Как всё начиналось

на фото слева Начальник Культурного центра ГУ МВД РФ по г.Москве, полковник полиции ГАРМИДЕР В.В. справа Главный редактор газеты "Петровка, 38", полковник ОБОЙДИХИН А.Ю.
             

        "Ты помнишь, как всё начиналось.
        Всё было впервые и вновь"...
        Да, первые строки из популярного когда-то хита пришлись сейчас, как нельзя кстати.

       Как много вокруг интересного, нового, неизученного и неисследованного. И это не даёт спокойно спать неугомонной натуре, хочется всё успеть, попытаться осилить, если не выходит — незазорно и поучиться, чтобы потом с удовлетворением наблюдать за творением рук своих. А когда ты понимаешь, что получается и довольно неплохо, тогда можно взглянуть и на другие горизонты, пока ещё есть кураж в душе и желание что-то делать, творить… Но иногда оказывается сюрпризом то, что кто-то обращает внимание на твои достижения и оценивает их по достоинству. О чём я и хотел поведать в этом небольшом рассказе.   

       Дело было к вечеру, делать было нечего. Погода не радовала, рыбалка откладывалась, все домашние дела переделаны, кран отремонтирован, телевизор надоел… Каким-то образом мне всё же удалось уговорить свою натуру засесть за написание этой статьи, что, признаюсь, надо было сделать уже давно.
       Началось всё около года назад, когда мне позвонили из совета ветеранов в подразделении, где я служил долгие двадцать с лишним лет, и предложили принять участие в литературном конкурсе МВД России «Доброе слово», среди бывших и действующих сотрудников внутренних дел. От меня требовалось всего лишь направить по электронке какие-то старые фотографии, краткое описание прежней службы и что-то из своих литературных работ на заданную тему: «стихи, рассказы, повести о службе» в рядах милиции, ну или полиции выражаясь современным языком. В полиции служить не довелось, а вот о прежней службе у меня было написано немало, так что особо не раздумывая согласился выбрать что-то и прислать. Выбор пал на рассказ о необычном деле, когда на территории города появился волк, обычный лесной житель, и как нам удалось «спеленать» зверя, не причинив вреда его здоровью. http://proza.ru/2009/07/19/798 Тогда оказался всего лишь один пострадавший, который необдуманно попытался самолично выловить хищника, за что и поплатился укушенной рукой. Казалось бы, ничего особенного, история из далёкого прошлого, отображенная не в виде протокола или рапорта, а простым литературным языком. И каково же было моё удивление, когда через полгода мне позвонили из Культурного центра ГУВД Москвы и сообщили, что мой работа заняла первое место в конкурсе. О как! Если честно, особо ни на что не рассчитывал полагая, что творческих людей среди служителей правопорядка в столице немало. Но, вот так оказалось, что мой незамысловатый сюжет членами жюри единогласно был признан вполне достойным.

       Ну, что сказать?.. Новость была приятной, она тешила самолюбие и щекотала нервы, я порадовался, поблагодарил и откланялся, забыв на какое-то время о своём достижении. Однако, в Культурном центре ничего забывать не собирались, там кипит своя работа и они всегда должны поддерживать морально-психологический уровень личного состава московской мили… пардон, полиции, на позитивном уровне. Повторно позвонили через неделю и предложили приехать к ним в назначенное время, чтобы я мог принять участие в торжественном мероприятии. Но, всякий официоз и парадные речи вгоняют меня в тоску и уныние, не люблю я всякие торжества и овации. Тут уже лень внутри меня взбрыкнула и я поспешил отказаться, тем более что с парковкой в центре Москвы жуткие проблемы, а тащиться в общественном транспорте больше часа в одну сторону у меня не было никакого желания. Но не тут-то было! Просчитав мой настрой и возможные отнекивания, пообещали в назначенное время прислать персонально за мной служебное авто, чем сломили сопротивление окончательно, и я вынужден был согласиться. Пришлось залезать в шкаф, и отыскивать давно не одёванный пиджак…
       И вот в назначенный день и час мы мчим по городу под проблесковым маячком на крыше, игнорируя пробки и всякие затруднения. Сидя сзади ощущал себя важным полковником… «Халиф на час», усмехнулся я про себя поглядывая по сторонам, но удовольствие от быстрого перемещения закончилось так же быстро, прибыли на место. До начала церемонии ещё оставалось какое-то время, и мною всецело завладела журналист от газеты «Петровка, 38». Обычные вопросы, стандартные ответы. Однако, один из них: «Как давно вы начали писать, и что Вас подвигло этим заняться?», заставил меня призадуматься. А действительно, с какого такого перепугу, мне пришло в голову заняться прозой и даже стихами?..
       Вспомнилось, что детективы в мягкой обложке наводнившие прилавки в 90-е годы вызывали у меня оторопь и недоумение своей откровенной глупостью в тех вопросах, где описывались действия милиции. Видно было, что пишущий человек совсем не обладает информацией, как работают правоохранительные органы, а с кем-то посоветоваться и проконсультироваться они не считали нужным, полагая, что «пипл схавает»… Халтура! Профессионализмом тут и не пахло. Такие как я «хавать» были не согласны, подумалось, что если постараться то, пожалуй, я смог бы написать если не лучше то, уж явно не хуже, однозначно. Решил попробовать, затянуло, но были всё же какие-то сомнения и куда-то выставлять свои работы я не решался. Да, не решался, пока не довелось пообщаться с классиком в области советского детектива.

