о поэзии И. Бродского несколько слов

              О поэзии И. Бродского

  Я была поверхностно знакома с творчеством русского поэта конца ХХ века Иосифом Бродским. Было прочитано несколько стихотворений, смысл которых мне был неясен, за исключением стихов, созданных до отъезда из страны. Отношение к поэту было предвзятым. Либералы всячески педалировали преследование поэта советской властью. Это раздражало. Открыла для себя этого талантливого поэта совсем недавно.

  Трагическая интонация В. Маслакова, исполнявшего стихи И. Бродского, захватила сразу. Так страстно, с надрывом Татьяна Доронина читала стихи М. Цветаевой.
  Одно из лучших стихотворений в исполнении В. Маслакова – «Осенний полёт ястреба». Читала, слушала раз пять. Волнение не утихало, сколько бы раз ни читала. Увидела в этом стихотворении  влияние А. Ахматовой и М. Цветаевой. От Ахматовой – интерес к конкретной ситуации, реалистическим деталям: сначала кажется, что описан полёт ястреба, который парит в воздухе, поднимаясь всё выше. Его уносит ветер – и он погибает, а дети пух и перья, летящие к земле, принимают за снег и радуются зиме.

  От Цветаевой – метафорическое сравнение (я так думаю). Трагическая судьба ястреба соотносится автором с трагической жизнью поэта-творца: одиночество, «сердце, бьющееся с частотою дрожи», способность видеть, чувствовать то, что скрыто от взгляда обычного человека, стремительный взлёт, беспокойство, гордость… смерть. Для России это особенно характерно: Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Есенин, Блок, Маяковский пережили подобную судьбу.
  Стихи Бродского не открываются с первого чтения. Их читаешь, перечитываешь, размышляешь над ними, постепенно приоткрываешь смысл, увлекаешься эмоциональным звучанием стиха, и тогда тебя охватывает чувство сопричастности к тому, о чём он пишет. 
  Такие чувства я испытывала при чтении стихотворения «Натюрморт». Ничего бесчеловечного, как считают некоторые критики, я не увидела в этих стихах. По-моему, это стихи глубоко страдающего человека, и это выражено уже в эпиграфе: «Придёт смерть, и у неё будут твои глаза». Какие? Холодные? Безжизненные? Бесстрастные?

  В стихах выражены боль, тоска, страдание человека, отвергнутого любимой женщиной (ничто так не ранит, как уход любимого человека – незаживающая рана). Отсюда и раздражение на людей. «Что-то в их лицах есть, что противно уму», а вещи кажутся совершеннее, потому что лишены эмоций, равнодушны к добру и злу. В этом он видит превосходство натюрморта – мира мёртвой природы.
   Я заметила, что особенность его творчества – слияние воедино конкретных реалий со временем и пространством. И тогда возникает философское осмысление Жизни-Смерти. Отсюда сложность и часто непостижимость, тайна его стихов.
Но последние строки стиха звучат очень конкретно: «Я твой!» – счастье быть рядом с любимым, дорогим человеком.
                ***
   Мысль Захара Прилепина о том, что «Бродский Ветхого и Нового завета – как единая книга», не давала мне покоя.

  Что такое Ветхий и Новый завет в Библии? В чём их разница? Основной принцип Ветхого завета – Бог прощает не все грехи: прощает тех, кто согрешил против Бога, но не прощает грех против людей. Обязательное сопротивление пороку и злу. Карать за грехи. Закон выше веры. Око за око, зуб за зуб. Бог – только для иудеев, для Израиля.

  В Новом завете Иисус прощает все грехи. Не оказывай сопротивление злому человеку. Иисус – со всем человечеством, он милосерден и призывает быть такими всех людей.
  Перечитав стихи И. Бродского, я согласилась с Захаром Прилепиным, что «Бродский Старого и Нового завета – это единая книга».
 
