Путь художника - моя история утренних страниц

«Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несёт удовлетворение»
Сомерсет Моэм

В среду, 15 июня 2016 года, в моей жизни произошло событие, изменившее мою жизнь, – я «открыла» для себя книгу «Путь художника» Джулии Кэмерон. Информация о книге пришла случайно – в виде рекламы на почтовый электронный ящик – если можно считать случайностями все закономерности, происходящие с нами в жизни. Моментально прочитала отзывы – и меня зацепило.

Скачала электронный вариант и начала читать. Запоем, не отрываясь. В голове – сумбур. В одно время и горячо, и светло, и холодно, и грустно, и тревожно, и взволнованно. Любопытно. Страшно. Щекотно до чёртиков.

Читаю книгу и ощущаю, что разговариваю сама с собой. Порой нахожу настолько такие близкие мысли, что кажется – это говорю я, просто до сих пор не могла найти таких точных слов.

С другой стороны – читаю и беспокоюсь: а подействует ли методика на меня? Произойдут ли перемены со мной? В моей жизни?

Да что рассуждать и гадать на кофейной гуще? – время покажет.

Работа с книгой занимает ни много, ни мало – 12 недель. Это три долгих месяца – именно на этот срок рассчитан практический курс ежедневных занятий Джулии Кэмерон по творческому возрождению.

Обещанное творческое возрождение базируется на двух основных методиках: обязательное писание утренних страниц и организация творческих свиданий.
Что представляют собой утренние страницы? Это – 2-3 страницы любого текста, написанные утром от руки. Это не литературное творчество, не мемуары и не дневник – это просто поток сознания, выраженный в словах. Утренние страницы не могут быть ни плохими, ни хорошими; могут отличаться умными мыслями, а могут представлять собой полную чепуху и нытьё на будничную жизнь. Главное правило – писать каждый день и никому не давать читать (даже самому себе)!

Творческое свидание – это время, проведённое наедине с собою, точнее, это 2 или 3 часа личного времени, обещанного внутреннему художнику, творческому ребёнку, живущему в каждом из нас.

По истечению недели – самопроверка плюс выполнение заданий в течение семи дней. Вот и всё…


***
1 неделя. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО БЕЗОПАСНОСТИ

Написанные в первый день утренние страницы оправдали мои ожидания и отвергли последние сомнения: методика Джулии Кэмерон работает!

Ассоциации, вызванные чтением книги «Путь художника» и видом из моего кухонного окна, сложились в образы первого рассказа:
«… жил-был мальчик (или девочка), который любил смотреть в окно. И представлял, что дома – это горы, или корабли, или невиданные деревья, или чудовища…»

Так спонтанно под чашечку кофе родился сюжет рассказа «Фудзияма», а вместе с ним – и идея целого сборника рассказов о детских фантазиях, о творчестве, о восприятии окружающего мира, об умении замечать и видеть необыкновенное в самых обыкновенных вещах. Итоги первого дня превзошли все мои ожидания, а я ведь бралась за дело с большой долей скептицизма!

Совершенно неожиданно для себя на следующий день я позвонила сестре и поведала ей о «волшебной» книге. В качестве живого примера привела себя и абсолютно легко призналась в том, о чём раньше не отважилась бы сказать ни за какие блага мира: «А, знаешь, я писала уже и раньше, и даже роман!».

Утренние страницы привели меня к открытию закономерности: «…когда садишься за стол и берёшь в руку ручку, никогда не понимаешь, о чём будешь писать. Начинаешь с какой-то ерунды, цепляешь образ, а потом выстраивается цепочка ассоциаций.

Слова хватаются друг за друга, притягивают, словно магнит, всё новые и новые ассоциации, которые находятся далеко, на расстоянии, и вроде бы не подходят к основной мысли…».

Всю неделю я заполнила пешими прогулками. Я и раньше замечала, что во время прогулок, словно из воздуха берутся новые силы, в голову приходят оригинальные идеи, внезапно посещают откровения, возникают способы решения накопившихся проблем.

