Вопросы автоматизации познавательной деятельности

Кафедра философии АН СССР
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АВТОМАТИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реферат
Проскурин Сергей Павлович
Институт проблем управления АН СССР
МОСКВА
1983
 
Введение

Потребность современного индустриального общества в ускоренном развитии производительных сил при сокращении доли “живого” труда выдвигает на первый план проблему всесторонней автоматизации различного рода трудовых процессов. Процессы производственной деятельности человека подвергаются в настоящее время всесторонней комплексной автоматизации на основе внедрения в сферу производственной деятельности микропроцессорных устройств. В период научно-технической революции наука становится непосредственной производительной силой и потому задача автоматизации процессов деятельности в сфере научных исследований встает с той же степенью необходимости, как и в сфере производственной деятельности.
Постановка такой задачи не только свидетельствует о достигнутом уровне в развитии научно-технического потенциала, но и характеризует качественно новую, более высокую ступень в развитии познания объективной действительности.
Практическая постановка задачи внедрения автоматизации в сферу научных исследований, предполагающая реализацию техническими средствами процессов мыслительной деятельности и непосредственно примыкающих к ней ставит, в свою очередь, задачу методологического осмысления сущности такого актуального явления как автоматизация.
Автоматизация, в той или иной степени, затронула все сферы предметной деятельности человека.
Техника успешно выполняет функции управления и контроля за технологическими процессами, которые не так давно считались доступными только человеку. Появились полностью автоматизированные производства, где роль человека заключается уже не в управлении и контроле за ходом производства продукта, а в контроле за исправностью машин, обеспечении своевременной поставки сырья и вывозе готового продукта. В таких производствах человек уже выключен из сферы непосредственного производства и, фактически реализуется “возможность превращения его из агента общественного производства в его подлинного субъекта”. (17, стр.    )
Практически, с появлением компьютеров начался и все время расширяется и углубляется процесс проникновения техники в сферу специфически познавательной деятельности. Одним из направлений использования техники в этой сфере является автоматизация этих процессов.
В данном контексте познавательную деятельность следует трактовать расширительно, то есть не только как область научных исследований в части углубления познаний о природе, но и как исследование повседневной деятельности человека во всех ее проявлениях. 
Комплексный характер поставленной развитием общественного производства проблемы автоматизации познавательной деятельности предполагает системный подход к ее решению.
Последний требует выявить историческую необходимость и предпосылки автоматизации; место автоматизации в процессе познания; роль автоматизации в познавательной деятельности, осуществляемой субъектом.
В настоящей работе предпринята попытка осветить ряд вышеизложенных методологических вопросов автоматизации различных аспектов в познавательной деятельности.
 
Глава I. Автоматизация - как историческая необходимость в развитии производительных сил 

 Человек стал обособляться от природы, когда стал осуществлять “специфически человеческую деятельность”, связанную с появлением орудия.
Первым орудием можно считать специализацию руки.
Использование руки в качестве орудия позволило человеку осуществлять “преобразующее обратное воздействие... на природу - производство” (1, стр.357).
 По мере усложнения и совершенствования функций, которые должна была выполнить рука, совершенствовалось и ее строение, что, в свою очередь, допускало дальнейшее усложнение выполняемых функций.
“Но рука... была только одним из членов целого, в высшей степени сложного организма. И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила” (2, стр.488).
Энгельс показал, какую роль сыграла рука в развитии сознания человека, “а впоследствии, на основе этого... понимания законов природы” (1, стр.357).
Прослеживая эволюцию функций руки, как орудия, необходимо отметить, что лишь на начальной стадии специализация руки была целостным единственным посредующим звеном между целеполагающим субъектом и предметом. В дальнейшем рука стала в преобразующей деятельности исполнять в основном лишь функцию управления предметом, составляющим вместе с ней орудие. Даже паровая машина, являющаяся до сих пор самым могущественным... орудием для преобразования природы, в последнем счете, именно как орудие, основывается на деятельности руки” (1, стр.357).
Развитие орудия не было волевым актом субъекта, а обосновывалось необходимостью иметь средство для разрешения противоречия между целью удовлетворения присущих ему потребностей и возможностью их удовлетворения, т.к. “объективный мир идет своим собственным путем, и практика человека, имея перед собой этот объективный мир, встречает затруднения в осуществлении цели, даже натыкается на “невозможность” ... (7, стр.196).
Следовательно, совершенствование орудия является необходимым актом человеческой деятельности, который был бы невозможен, если бы человек не осуществлял познавательной деятельности в отношении объектов природы.
Энгельс отмечал, что “вместе с быстро растущим познанием законов природы росли и средства обратного воздействия на природу” (1, стр.357).

На заре развития человеческого общества, когда еще не сформировалась наука, а люди лишь обладали определенным опытом, некоторыми отрывочными знаниями, орудия представляли собой овеществленный опыт. В дальнейшем, по мере накопления знаний о законах развития природы, формирования науки как качественно новой ступени человеческого познания, появляются более совершенные технические средства, представляющие уже как бы кристаллизованные научные познания, создаются предпосылки для систематизации этих познаний, их овеществления в технических системах.