       Леонид Семёнович Словин*, сейчас наверно мало кто уже помнит этого замечательного человека, но тем не менее, историю простого советского милиционера, который стал автором отличных детективов можно свободно найти в интернете. Кроме всего прочего он был неплохим сценаристом, по его работам было снято немало детективов в советское и постсоветское время. Дружен был с братьями Вайнер, совместно с ними было издано несколько детективных романов… К тому же роднила нас и общая профессия — работа в милиции. Отыскав электронный адрес на одном из литературных сайтов, я набрался смелости и написал письмо, после которого у нас завязалась переписка, которую фрагментарно можно привести и здесь.

       «Леонид Семёнович, здравствуйте! Спасибо за то, что согласились выслушать. Извините, чувствую себя неловко отнимая Ваше время, но, если возможно, не могли бы Вы посмотреть на моё произведение?
       Пишу, к сожалению, торопясь и поспешая за мыслью, не обращая внимания на орфографию и пунктуацию. Всю правку и редактирование оставляю на потом, не знаю правильно это или нет, стараюсь не упустить суть углубляясь в сюжет. Впрочем, сейчас не об этом.
       Не литератор я, и никогда этим не занимался, однако стало интересно попробовать и посмотреть, что из этого выйдет. "Вечер наступит не завтра" http://proza.ru/2012/09/19/1774 выправил в меру сил и возможностей, надеюсь получилось. Объём немалый, нечто остросюжетно-приключенческое, знакомые и друзья теперь наседают, советуют найти знающего человека и сделать на основе "Вечера" сценарий, пророча в будущем неплохой фильм.
       Не стану лукавить, такие слова, рецензии и отзывы, (конечно же) приятны мне, как и любому автору. Но друзья на то и друзья, поддержать, приукрасить, подбодрить, и на их объективность в этом вопросе я мало полагаюсь. Читать они любят, но в рапортах и протоколах всё же разбираются лучше, чем в литературе. Да и вообще... Какой фильм? Какой сценарий?! Никогда даже не думал об этом, и всё же... А вдруг?.. Поэтому и обращаюсь к Вам, как к коллеге, профессионалу с немалым авторитетом и жизненным опытом. Интересен ли мой сюжет и есть ли у него перспективы? Может быть, овчинка выделки не стоит… Посоветуйте начинающему автору с высоты своего опыта, пожалуйста.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Юрий».

       Ответ не заставил себя долго ждать.

       «Дорогой Юра! Во-первых, на "Ты", как коллеги, служившие в милиции. Произведение Твоё я обязательно прочту, хотя и небыстро. Увы, состояние моего здоровья в настоящее время не самое лучшее. Обращаю Твоё внимание на то, что я уже давно не в России и не в курсе тамошних дел. Стоит ли Тебе делать сценарий раньше, чем Ты найдешь спонсора? Вот вопрос. Подумай! Сначала заинтересуй тех, кто делает кино, чтобы не делать лишней работы.
Такие дела. Удачи! Леонид».

       Через какое-то время я получил новое письмо.

       «Юра! Сначала о другом. Был такой зав. редакцией "Молодой гвардии" писатель С.Г. Жемайтис. Однажды во время моего посещения редакции Сергей Георгиевич получил почтовое извещение о бандероли, пришедшей с Кубы, и пригласил меня прогуляться вместе с ним на почту. Через короткое время мы возвратились в редакцию с увесистой коробкой, тщательно упакованной. Сергей Георгиевич собирал морские раковины и был в полной уверенности в том, что в бандероли находится раковина. В кабинете он срезал бечеву. Увы! К его огорчению, внутри оказалась увесистая страниц так на пятьсот - шестьсот рукопись романа, отпечатанная аккуратно, по всем правилам, через два интервала. И тут впервые в жизни я стал свидетелем того, как редактор-профессионал рецензирует произведение неизвестного автора. Жемайтис открыл рукопись наугад, как колоду карт, где-то в последней трети и принялся внимательно читать. Я видел, как шевелились его губы, беззвучно произнося текст. Потом он закрыл рукопись и открыл её снова ближе к началу, на странице примерно пятидесятой и продолжил чтение. Всего Жемайтис прочитал примерно шесть-восемь разных страниц текста, после чего отложил рукопись в сторону – мнение о её достоинствах у него, опытного редактора, уже сложилось, и он не собирался читать все пятьсот-шестьсот страниц. Такое отношение к рукописи на первый взгляд может показаться несерьёзным. Прочитав каких-то десять даже двадцать страниц из пятисот, наверняка можно пропустить что-то важное… Нельзя понять идею произведения, его сильные стороны.
       Увы! Это правда. Но главное, что подлежит оценке – является ли текст литературным произведением. И чтения 3-4% рукописи вполне достаточно, чтобы сделать правильный вывод. Автор на протяжении всего произведения верен себе, он не может отступить от присущей ему манеры письма. Второй человек в редакции Жемайтиса Александр Яковлевич Строев – в своё время главный редактор "Пионерской правды" в прошлом говаривал, что для дегустации находящегося в бочке вина не надо выпивать всю бочку…
       Ты понял. Я прочитал три главы из Твоей рукописи. Мне достаточно. Это настоящее литературное произведение, по неизвестной причине пока ещё нигде не опубликованное. Написано в духе классических приключенческих вещей. В некоторых местах Ты немного злоупотребляешь сленгом, но это легко снимается при редактировании. Не знаю, как сегодня, но в мои годы такую вещь охотно принял бы "Искатель", "Уральский следопыт", сборник "Подвиг", потом можно было бы предлагать для издания в "Эксмо", "АСТ" и так далее. Я не жалею, что прочитал несколько глав. Мне было интересно. Удачи! Леонид».