А первое творческое свидание, обещанное ребёнку-художнику, состоялось в тёплый июньский вечер: «мы» бродили по улочкам в центре города, заглядывая в окна, читали вывески, выискивали «преобразования», которых за последние годы так много произошло в моём городе.

И последнее открытие первой недели: нужно научиться преобразовывать отрицательные суждения – в положительные. Оказывается, на самом деле, это так просто! Но как эффективно!


***
2 неделя. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ


Позади осталась самая ошеломляющая и «сдвигающая» сознание первая неделя. Главная идея недели второй – доверять листу бумаги: писать всё, что хочешь и о чём думаешь.

Но моя вторая неделя ознаменовалась бурной деятельностью внутреннего цензора! Чтобы я не делала, всё было подвергнуто жёсткой критике. Я пишу два предложения – тут же протест: «Что за бредятина?», «Кто так пишет?», «Ерунда» и так далее.
Пришлось с ним бороться и ставить на место: «Пошёл к чёрту! Буду писать – значит, буду думать, как!».

Определённое время ушло на осмысливание идеи: творчество = инициатива. В любом деле, в любом занятии, хобби, работе. Инициатива, наполненная духовностью, а не стремлением сколотить капитал, творческая успешность.

И ещё: мысли, записанные на листе бумаги, настойчиво требуют, чтобы их реализовали (в отличие от мыслей, просто промелькнувших в сознании)!

Не обошлась вторая неделя и без «косяка» – один день выпал из писания утренних страниц.

Зато творческое свидание этой недели – просто восхитительное!
День был обалденно жаркий: по-июльски, а не по-июньски. Я отправилась в парк, и, выйдя из автобуса на остановке возле драматического театра, подошла к фонтану.

Захотелось нырнуть в прохладную воду, искупаться – но… воспитание не позволило. И тут меня понесло…

Предварительный план-сюжет нового рассказа про воробья Серягу я набросала карандашом, сидя на парковой скамье, в компании творческого ребёнка, кофе с шоколадом и вековых деревьев.


***
3 неделя. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО СИЛЫ

Третья неделя прошла в разъездах, что мгновенно сказалось на нерегулярности работы над собой, и вызвало внутренние опасения. Я не довольна собой. События развиваются не так, как я планировала!

Самые яркие впечатления – от фильмов про Джоан Роулинг.
«… Джоан, наверное, единственная писательница, которой я завидую. Да, да, именно так! Я бы хотела быть такой сильной, как она, такой талантливой, работоспособной… Джоан смогла в своих романах создать свой, удивительный, фантастический, но такой «реальный мир – это здорово! И, не маловажно, довести свою идею до конца. Снимаю шляпу…».

На втором месте – выполнение заданий, связанных с детством. Копалась в памяти прошлого, подобно психотерапевту. Умудрилась сделать несколько признаний (практически по Фрейду): мои взрослые проблемы берут своё начало в детстве.

Решила объявить бой нехорошим привычкам:
- говорить «если бы…»;
- откладывать на «потом»;
- оставлять незавершённые дела;
- браться за много дел одновременно.

И составлять списки начатых дел, дабы отслеживать их завершение.

Итоги третьей недели поставили меня в психологический тупик: оказывается, что музыка, которая стала моей профессией, музыка, которой я посвятила практически всю свою жизнь, – это не моё занятие! И что мне делать с этою бедой?

И ещё одна беда – её величество госпожа Лень!!!

«… искорки творчества и безрассудства вспыхивают во мне время от времени, но Великие Лень и Цензор с лёгкостью побеждают их! Я читаю, читаю, восхищаюсь, фантазирую – но ничего не делаю. Следует изменить ситуацию коренным образом – об этом мне твердит не только Цензор (который постоянно нудит), но и Творческий Ребёнок, который просит: «Ну, сделай же! Напиши! Расскажи! Я хочу увидеть это!».


