Мастер и Маргарита. Рецензия на фильм 26. 0

     Пожалуй, данную часть, как и предыдущую, можно классифицировать как
ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Один из часто задаваемых
вопросов после просмотра фильма — Непонятно, а как встретились Мастер и
Маргарита?
      Для все зрителей, что посмотрели фильм Мастер и Маргарита Михаила
Локшина, является очевидным, что встреча двух главных героев произошла на
первомайской демонстрации. Но мгновение, в которое она свершилась, можно
сказать, большинству зрителей просто не удалось зафиксировать. Зритель
успевает в ходе просмотра фильма запечатлеть для себя, что Мастер сунулся
прямо под колеса грузовика переходя улицу, а дальше какая-то неведомая сила
увлекает его обратно на тротуар. Всё происходит настолько быстро, что
невозможно рассмотреть подробности. А затем мы уже видим идущих рядом
Мастера и Маргариту. Многие зрители расценивают это как недоработку
авторов фильма! Но так ли это?! Если это не так, то как объяснить такое
решение сценариста и режиссера?! Для меня почти нет сомнения, что данный
эпизод тщательно прорабатывался сценаристом Романом Кантором и
режиссером Михаилом Локшиным. Как объяснить, точнее чем объясняется
именно такое решение относительно этого мгновения?
       Ранее, в одной из частей мною рассказывалось, что фильм снят в основном в
стиле Караваджо. Это стиль, который подразумевает недосказанность,
неполный показ всего в кадре, что-то остается для зрителя недосказанным,
недопоказанным. Зрителю предлагается самому достроить складывающуюся
картинку, причем на подсознательном уровне. Личное мое мнение здесь такое
— режиссер и сценарист специально не стали разжевывать для зрителя все
подробности момента, мгновения встречи, так как это в принципе
противоречило бы основному стилю господствующему в кинокартине — стилю
Караваджо.
     Самый большой вопрос к создателям фильма у многих телезрителей
возникает по показу любви у Мастера и Маргариты. И претензии, большие,
замечу, претензии к режиссеру и сценаристу заключаются в том, что якобы всё
показано настолько плохо, что любви там вообще не видно! Вот как написала
мне недавно одна из зрительниц: ,,Любовь — это чувство космическое. Эти
двое играли механику. Она гремела костями, он мечтал о славе. Какой тут
космос? Как показать любовь? Как вдохнуть в картину космос? Это иcкусство
режиссера. Вы хотите, чтобы я словами описала космический вкус любви? Есть
фильмы советских времён, там показана любовь. А в нынешней либеральной
помойке ничего стоящего нет. Станиславский говорил: не верю.'' Что
называется — ни прибавить, ни убавить!!! Или всё-таки можно разобраться,
почему у данной женщины сложилось такое мнение, и почему режиссер
показывает любовь Маргариты и Мастера именно так, именно таким образом?
Попробуем разобраться!
      Начнем, пожалуй с женщины — кинозрительницы. Несомненно, что она
читала роман Мастер и Маргарита, и, скорее всего, читала даже не один раз. И у
нее после прочтений сложилось СВОЁ, подчеркиваю, СВОЁ видение на любовь
между Мастером и Маргаритой. И это СВОЁ ВИДЕНИЕ оказалось не
совпадающим с тем, что довелось лицезреть в фильме. Это называется —
завышенное ожидание. Ну какая девушка и женщина не мечтает о
космической любви и о принце на белом коне! Вместе с тем, если мы
пристально всмотримся в текст романа ,,Мастер и Маргарита'', то там не
обнаружатся признаки космической любви. Режиссер-постановщик Михаил
Локшин и сценарист Роман Кантор очень бережно и внимательно отнеслись к
показу взаимоотношений Мастера и Маргариты, сделав эту линию главной в
кинокартине. И строго говоря, какой была показана любовь в романе, такой она
показана и в фильме. И поэтому предъявлять претензии, мол плохо сыграли, к
Евгению Цыганову и Юлии Снигирь — абсурдно. Они сыграли ровно так, как
требовал от них режиссер.
      Исходя из вышесказанного осталось разобраться, почему Михаил
Афанасьевич Булгаков изобразил отношения героев в романе так, как это
предлагается читателю.
 т    Можно полагать, что Михаил Булгаков понимал толк в любви — ведь он
был трижды женат и каждый раз это был брак по любви. Кроме того, он был
потомственным интеллигентом и поэтому достаточно хорошо знал
теоретически, что такое любовь и какие типы любви существуют. Как известно
еще (или уже?!) в Древней Греции выделили: эрос, филия, сторге, агапэ, людус,
мания, прагма.
      Мастер и Маргарита. Взаимная любовь. Но любовь у них разная: у
Маргариты - агапэ, у Мастера - прагма. Агапэ — жертвенная любовь. Прагма
— прагматичная. И мы видим, что Маргарита делает всё, чтобы помочь
возлюбленному в написании романа. Главная цель у нее заключается именно в