       Ну вот, в сущности, это письмо и прибавило мне уверенности, что получается неплохо и можно без всякого стеснения предлагать свои творения каким-то издательствам, что я и сделал, не откладывая в долгий ящик. Редакция издательства «Подвиг» выпустило три книги, а также и родная газета «Петровка, 38» неоднократно печатала мои рассказы.
       К сожалению, Леонид Семёнович не смог порадоваться моим успехам, летом 2013 на 83 году жизни его не стало. Лишь сиротливо и одиноко осталась существовать его страничка на сайте Проза.ру… Прожил он интересную и насыщенную жизнь, а теперь уже и он и его творчество, часть нашей истории. Могу лишь порадоваться, что хоть таким образом мне удалось пообщаться с этим выдающимся человеком.
 
       Всё это вкратце я пересказал собеседнице-журналисту, и через какое-то время в газете «Петровка, 38» вышел обзорный репортаж об этом торжественном мероприятии. А само же торжество проходило в Культурном центре ГУВД Москвы, где мне был вручён Диплом лауреата в номинации «Роман» и «Рассказ», а также в виде ценного подарка я получил ультрасовременный пылесос, что заставило улыбнуться и навело меня на мысль: «сто лет назад в ЧК награждали "Красными революционными шароварами", а теперь… пожалуйста, пылесос. Прогресс на лицо! За что отдельное спасибо устроителям конкурса, старый мой домашний помощник давно пора было менять».
       А кроме всего прочего, в Культурном центре ГУВД параллельно проходила и выставка картин, авторами которых так же являлись действующие и бывшие сотрудники МВД. Хоть и не знаток я в живописи, но многие из работ мне особенно понравились.

  *СЛОВИН Л.С. — Лауреат (дважды) премии МВД СССР и Союза писателей СССР (1970, 1984). Премии СП РСФСР и "Уралмаша" им. разведчика Николая Кузнецова. Серебряная медаль Литературной премии РФ. Лауреат премии Союза писателей РСФСР и МВД РСФСР - за повесть "Такая работа" и т.д.
  Экранизации: 1986 - "Дополнительный прибывает на второй путь"; 1990 - "Кодекс молчания"; 1990 - "На темной стороне Луны" (в соавторстве с Георгием Вайнером) - телеверсия фильма "Кодекс молчания"; 1992 - "Кодекс молчания - 2"; 1992 "По следу чёрной рыбы" (в соавторстве с Георгием Вайнером и Зиновием Ройзманом) - телеверсия фильма "Кодекс молчания - 2" и т.д.
  Библиография: 1973 - Астраханский вокзал – повесть; 1974 - Дело без свидетелей – рассказ; 1978 - Четыре билета на ночной скорый – рассказ; 1979 - Свидетельство Лабрюйера; 1981 - Пять дней и утро следующего – повесть: 1981 - Дополнительный прибывает на второй путь – повесть и т.д.


Рецензии
Юрий, здравствуйте. Во-первых, от всего сердца и души поздравляю с первым местом. Поверьте, не лукавлю. Более того, Вы первый из моих избранных, чьё литературное произведение было оценено столь высоко и это не на уровне конкурса Прозы. Мне есть к чему стремиться и что достигать))).

Так как редактор читал произведение, так же и преподаватели в университете читают научные труды (контрольные, курсовые, дипломных) своих учеников. Со мной этим секретом поделились при учёбе, когда вместо контрольной в 30 страниц, я принесла 80-ти листовой труд))).

С Вашей подачи почитаю произведения Леонида Сергеевича... Жаль при его жизни Проза не свела...

С теплом из Сибири. Ваша Наташа.

Наталья Куфина   19.04.2024 14:11     Заявить о нарушении
Наташа, добрый вечер!
Спасибо за поздравление и отзыв, приятно!
Если честно, сомневался, когда писал Словину. Думал, что человек такой величины просто не обратит внимание, занят к тому же наверно, ан нет, оказалось что вполне адекватный товарищ. И он действительно вселил в меня уверенность, за что ему огромное спасибо. Наверняка и какие-то из фильмов его знакомы многим.
С наилучшими пожеланиями,

Юрий Воякин   19.04.2024 17:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.