***
4 неделя. ВОССТАНАВЛИВАМЕ ЧУВСТВО ЦЕЛОСТНОСТИ

На четвёртой неделе – когда по заданию Джулии Кэмерон – нужно было отказаться от чтения, я забрела на сайт «Проза. Ру» и зачиталась…

Сделала для себя определённые выводы (надеюсь, что они мне помогут в дальнейшем): «… Писать нужно о своём. О том, что понимаешь. О том, что умеешь чувствовать. Только действия и эмоции нужно «передать», «вложить» в глаза, уши, мысли и сердца своих героев. Вымышленных или реальных. Но всё равно придуманных. Но придуманных настолько хорошо, чтобы они казались реальными…».

Так у меня родился замысел нового рассказа – «Принцесса и Феникс».

А ещё я позволила Творческому Ребёнку помечтать о том дне, когда я зарегистрируюсь на сайте «Проза. Ру», заведу свою персональную страницу и опубликую какие-то (ещё не написанные!!!) рассказы.

Дабы хоть как-то организовать своё рабочее время, я решила следовать установленному режиму:
1) утренние страницы
2) 1-2-3 страницы литературного текста
3) работа в программе «Adobe Direktor».

Четвёртая неделя ознаменовалась появлением неожиданных для меня ранее желаний: например, однодневной поездкой в город Пинск, покупкой красивой тетради для ведения утренних страниц, программированию в среде «Scratch», возвращением к уже просмотренным раньше кинофильмам.

И, конечно же, постоянной борьбой с Внутренним Цензором!

«… Гнать дебоширов с творческого корабля! Топить в море! Вязать в прочный мешок – крепить груз – и за борт! Как в «Графе Монте Кристо» Александра Дюма. Вот с кого нужно брать пример!».


***
5 неделя. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО ВОЗМОЖНОСТИ

«… На каком-то глубинном уровне подсознания что-то во мне меняется… Появляются неожиданно простые желания. К примеру, посмотреть любимые фильмы моего детства…».

Но почему-то с трудом пишутся утренние страницы. Пропали идеи. Опутало паутиной состояние депрессии. Причина мне ясна – две недели отпуска, проведённые в Италии, прошли замечательно, но в отрыве от утренних страниц.

Название недели «Восстанавливаем чувство возможности» как раз в точку. Понимаю, что нужно восстанавливаться. Но как?

Пытаюсь найти выход.
«… Пытаюсь осмыслить, чем я сама себя наказываю, отказываясь от творчества. Заполняю дни тягомотиной, пустой, никчёмностью…

А вместо этого могли быть статьи, книги, рассказы, новые цветы и красивые поделки, вязаные вещи и обновлённый интерьер квартиры…»

Пытаюсь использовать ранее испытанные средства – творческое свидание, прогулки, подарки для себя любимой!

Стараюсь выполнять все задания из книги – много интересного!

Основные выводы пятой недели:
«… Наше рождение предначертано где-то выше нас. Если мы стремимся к хорошему, Бог помогает нам. Я называю это «законом притяжения», Джулия Кэмерон – «законом синхронности». К нам приходят в нужное время, в нужном месте нужные люди, необходимые советы и знания. Идя по улице, мы сворачиваем туда, куда нам нужно, а не туда, куда мы шли. А сколько хороших книг приходит к нам «ниоткуда»? Когда мы занимаемся именно тем, что нам нужно, сразу находятся деньги, открываются нужные двери, и мы ощущаем свою значимость…».


***
6 неделя. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО ИЗОБИЛИЯ

Начала шестую неделю с того, что купила себе красивую тетрадь в твёрдом переплёте для ведения утренних страниц!

То ли новая тетрадь подействовала, то ли прогулки по центральным улицам города, то ли я вернулась в привычный ритм, то ли звёзды на небе стали по-другому: но дела пошли значительно лучше!