  Вот примеры из его стихов, в которых я увидела правоту З. Прилепина.
  Иосиф Бродский «Пятая годовщина» (4 ноября 1977 г.) Речь идёт о пятой годовщине высылки поэта из России:

  «Я вырос в тех краях…», «Там украшают флаг, обнявшись, серп и молот./ Но в стенку гвоздь не вбит, и огород не полот./ Там, грубо говоря, великий план запорот./… Там в моде серый цвет – цвет времени и брёвен». Здесь Бродский – обличающий, карающий, непримиримый, как требует Ветхий завет.
  А строчками ниже: «Я слышу Музы лепет…и без костей язык, до внятных звуков лаком, судьбу благодарит кириллицыным знаком». Какие мягкие, лирические строки благодарности судьбе, что он пишет стихи на русском языке.

 «Развивая Платона» – это прекрасное стихотворение о стране, где он жил до тридцати трёх лет. Оно написано  в эмиграции.

  Поэт рисует «идеальный город», в котором хотел бы жить. Что должно быть в этом городе? Опера, яхт-клуб, Тиран, которого хотелось бы оскорбить, библиотека, картинная галерея, кофейня, портрет молодой хозяйки в гостиной, толпа, кричащая: «Не наш!», герой, изгнанный за шпионаж.

  В сущности, он вспоминает счастливые и драматические ситуации своей жизни на Родине и делает это очень искренне, взволнованно, страстно. К какому же выводу приходит герой? Он был бы счастлив узнать, как выглядит то, на что «смотрел снаружи». И восторженно замечает: «viva Patrie» – да здравствует Отчизна!
Он сформировался, как поэт, живя в России, здесь он мыслил и страдал.
 Здесь Бродский и  карающий, и счастливый, и страдающий, не помнящий зла, мечтающий жить на своей родине. Вот несколько строк из этого стихотворения:

 Я входил вместо дикого зверя в клетку…
Выжигал свой срок и кликуху гвоздём в бараке…
Впускал в свои сны воронёный зрачок конвоя,
Жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Какая тяжёлая судьба узника! Какие жёсткие, беспощадные строчки, а дальше:
Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни?
Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
Из него раздаваться будет лишь благодарность.
    Горе, страдание обостряют восприятие жизни.

Прилепин прав: Бродский Ветхого и Нового завета – как единая книга. Это просматривается в каждом стихотворении. И непримиримый ко злу, карающий зло и милосердный, полный сострадания и человечности.

  Читая Бродского, я поняла, что быть русским поэтом не значит писать о народной жизни, как это делали Сергей Есенин,  Юрий Кузнецов, Николай Рубцов. Евгений Баратынский не писал о жизни народной, но это великий русский поэт, хотя философичность его стихов будет вряд ли понятна простому человеку. Кстати, именно его творчество оказало большое влияние на И. Бродского. 

  Но настоящий поэтический дар И. Бродского открылся, я думаю, при общении с жизнью народа, когда он был в изгнании.

  У Бродского есть стихотворение «В деревне Бог живёт не по углам…». Он сам читает его. Одно из шестнадцати, выбранных для авторского чтения самим поэтом. Что делает Бог в деревне? Освещает кровлю, варит чечевицу. Изгороди ставит, выдаёт девицу за лесничего.
  Что изображено в стихотворении? Божьи дела (бытие) или быт народа? Образец поведения– в бытии и в быту - один и тот же. И слияние их в сознании народа и в восприятии поэта создавало нерасторжимое единство быта и нравственности (идеал бытия).
 
  Да, Бродский не любил советскую власть, но никогда не винил страну: «Отчизне мы не судьи». Русский, великий поэт, огромное культурное явление России. Но это не значит, что его поэзия должна быть понятна любому человеку.
 
   Каждый человек, пришедший в Дрезденскую галерею, хочет увидеть «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. Но все ли способны понять, как Рафаэль показал великую жертву матери? Дева Мария держит своё дитя, крепко прижимая его к себе, не желая его отпускать, но в то же время – отдавая его миру, ведь он не только её сын, он Сын Человеческий, Спаситель мира. В выражении лица Мадонны – страх, невыразимая грусть и одновременно – смирение, покорность и жертвенность.

