Вокзал и рояль

Вокзал и рояль.
Старый вокзал ветшал на глазах, и жители немецкого города со стыдом пробирались сквозь, к поездам. Макс тоже уже не мог видеть обшарпанных стен, а затхлый запах заставлял бежать на посадку ещё быстрее.
Спустившись в подземный переход, услышал знакомые звуки скрипок. Прислушался, не сбавляя шаг – что играют сегодня? Мелодия вела его, увлекала, как поток воды.
Сбавил темп …и почти остановился - в отдалении, чтобы не нарушить благость, лиловую ауру, которую создавали звуки. Музыка будто раздвигала стены и наполняла пространство светом.
Высокий седой скрипач играл вокализ Шумана.

Проходя мимо, Макс всегда кидал ему купюры, не мелочь. Купюры специально откладывал, копил для музыкантов, и давал, где бы их ни встретил.

Когда ему было пять, бабушка повела его в театр. Спектакль уже начался, погас свет, а он будто приклеился к барьеру оркестровой ямы, перевесился вниз и совсем не смотрел на сцену. Он вслушивался в неведомый язык инструментов, в многообразие звуков.
Бабушка с трудом увела его на место.
Музыка всегда будто гипнотизировала его. Услышав мелодию - застывал, где стоял.

Малышом Макс ходил на занятия по фортепьяно. В отличие от других детей – не прогуливал, а с благоговением шествовал на уроки, неся ноты в руках.
Однажды мама, пряча лицо, сказала, что не может платить за обучение. Макс собирался учиться дальше…но, глядя, на её разом постаревшее лицо, всё понял и на следующий день подал заявление в строительный колледж. Ему уже исполнилось шестнадцать, и надо было помогать матери и сёстрам. Выучился на инженера, стал руководителем конструкторского бюро в известной компании.

И продолжал нежно любить классику.

Слушая профессиональных музыкантов, пальцы нервно теребили пуговицу. На кончиках пальцев будто чувствовал нежность костяных клавиш, Очнувшись, тут же мысленно объяснял себе, что тогда – тогда! - не мог иначе, и что время ушло….И что ЕГО время ушло…

….Звуки скрипок растворились в воздухе и остались там, в переходе.
Макс сел в поезд, задремал. И ему приснилось. Он в огромном светлом зале, стены отделаны жёлтым песчаником, хрустальные люстры каскадом свисают с потолка. Вдали - сиденья обитые дорогой кожей. И он слышит свисток. Это же вокзал! Он видит себя как бы со стороны, как он идёт по залу, и чуть не поскользнулся на мраморной плите, и сквозь шум поездов слышит божественные звуки фортепиано. Пару шагов вперёд – и правда, посреди вокзального зала стоит белый рояль, и прохожий, сидя за роялем прямо в пальто, играет Баха.

Макс вздрогнул и проснулся.

На следующий день в газетах он прочёл объявление, что в городе начинается строительство нового вокзала. И решил - там непременно должна звучать музыка. И стоять рояль.

Он разослал письма в городской совет, мэрию, ратушу, в благотворительные общества , где предлагал поставить в главном зале нового вокзала рояль – за свои деньги, разумеется. Он скопил небольшое состояние.

Влиятельные лица не спешили с ответом.

А между тем ….музыка чудилась ему часто – в совсем неподходящих местах, являлась из неведомых источников. В звоне бокалов, в шелесте книжных страниц. Ноты – вместо букв. Нотный стан вместо линий электропередач. Тактовые линии – как шпили соборов.

Раз в месяц он ходил в мэрию на приём, как на работу. Чиновники пожимали плечами - кому это надо? Преувеличенно вежливо разъясняли, что на вокзале нет лишнего места, там всё распланировано. Что рояль будет мешать людскому потоку, что, в конце концов это создаст аварийную ситуацию - сообщали ему, Что люди идут на вокзал не на концерт. Музыку можно послушать в другом месте – в городе полно комфортабельных концертных залов. А, наконец, поупражняться и похвастать своим мастерством можно и в специально отведённых местах, и, причём совершенно бесплатно!

Однако музыка – это ж живое, и не звучит по расписанию. Когда в зале погаснет, или наоборот, зажжётся свет.
И - да, в его городе были концертные площадки, но…чего-то не хватало. Связующего звена, или …. поставленной точки. А может - среды, которую как раз и представлял рояль, стоящий в белом вокзальном зале.… К тому же наверняка исчезнет тот подземный переход, где звучала скрипка седого музыканта.

Отчаявшись, Макс уходил головой в работу. Но тогда ему всё чаще попадались на глаза брошюры, программки с концертов, уличные музыканты; - на каждом шагу, реклама нового «Стенвея», афиши концертов. Эти знаки разговаривали с ним уже во весь голос , кричали ему о его миссии, и - он собирался. И опять шёл просить.

И ещё - Максу теперь регулярно снился один и тот же сон. Зал со стенами, отделанными жёлтыми известняком, белый мраморный пол, сверкающая люстра. Только музыка менялась, - раз от разу становилась более щемящей, как будто что-то оплакивала. Просыпался, вспоминал сон, встряхивал головой. Мотнув головой, решительно вставал, и …продолжал своё дело.

Макс поседел, уговаривая бюрократов. И стал похож на того пожилого скрипача. Вот только так и не научился играть….Но однажды, в мэрии кто-то сменил чьё-то кресло, и молодой парень сказал – « А что, отличная идея!».
И через год, майским ясным днём в центре новенького, с жёлтыми стенами и с люстрой каскадом вокзальном зале установили сверкающий белый рояль.
С утра до вечера на нём кто-то играет, и играющего непременно окружает толпа.

Странно, ему уже не хотелось самому играть, - как в детстве и в юности, Он вспоминал седовласого скрипача в переходе, знал, что и его волосы стали серебряными. И понимал, что сделал всё правильно, сделал то, что мог, для тех, кому это нужнее. И уже почти благодарил свой путь, и свою карьеру инженера.

Макс иногда заходит на вокзал, стоит, прислонившись к стене, и глядит на оживлённых людей, на раскрасневшихся от игры музыкантов.

И нет высшей благодарности для него, чем слышать звуки гармоний. И он точно знает, что все эти люди носят в себе благодарность – не важно кому - ему, или провидению, подарившему людям инструмент.

А сны, – сны перестали посещать его.
И правда, зачем же слушать музыку во сне, когда можно видеть и слышать её каждый день, каждый час – идя на работу!
Основано на реальных событиях.


Рецензии