Продолжила философские размышления по итогам пятой недели: «… по-настоящему мы хотим заниматься именно тем, что нам предназначено, … и тогда мы чувствуем себя полезными, а работа кажется игрой…».

Много размышляла о публикации нотного пособия «Музыка в облаках, или Я сочиняю вариации», написанного весною, но букет внутренних психологических страхов оказывался сильнее моих желаний.

Ещё одна тема 6 недели – это деньги и творчество. Как тратить деньги: разумно или стоит устраивать «дни счастья»? «…Поехать на такси, пообедать в ресторане, купить цветы – и получить наслаждение от жизни?».

Пришла мысль завести «виртуального собеседника» (что-то вроде внешней «совести»), перед которым следует отчитываться о проделанной работе. Дошло до того, что во второй раз установила для себя «отчётный день» – воскресенье!
И пообещала возобновить занятия спортом – моей любимой аквааэробикой.

Но Внутренний Цензор не дремлет – то и дело подаёт свой голос, и далеко не робкий.

«… Смотрю в окно. Фудзиямы не видно. Отблески солнечного света в складках жалюзи… Я теперь немного опасаюсь мечтать. А вдруг желание возьмёт – да и сбудется? А так – мечта. Далёкая, несбыточная… Вот это и прекрасно… Незачем превращать мечты в реализацию желаний, делая их примитивными!»

«Какие глупости я сегодня пишу!», – вот итог шестой недели.


***
7 неделя. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО СВЯЗИ

Снова нестабильность: утренние страницы то пишу, то пропускаю дни. Если выбиваешься из графика – войти в режим нелегко.

Продолжаю работать над собой: составила «бизнес-план». Времени катастрофически не хватает, но я хочу: подготовить материалы к началу учебного года, вплотную заняться редактированием учебного пособия по музыке, протестировать незаконченную компьютерную программу «В гостях у Волшебника До» и многое другое.

Набралась храбрости (невиданной ранее!) и вернулась к разработке персонального сайта, начатого ровно год тому назад. Мыслю смело – назначаю дату публикации в Интернете на конец августа. Это для меня полная неожиданность!

«… Стремлюсь к совершенству. Хочу, чтобы самый первый сайт в моей жизни был на уровне! Почему я боюсь опубликовать его несовершенным? Нужно просто набраться храбрости и разрешить себе сделать это. Да, он первый. Он – как проба пера. Если я не сделаю этот решительный шаг – я так его никогда и не сделаю…».

Убеждаю и поддерживаю себя мудрыми мыслями: «…Решайся. Если выиграешь, то выиграешь. А если проиграешь, то всё равно выиграешь…».

Или: «… цельтесь в Луну, даже если промахнётесь – попадёте по звёздам…».
В это же время веду постоянную борьбу со своими внутренними страхами… Размышляю о вечном, о главном, о смысле жизни.

Основная задача седьмой недели: «… вырабатывать не только правильное отношение к творчеству, но и умение действовать…».


***
8 неделя. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО УСТОЙЧИВОСТИ

Понедельник восьмой недели ознаменовался бурной вспышкой смелости – публикацией в Интернете персонального сайта «MVM-центр» (https://mvmzentr.wixsite.com/mvmzentr)!

Мгновенно возникли новые задачи: как продвигать сайт? как раскручивать? как оптимизировать seo?

И тут же стали как грибы после дождя появляться идеи новых страниц для сайта, новых рубрик – только успевай, пиши! Методика Джулии не перестаёт работать!

И в это же время в Интернете набрела на «Лайфлист» Сергея Капличного и поняла: я хочу сделать свой! Здесь и сейчас!

Следующее утро ознаменовалось записью в утренних страницах: «100 дел, которые я хочу сделать в сентябре – августе 2016 – 2017 г.г.» –  и последовал пространный список.

Через день придумала название: «Лайфлист: мечтать не вредно – вредно не мечтать!». Работа закипела: в ход пошла фотография с кораблём под алыми парусами – ассоциация с Александром Грином – мечта, которую нельзя предавать – и она обязательно сбудется! Составила список из 47 пунктов. Тут же нашла подходящий шаблон и по горячим следам сверстала первые странички блога.