 Чтобы понять  стихи И. Бродского, нужен определённый уровень культуры, опыт критического анализа. Видно, мне этого не хватает. Не все его стихи открываются мне.
 


Рецензии
"Чтобы понять стихи Бродского, нужен определённый уровень культуры, опыт критического анализа"

По-моему, для понимания стихов Бродского необходимо всего лишь иметь с ним один диагноз: Dementia praecox
_____

"Видно, мне этого не хватает"

!!))))
_____

"Не все его стихи открываются мне"

Откроются. Мартобря 86 числа.
_____

На заметку.

Эдуард Лимонов — ПОЭТ-БУХГАЛТЕР
(Несколько ядовитых наблюдений по поводу феномена И. А. Бродского)

Для невинного и неискушенного читательского восприятия писатель — святыня. Для своего брата-писателя он более или менее любопытный шарлатан со своими методами оглупления публики. У него можно или поучиться приемам обмана, или пренебрежительно осудить его за отсутствие воображения и устарелые методы…
Как и Солженицын, Бродский — литератор крупнокалиберный, так сказать, литератор тяжелого веса. Еще одна Большая Берта русской литературы. Ритмика стихов Бродского в большинстве случаев тяжелая и торжественная.
Никто не знает, как нужно писать. Наш стиль — суть наши повторяющиеся погрешности, Бродский тоже не знает. Его стихотворения все больше и больше напоминают каталоги вещей. Вещи — его слабость.
Почти все стихотворения написаны по одному методу: недвижимый философствующий автор обозревает вокруг себя панораму вещей… Метод сравнения употребляется им бессчетное количество раз. Назвал предмет — и сравнил, назвал — и сравнил. Несколько страниц и сравнений — и стихотворение готово. Порою интересно читать эти каталоги, страницы каталогов, порой — скушно.
Поэт Иосиф Бродский малоподвижен. Ему не хватает темперамента. Во всех без исключения стихах его автор-герой пребывает в состоянии меланхолии.
Иосиф Бродский никогда не бывает в состоянии восторга. Взрывов у него нет. Человек он невеселый. Классицист. Бюрократ в поэзии. Бухгалтер поэзии, он подсчитает и впишет в смету все балки, костыли, пилястры, колонны и гвозди мира. Перышки ястреба.
Обращаться с абстракциями — с мирозданьем, Богом, космосом, манипулировать ими, Бродский умеет. Куда хуже обстоит дело с человеческими существами. Редкие женщины в его стихах или совершенно недоступны, он их боится, «и набрать этот номер мне,
словно выползти из воды на сушу», или очень доступны, и тогда они до вульгарности приземлены. Бродский не знает, как себя вести в моменты интимности: пытаясь быть свободным и мужественным — он вдруг грязно ругается. В устах почти рафинированного интеллигента, man of letters, каковым Бродский хочет быть (и, очевидно, на 75% является), ругательства, попытки ввести выражения низшего штиля типа «ставил раком», звучат пошло и вульгарно. Бог, которого Бродский так часто поминает, не дал ему дара любовной лирики, он груб, когда пытается быть интимен.
Стихи Бродского предназначены для того, чтобы по ним защищали докторские диссертации конформисты славянских департаментов американских университетов. Автора же таких стихов следует выбирать во многие академии, что и происходит, и в конце концов, с помощью еврейской интеллектуальной элиты города Нью-Йорка, с восторгом принявшей русскоязычного поэта в свои, я уверен, Иосиф Александрович Бродский получит премию имени изобретателя динамита.
С сегодняшними русскими поэт, кажется, поладил. Но еще неизвестно, каким найдут Иосифа Бродского сзади идущие поколения. В истории литературы было неисчислимое множество фальшивых кумиров. А вдруг автор монотонных и труднозапоминающихся тяжелых строф — один из них?

1987


Валентин Великий   18.04.2024 18:36     Заявить о нарушении
Валентин, а мне ближе точка зрения друга Э. Лимонова Захара Прилепина, который, я думаю, превзошёл своего учителя.

Лариса Иванова 8   30.04.2024 21:38   Заявить о нарушении