Анна Морозова - вызываем огонь на себя

23 мая 1921 года в калужской деревеньке Поляны родилась советская Героиня Анна Афанасьевна Морозова. Вскоре после ее рождения семья перебралась в поселок Сеща Брянской области.

В 1931 году ускоренными темпами рядом с Сещой построили аэродром для дальней бомбардировочной авиации, на котором перед началом войны размещался 140-й «Скоростной бомбардировочный авиационный полк».

В Сеще девушка отучилась 8 классов, окончила курсы бухгалтеров и устроилась работать по специальности на аэродром.

В августе 1941 года в поселок вошли немцы, и разместили на захваченном целехоньком аэродроме боевые соединения 2-го воздушного флота люфтваффе. Отсюда стервятники Кессельринга совершали налеты на Москву.

Зона, прилегающая к «взлетно-посадочной полосе» в радиусе 5 километров была переведена немцами на особый режим охранения.

Анна ушла из городка вместе с отступающими советскими войсками, но затем вернулась обратно, разведчица получила приказ командования, пройти проверку немецких спецслужб и устроиться работать на аэродром «Сеща».

Легализовавшись в городке агент «Резеда» стала прачкой обстирывающей и обглаживающей немецкий летно-технический состав. Вскоре рядом с ней трудились ее верные школьные подруги, помогавшие девушке собирать разведданные.

После того как 23 сентября 1942 года на мине подорвался руководитель «Сещинского подполья» Константин Яковлевич Поваров, подпольщиков возглавила «Резеда».

Среди технарей и аэродромной обслуги было много чехов и поляков, благодаря чему Морозова смогла сформировать польскую диверсионную группу.

Польским товарищам удавалось создавать на аэродроме скрытые точки авианаведения, которые уверено, утюжили советские бомбардировщики. Лето - осень 1942 года стали для фрицев сплошным «Днем сурка». Каждое утро после ночных бомбежек, они спешно латали взлетно-посадочную полосу и убирали покореженные останки самолетов.

Когда к полякам присоединились чехи, у подпольщиков появился доступ к «паролям-вездеходам» обеспечивавшим доступ во все ангары и аэродромные службы.

Наладив поставку на аэродром магнитных мин, поляки и чехи приноровились перед вылетом устанавливать «лесные гостинцы» в потаенных местах объемных немецких бомбоотсеков.

Ориентировочно подпольщики уничтожили в небе 24 самолета люфтваффе.

Гестапо арестовывало единичных диверсантов, но выдержав адские допросы, ни один из них не выдал своих товарищей.

После того как в сентябре 1943 года наши войска освободили Сещу, 22-летняя Анна попросила командование отправить ее учиться в разведшколу.

Летом 1944 года радистку Морозову в составе спецгруппы «Джек» забросили в Восточную Пруссию, в эфире она работала под позывным «Лебедь».

Практически сразу же на «хвост» разведчикам сели гитлеровцы, объявившие тотальную охоту за русскими «лесными призраками».

В ноябре 1944 года трое выживших разведчиков с радисткой оторвавшись от преследования ушли из Пруссии на территорию Польши.

Группа «Джек» установила связь с польским партизанским отрядом, и 27 декабря 1944 года выполняя задание напоролась на засаду матерых эсэсовцев.

Разведчиков выдал кто-то из партизан попавших в плен.

После боя в живых осталась лишь Лебедь. Доложив о гибели группы Анна по приказу командования влилась в диверсионно-разведывательную группу капитана Черныха.

31 декабря 1944 года в бою пуля раздробила радистке левое запястье. Польские партизаны укрыли раненую девушку у отшельников смолокуров, но вскоре немецкие овчарки привели туда эсэсовцев.

Позже единственный выживший смологонщик, рассказал партизанам, что эсэсманы по-русски предложили разведчице сдаться, а та в ответ швырнула в них гранату, осколками которой посекло четверых гитлеровцев.

Раненая Героиня, потерявшая много крови, меткими выстрелами уложила еще трех врагов. Когда ответный огонь смолк, гитлеровцы стали осторожно подходить к убитой радистке.

Внезапно «Лебедь» ожила, и разжала пальцы правой руки сжимавшей гранату.

Спустя 15 лет после войны, советский писатель-ветеран Овидий Горчаков, совместно с польским ветераном Янушем Пшимановским (Четыре танкиста и собака) написал остросюжетную повесть «Вызываем огонь на себя».

В 1964 по книге сняли первый советский телесериал с одноименным названием, в котором подвиг Анны Афанасьевны Морозовой мощно воплотила на экране Людмила Касаткина.

После премьеры советские ветераны, общественные организации и фонды забросали руководство страны письмами, требуя присвоить советской разведчице высшую награду страны.

8 мая 1965 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками Анне Афанасьевне Морозовой присвоили звание Героя Советского Союза.

За выдающиеся заслуги в подпольной работе польские власти наградили советскую Героиню серебряным «Крестом Грюнвальда» II степени.


Рецензии