибо за насилие твоё против брата твоего Яакова (Иакова) воздастся тебя, и ты будешь истреблён навеки.

11. В тот день, когда ты стоял в стороне, когда чужеземцы уводили в плен войско его (Исраэйля), и чужеземцы входили в ворота его (Исраэйля) и бросали жребий об Йерушалэйме (Иерусалиме), ты был одним из них [врагов].

12. Но не следовало тебе [злорадно] наблюдать за днём [несчастья] брата твоего, когда он стал скитальцем. И не следовало тебе радоваться об убийстве сыновей Йехуды (Иуды). И ты не должен был говорить горделиво относительно [их] смерти.

13. И не следовало тебе входить в ворота народа Моего в день бедствия его. Не следовало тебе наблюдать за страданиями его в скорбный день. И не следовало тебе простирать [руки свои] на имущество его в тот день.

14. И не должен был ты стоять на перекрестке, убивая спасающихся беженцев, становясь предателем для уцелевших в день [их] бедствия.

15. Ибо близок день [суда] Яхве над всеми народами. Как поступал ты, так поступят с тобой, и "награда" твоя возвратится на твою голову.

16. Ибо как пили на святой горе Моей, так будут пить и пить непрестанно все язычники, пока не проглотят всё, и не растворятся, как будто их не было.

17. И на горе Цийон (Сион) будет спасение, и она станет святыней. И дом Яакова вернёт во владение наследие своё.

18. И дом Яакова (Иакова) станет огнём, и дом Йосэйфа (Иосифа) – пламенем. А дом Эйсава (Исава) – соломой. И загорятся они (сыновья Эйсава) в ней, и сгорят, и не будет остатка в доме Эйсава. Так сказал Яхве.

19. Южане овладеют горой Эйсава (гористая местность Сеир). Филистимляне овладеют полями Эфрайима (Ефремовыми) и Шомерона (Самарийскими), и Бинйамин-Гиладом (Вениамин-Галаадским).

20. А изгнанное войско сынов Исраэйля (Израилевых), что [живет] среди кенаанян до Царефата, и изгнанные из Йерушалэйма, что в Сефараде, овладеют городами южными (городами Негева).

21. И взойдут освободители на гору Цийон (Сион), чтобы судить гору Эйсава (Исава). И наступит Царство Яхве.


Рецензии