До конца недели воодушевлённо работала над заданиями недели, узнала о себе много нового, отметила перемены, произошедшие со мной за последнее время.

Финал восьмой недели – творческое свидание с детством – поездка в город, в котором прошло моё детство.

Итоги 8 недели: «… я чувствую себя более смелой и решительной. Это уж точно. И спасибо огромное за это книге Джулии Кэмерон. Иначе – сайта так бы и не было. А ещё моих любимых страниц: «лайфлист» и «стоп-кадр». Возможно, моё творческое начало не погибнет (это уж точно), а станет активным, деятельным и обретёт себя (найдёт изюминку…».


***
9 неделя. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО СОСТРАДАНИЯ

Пришли первые отзывы о моих сайтах от близких людей.

Пишу в утренних страницах: «… я рада сама за себя и за того маленького творческого ребёнка, который получил столько восторга и наслаждения, когда мы вместе с ним сортировали фотографии, придумывали к ним надписи, когда вместе отправлялись в прошлое и писали тексты…

Спасибо тебе, мой малыш…

И господин Цензор ведёт себя вполне прилично. Я бы сказала – корректно…».
Новые идеи не перестают генерироваться: планы, желания, проекты, столько всего хочется успеть!

А порой накатывают воспоминания… О детстве, о Коктебеле, о стихах Марины Цветаевой, и ещё о многом и разном… В голове калейдоскоп – и полное отсутствие логических связей. А, может быть, так и нужно? И это хорошо?

И – снова в утренних страницах: «…Сегодня возникли новые хорошие идеи. И это меня радует! Спасибо ещё раз Богу и Провидению за то, что послали мне книгу «Путь художника»! Страшно представить, чтобы я чувствовала сегодня, не зная её? Чем бы занималась? Что делала? Сайта опубликованного бы не было! «Лайфлиста»? – и подавно! Даже и мысли в самых кошмарных сновидениях. А идей? А желаний? А той внутренней радости, с которой я смотрю на мир, выходя на улицу? Не спорю, подобные моменты случались со мной и раньше, но их было меньше! То есть, они происходили реже…

Хочется поделиться этой книгой с другими людьми. Нужно написать статью для сайта. Обязательно!».

Главный вывод девятой недели: многие взрослые неудачи и потери своими корнями уходят в далёкое прошлое, в наше детство…


***
10 неделя. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО ЗАЩИЩЕННОСТИ

«… Ведя утренние страницы, я понимаю, что ни одна мысль от меня не ускользнёт незамеченной. Едва появившись в моей голове, она непременно попадёт на утренние страницы. И – на заметку на полях. Это здорово! Через какое-то время я смогу перелистать свои записи и взять на карандаш всё необходимое…».

Задания этой недели заставили меня как следует поковыряться внутри себя. Это трудно, но результаты – обнадёживают, придают уверенность в своих силах.

«… Если люди заставляют вас сомневаться в себе – не верьте – сомнения ваши собственные!», – пишет Джулия. – «… И, обратно, если люди нас хвалят – радуйтесь, ведь талант принадлежит нам, а они только помогают нам его ощущать…».
И – самые лучшие идеи этой недели!

«…Надо мне поскорее «раскручивать» сайт и делать страничку о творчестве и этой замечательной книге! Ведь я о чём подумала: своим личным примером «зажечь», «заразить» других людей, которые, может быть и хотели, но почему-то боялись, или не могли, или просто не знали, что так можно!».


***
11 неделя. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО НЕЗАВИСИМОСТИ

Одиннадцатая неделя началась с твёрдого неприятия к творческой молитве, предложенной Джулией Кэмерон. Восстали все: и я, и творческий ребёнок, и внутренний Цензор. Это не моё…

Вот лозунги, афоризмы и прочие мудрые изречения я принимаю. К примеру, «Желание – тысяча возможностей, а нежелание – тысяча причин». Или: заботясь о себе, я становлюсь сильнее!

