Король и его шесть сыновей

                I.
   Жил был на белом свете король.
   Однажды он серьезно задумался над вопросом, какие дела ему следует совершать — великие или малые.
   Но, будучи человеком сильного темперамента в болтологии и необъятной жадности в решимости дел (заметьте это), он решил вопрос в одночасье:
   — Буду совершать великие, как Наполеон. Пусть потомство пожинает потом плоды мои умственные!
   Так возник роковой вопрос о потомстве.
   Король сказал канцлеру:
   — Подайте список принцесс крови!
   И в полчаса, выгнав старую жену, выбрал себе неимоверную невесту, а через день — женился.
   Он сам сказал новой королеве:
   — На днях я совершу великие дела. А поэтому мне нужен наследник, чтоб пожинать плоды моего труда.
   — Воля вашего величества для меня закон, — ответила новоявленная королева. И через две недели родила наследника.
   Страна ликовала. Придворные получили ордена «за особые заслуги».
   Король был восхищён и едва мог выговорить:
   — Однако! Я желал-бы, с этого дня, чтоб все мои приказания выполнялись так-же быстро и хорошо!
   И он немедленно приступил к совершению великих дел: написать драму.
   Так-как было слишком хлопотливо заставлять действующих лиц говорить, король удовольствовался тем, что они просто маршировали по сцене.
   Драма имела колоссальный успех — аплодировали даже кашевары, а старые капралы кричали в такт действию:
   — Раз-два! Левой-правой!
   — Первое великое дело — в шляпе! — прогундосил король, быстро усаживаясь за второе, — составлять речь для армии, а главное для народа.
   Эти слова долетели до королевы и, помня свои моральные обязанности, она немедленно родила второго сына.
   Придворные получили ордена, для народа зажгли иллюминацию, а королю поднесли звание «отца отечества».
   Он продолжал совершать великие дела — заключал договоры, писал хрень юморную, выклянчивая у соседей вооружения, говорил напыщенные речи, рисовал разнообразные абстрактные картины и даже один раз пробовал починить стенные часы.
   В интересах истины заметим, что последнее дело ему не удалось, но он искупил неудачу замечательной речью о пользе и значении для всего народа часового механизма.
   Словом, дел было совершено так много, что их нельзя было упомнить. А королева исправно исполняла своя обязанности не встречаясь с хвастуном.
   Однажды король обратил внимание, что все придворные изнемогают под тяжестью выданных им орденов.
   — Почему так их много?
   — У вашего величества — шесть сыновей.
   — А-а, — пробубнил король. — А ну-ка, принесите-ка мне список моих величайших дел! — продолжил гнусаво правитель…
   Но списка нигде не было — длинный мелко исписанный свиток бумаги исчез, — как будто в воду канул.
   — Ищите-ищите! — гневался король.
   Придворные искали-искали, до тех пор, пока документально не установили, что его сам король неосторожно использовал этот свиток для совершенно неподходящего назначения.
   Тогда собрали старожилов и приказали им припомнить великие дела. Но старожилы лишь беспомощно тыкались от землетрясения к солнечному затмению, a великих дел «Наполеона» не помнили. И только один отставной капрал топал ногами и шамкал:
   — Раз-два! Левой-правой! — но что это значило — объяснить не мот.
   — И так надо приниматься сызнова, — вздохнул король. — Ибо потомство на лицо и жаждет пожинать плоды.
                II.
   Сыновья развивались не по дням, а по часам.
   Уже материнскую грудь они не соглашались сосать иначе, как по команде.
   Ходить совсем не умели, так как сразу начали маршировать! И лишь только научившись говорить, как начинали произносить речи за объявление войны соседним державам.
   Речи их произвели сильное впечатление на подданных. Все разводили руками и восклицали:
   — Чёрт знает, что такое!
   Наконец, нашелся один старый сказочник, который объяснил, в чём дело:
   — Загляните в народную мудрость, в начале каждой сказки вы найдете: у короля было три сына. Старшие умные, а третий дурак. У его величества —шесть сыновей. Я готов поручиться, что в этой его новой семье не менее двух дураков. Они-то и производят весь этот угрожающей шум!
   Об этом решении старого сказочника услышал король и сказал с присущей ему решительностью:
   — Отрубить голову!
   Таково было решение в то время, когда король утратил свои великие дела.
   — Прежде, чем совершить их заново — посоветуюсь я с наследниками! —подумал было король и вдруг вспомнил такие слова:
   — В этой семье по крайней мере два дурака...
   Три дня сидел король, придумывая, как-бы отыскать дураков среди своих сыновей и устранить от великих дел.
   На четвертый — созвал ученых я во всеуслышанье сказал:
   — Я изучил все науки в институте своего родственника и превзошел лучших писателей мира, но мои сыновья маршируют совершенно одинаково. Я не могу отличить среди них дураков и поэтому, сделайте это вы.
   Ученые сели в тёмной комнате и плотно завязали себе глаза.
   Одному — наимудрейшему из них, они вручили мел отмечать дураков крестиками, а принцы промаршировали один за другим.
   — Что вы хотите сделать для блага Родины? — спросили их.
   И они отвечали поочередно.
   — Я объявлю войну всему свету.
   — При этом главным образом женщинам и детям.
   — Нарушая когда-либо подписанные международные договоры.
   — Расстреливая мирных жителей.
   — И собирая с них контрибуцию.
   — Разрушая города и сёла с их церквами, университетами и истребляя жителей поголовно.
   Так говорили принцы, проходя перед мудрейшим из мудрейших, а он, думая, что это говорить один, вновь я вновь крестил его мелом.
   A соседи подталкивали наимудрейшего и осторожно шептали:
   — Намечайте, помечайте его со всех сторон. Он этого заслуживает, ибо он настоящий круглый дурак!
   Испытание окончилось.
   Перед королём стали с одной стороны принцы, с другой — ученые и он гундосо спросил у них:
   — Ну-у, и какой же результат?
   — Мы отмечали мелом... — начал старейший, но взглянул на принцев и вспомнил судьбу старого сказочника... произнёс; — намечали мелом умных!
   — Во-от! — радостно прогундел король. Все умные. Я так и знал.
   После этих слов весь дворец возликовал. На радости, ученым выдали по горсти местных монет и по кружке пива, а придворных наградили орденами.
   И король стал советоваться со всеми своими умными сыновыми, как же дальше совершать великие дела.
   Кстати, мои уважаемые читатели, я чуть было не забыл упомянуть вам, что этот король-то был — король украинский.


Рецензии