В рамках поставленной задачи рассмотрим процесс развития орудия и выявим признаки, характеризующие этапы его развития.
От древнего человека и вплоть до появления паровых машин совершенствование орудия шло по пути развития функций, присущих руке, если не принимать во внимание самодействующие системы механизмов, приводимые в движение животными. Палка, копье, стрела, дротик и т.п. служили для “удлинения” руки. Рычаг, ворот, лопата и др. служили для ее “усиления”. После исчерпания возможностей этих простейших орудий, на основе развивающегося познания природы появились простейшие механизмы, реализующие элементарные комплексы функций.
Дальнейшее усложнение механизмов повышало их эффективность, но не изменяло характера труда человека, использующего эти орудия.
Появление паровой машины оказывает революционизирующее воздействие на общественную практику - производство - тем, что изменяет характер труда человека. Теперь труд “выступает уже не столько как включенный в процесс производства, сколько как такой труд, при котором человек, наоборот, относится к самому процессу производства как его контролер и регулировщик” (4, стр.213).
После появления паровых машин наступил период их внедрения во все области человеческой деятельности и совершенствования самих машин. Этот период охарактеризован Марксом и Энгельсом как Промышленная революция, предпосылками которой явилось взаимодействие развивающейся науки и растущих общественных потребностей.
“Орудийная техника привела к организации специализированного мануфактурного производства, что создало объективные условия для применения узкоспециализированной автоматической системы машин и, в перспективе, к организации комплексно-автоматизированного производства” (13, стр.12).
Из сказанного можно заключить, что, при переходе от орудийной техники к машинной, машине передавались непосредственно исполнительские, технологические и энергетические функции.
Определял цели производственной деятельности, создавал условия, управлял и контролировал производство человек.
По мере развития машин все более усложнялись исполняемые ими функции, однако их характер оставался прежним. При этом, важно отметить, что на этом этапе в познавательной деятельности машины в качестве орудия познания не использовались.
Следующий этап (ступень) в развитии познания в направлении автоматизации связан с научно-технической революцией.
Не останавливаясь на всех аспектах такого многогранного явления как НТР, необходимо выделить основную его движущую силу, наиболее ярко проявляющую себя - автоматизацию, “ибо именно этот процесс наиболее полно и наглядно выражает характер изменений в технологии производства за последние десятилетия - изменений, внутренне подготовленных революционными преобразованиями в науке и технике нашего столетия” (16, стр.4).
Уже К.Маркс говорил об автоматической системе машин, имея в виду, однако, лишь исполнительские функции.
“Когда рабочая машина выполняет все движения, необходимые для обработки сырого материала, без содействия человека и нуждается лишь в контроле со стороны рабочего, мы имеем перед собой автоматическую систему машин...” (5, стр.392).
Такое представление об автоматизации отражает ее понимание как высшей степени механизации.
Но “автоматизация не означает лишь продолжение механизации. Она представляет собой переход производительных сил на новый, более высокий уровень, связанный с изменением места человека в производственном цикле” (11, стр.46).

В данной работе под автоматизацией понимается частичное или полное замещение процессов деятельности человека процессами технических устройств.
В таком представлении НТР в части автоматизации можно охарактеризовать как период, в течение которого замещаются машинами функции человека по управлению и контролю за процессами производства.
Однако это не отражает всех сторон процесса автоматизации.
Автоматизация теснейшим образом связана с многосторонней деятельностью человека. Познание человеком природы осуществляется через практику и технику. “В познаваемых объектах человек выделяет те черты, которые оказываются существенными с точки зрения развивающейся общественной практики, а это становится возможным именно при помощи предметов-посредников, несущих в себе опредмеченный социально-исторический опыт практической и познавательной деятельности” (15, стр.13).
В свою очередь, практика формирует цели и направляет познавательную деятельность человека, а техника способствует достижению этих целей.
В силу этих причин все возрастающую роль в процессе производственной деятельности начинает играть наука.
Период НТР характеризуется качественно новым отношением науки и производства. Отмечается “интенсивное превращение науки в непосредственную производительную силу общества” (16, стр.5).
Этот процесс не является случайным, а обусловлен историческим развитием производительных сил общества, определенным уровнем общественных отношений и степенью отражения объективной действительности.
“Чтобы наука действительно стала превращаться в непосредственную производительную силу, само материальное производство должно достигнуть такой стадии, чтобы необходимым условием дальнейшего совершенствования его организации и технологии стало бы формирование научных знаний об объективных основаниях соответствующих производственных процессов” (15, стр.21).
Для формирования таких знаний требуется не только развитие прикладных конкретных наук, но и все более глубокое постижение фундаментальных основ объективной реальности.
В настоящее время достижения фундаментальных наук быстрее, чем когда-либо находят отражение в прикладном знании и, следовательно, в технике. Этот объективный процесс в силу масштабности протекающей в нем деятельности с необходимостью ставит задачу использования в нем техники, т.е. задачу автоматизации.
Тенденции автоматизации не только процессов физического труда, но и процессов познавательной деятельности, зародившись в период НТР и неуклонно развиваясь подготавливает новый качественный скачок в развитии производительных сил и особенно в ускорении и углублении процессов познавательной деятельности. Для того, чтобы выявить движущие силы и направление тенденции автоматизации познавательной деятельности, необходимо проанализировать сам процесс познавательной деятельности в период НТР и определить предпосылки, лежащие в основе автоматизации.
 


Рецензии