На этой неделе ко мне неожиданно в гости пришло рукодельное творчество: работа с бумагой и вязание игрушек-амигуруми. Хочу, чтобы задержалось подольше…
Итоги одиннадцатой недели: «… после одной-двух страниц утреннего текста я встаю из-за кухонного стола всегда с хорошим настроением, с позитивным взглядом на мир…. Меня в меньшей степени стала беспокоить внешняя оценка, мнение других, критические замечания. Я постепенно разрешаю себе делать «плохо», то есть, так, как я сейчас могу…».

Но трудности всё равно со мною. Они не отступают, а шагают рядом.

«… Как же я бессовестна по отношению к моему творческому ребёнку! Приходят хорошие идеи, а я? Не дописать? Не завершить? Просто не обращать на них внимания? И как он, бедняга, всё это терпит? Думаю, что плачет…».

«Неужели ещё так жива критика во главе с великим Цензором? Или я боюсь закончить, потому что не знаю, что потом с этим делать?».

Но, как сказал Дэвид Линч, «идеи – это вообще лучшее, что с нами может случиться!». И к этому нужно стремиться всем сердцем!


***
12 неделя. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО ВЕРЫ

Сейчас я могу откровенно признаться в том, что график «1 неделя равна семи дням» мною не выполнялся. Он постоянно скользил туда – сюда, плюс – минус несколько дней, но не это главное!

«… Главное, что я не бросила, довела до конца и, самое главное, не собираюсь бросать!

Я с хорошим желанием сажусь писать утренние страницы, ставшие для меня определённой потребностью.

Я стала более смелой, решительной в своих действиях и поступках. И я стала больше заниматься творчеством! Ко мне вернулось рукоделие. Я хочу вязать, вышивать, что-то мастерить. Я научилась делать розы из кленовых листьев и учу этому других. Оказалось – это так просто!

И Джулия права – нами руководит совсем не лень. И не отсутствие времени, как многим кажется, вернее, так мы оправдываемся. Оказывается, дело в том, что в нас сидят глубоко-глубоко внутренние проблемы, блоки, страхи, которые мешают делать то, что хочет наш внутренний художник…

Что может стать девизом моих ближайших недель?

Я должна создавать (делать) то, что само хочет появиться на свет. Независимо от того, нужно это кому-нибудь или не нужно? Целесообразно или нецелесообразно?

Если это нужно моему творческому ребёнку – значит, это нужно сделать!

Творчество самоценно. Поэтому не стоит поднимать планку слишком высоко. Нужно просто позволить внутреннему творческому ребёнку писать, если он этого хочет; рисовать, когда у него есть такая потребность; лепить, клеить и творить – даже, если это никому другому не нужно…».

Моя двенадцатая неделя закончилась написанием эссе «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», в котором я попыталась провести параллели между образом Чайки Джонатана и личностью художника, творца. Я подумала о том, что, может быть, повесть в скрытой форме передаёт практические сведения о системе духовного роста и становления человека, как художника? Причём, личность художника здесь, как и в книге Джулии Кэмерон, нужно понимать широко: музыкант, художник, танцор, певец, писатель и любой человек, мыслящий креативно и наполняющий свою жизнь творческой деятельностью (от оригинального рецепта обеденного блюда и оформления дизайна своей квартиры до творческих проектов в масштабах страны).

Что из этого получилось можно прочитать на страницах блога «Лайфлист: мечтать не вредно – вредно не мечтать!».

«Пойми, что ты больше всего на свете хотел бы делать, – и делай!», –  гласит самое знаменитое высказывание Ричарда Баха, автора повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Пусть эта мудрая мысль станет путеводной звездой для всех, кто хочет заниматься творчеством и жить, наполняя каждый день внутренним смыслом и гармонией с окружающим миром…

15–27 марта 2017 года


Рецензии