этом. Мастер, находящийся в трудной моральной ситуации после отмены его
пьесы с благодарностью принимает любовь Маргариты, начиная испытывать
любовь к ней как к родственной душе. Ни любовь Маргариты, ни любовь
Мастера по своему типу не предполагает бурных африканских страстей и улета
в космос. Верность, преданность, внимание, забота — вот что характерно для
их отношений.
        Сейчас ни для кого не секрет, что прототипом для написания образа
Маргариты Михаилу Булгакову послужила его третья жена Елена Сергеевна
Шиловская. Безусловно, при создании образа Маргариты Михаилом
Булгаковым было привнесено что-то и от других женщин. Если начать
сравнивать с моральной точки зрения, то Маргарита даже выглядит несколько
достойнее, чем Елена Сергеевна, ведь у нее не было двух детей, как у Елены
Шиловской. Для детей развод родителей практически всегда душевная травма.
Не описывая всех сложностей выяснения отношений между Еленой Сергеевной
и ее мужем, военным занимающим высокую должность, отметим, что она ушла
к Булгакову взяв с собой младшего сына. И знаете, когда я читал о семейных
отношениях Михаила Афанасьевича с Еленой Сергеевной, мне очень
понравился этот мальчик. Понравилось ,что он независим в своих суждениях и
за словом в карман не лез. Однажды, когда он спросил у Михаила
Афанасьевича, почему мама рассталась с папой, ведь у них были хорошие
отношения, Булгаков ответил так: ,,Она решила рискнуть и нашла свое
счастье''. На что Сережа сказал — А ты не боишься, что она может еще один
раз рискнуть?
     И возникает вопрос, а почему она бросила Шиловского? То, что она
многократно жаловалась, что ей не хватает настоящего дела в жизни, общения с
другими людьми, это понятно. Но по сравнению с Маргаритой, ей было чем в
общем-то заняться - ведь у нее двое детей, два мальчика. Понятно и то, что
отношения с мужем стали охладевать. Но почему они стали охладевать?
    Выскажу свою сугубо личную точку зрения — не она выбрала Шиловского, это
он выбрал её и отбил у первого мужа. Полагаю, что в глубине подсознания это у
нее сидело, и ей хотелось сделать свой выбор. Свой выбор мужчины.
Подсознание — вещь коварная. Вторая жена Михаила Булгакова Любовь
Евгеньевна Белозерская (полячка по происхождению), женщина была
энергичной, приехав из Берлина (до этого жила в Париже), который для нее уже
был ПМЖ (постоянным местом жительства) на вечеринке писателей сказала
при первой встрече Булгакову вот что — она высмеяла его черно-желтые
ботинки, назвав их ,,цыплячьими''.. Но это не помешало более близкому
знакомству. Она, уже живя с Михаилом Булгаковым, занималась верховой ездой
на лошадях, одной из первых среди женщин в Москве закончила школу
вождения автомобилей. Но однажды случилось то, что случилось. Михаил
Булгаков сидел дома и занимался литературным трудом. Любовь Евгеньевна
болтала в это время с кем-то по телефону.(По другой версии слушала патефон).
Болтает и болтает. Булгаков не выдержал и сказал — Я всё же работаю! На что
получил ответ — Но ты же не Достоевский! Пошутила вроде как... А у Михаила
Афанасьевича, похоже, это засело занозой в подсознании навсегда, хотя умом
он понимал, что это была шутка...
     Татьяна Николаевна Лаппа — первая жена Михаила Булгакова. Венчались в
одном из храмов города Киева в 1913 году. Прошли вместе множество
невзгод. Тася, так называл её Булгаков, дважды спасла Булгакова от смерти. Он,
спустя какое-то время, ей предъявил, что она оказалась слабой и спасая его от
смерти во второй раз(от тифа) , не увезла его больного сначала в Батум, а потом
за границу. Возможно, это так у него засело в подсознании, что нашел себе
новую женщину - Любовь Белозерскую, которую другие писатели почему-то не
любили и называли Беломорканальской. Первые две жены несмотря ни на что
до конца своих дней сохранили хорошие воспоминания о Михаиле Булгакове.
   Татьяна Николаевна дожила до 1982 года, Любовь Евгеньевна - до 1987, а
Елена Сергеевна скончалась в 1970 году. Упоминание мною трёх жен Михаила
Булгакова вызвано прежде всего тем, что это были действительно очень
достойные женщины, преданные своему мужу, во всем помогавшие ему.
                18.04.2024


Рецензии
Разбор понравился. Но всё же гремела она костями в фильме. Нет в её глазах того внутреннего огонька влюблённости. Видимо, сам режиссёр не знает, что такое любовь

Лина Ранецкая   24.04.2024 16:53     Заявить о нарушении
Ох, Лина, Лина! А Вы-то сами знаете, что такое любовь? Нет, не теоретически, нет не из книг, а из собственного жизненного опыта?!

Виктор Томилов   24.04.2024 18:54   Заявить о нарушении
Знаю. Потому и вижу всю наигранность героини. Вот она не знает. Поэтому и сыграть не может.

Лина Ранецкая   24.04.2024 19:59   Заявить о нарушении