Яндекс - цифровой Левиафан

Прогресс — это необычное слово. Его одобрят большинство жителей по всей Земле. Люди как будто чувствуют некое изначальное падение или ненормальное состояние, и в сознании формируется вектор по «исправлению» ситуации. Но куда именно он будет направлен является большим вопросом. К примеру, в последние десятилетия это комфорт и потребление. К чему это приведёт?  Можно ходить по кругу, сбегать в иллюзии, тратить ресурсы и так и не понять самого главного.
Цифровизация — это, безусловно, прогрессивное явление. Сегодня без сетей и микрочипов не работают даже холодильники. Упрощается документооборот и повышается точность вооружений. Можно рассуждать о этом годы, но в данном тексте речь пойдёт о взгляде на «кремний» из мелкого бизнеса провинциального российского городка. Так сказать - как горячо и скользко ходить «неокрепшими ножками» по этому «прогрессивно-денежному песку» мировых корпораций. И это не про нужные онлайн-кассы, это про Яндекс.
Как же быстро и комфортно, не думая, взглянув на экран гаджета можно получить, то, что желанно, именно в данную секунду. Любая информация, услуга, сервис от доставки продуктов питания до более «скурпулёзных услуг» в  «электронной цветастой коробочке». И на эту ситуацию нужен взгляд с другой стороны экрана. И лучше, без Алисы и нейросетей последнего поколения. Есть же у интернет-корпораций деньги на своё развитие.
Когда Вы открываете своё дело Вам нужно пройти ряд государственных процедур, что бы получить определённый статус, получить новые права и новые обязанности с целью получения прибыли. Но это ещё не всё! Допустим, что Вы развиваете свои «предпринимательские способности» в сфере услуг. Для торговли или тем более производства нужен гораздо больший стартовый капитал. Да и торговле придавят федеральные сети, а производство «заморозят» издержки климата, логистика и дешёвый китайский товар. Сфера услуг — это скорее «квадрат истинной конкуренции», где Вы будете искать «пятый угол».  А Вам в это время будет звонить навязчивый менеджер то ли Яндекса, то ли 2 Гис с предложениями интернет-рекламы со словами что у Вас тут «высокая конкурентная среда» и «нужно увеличить рекламный бюджет».
Кажется, в мире это называется «уберизацией» экономики, а в России это «яндексация». Монополизирующие вроде бы стихийный рынок, интернет-посредники, начинают получать сверхприбыль и управлять «потоками спроса». Цифровая граница между производителем и потребителем становится настолько крепкой, что платить начинают все: первые за рекламу, а вторые предоставлением своих данных. И если разбирать микробизнес, к примеру, ИП с двумя работниками, то его рекламные платежи интернет-гигантам будут поболее платежей государству. В результате формируется «цифровой Левиофан», «интернациональное государство-корпорация» в реальном государстве, узурпирующее функции последнего. Данный процесс в среде микро- и малогобизнеса удобно описать тезисно:
1.  Хочешь клиентов — плати, хочешь больше — плати больше. Со временем, ты начинаешь чувствовать себя неким серийным элементом системы, будто ты уже не свободен, ты один из многих исполнителей Яндекса. Да, в рекламе есть альтернативы: лифты, плакаты, щиты, теле-, радио-, партизанский маркетинг. Но интернет сегодня наиболее эффективен так как смартфон становится для многих людей, практически, окном в мир. И это узкое «бутылочное горлышко» контролирует частная корпорация.
2. Контроль между конкурирующими исполнителями и потребителями многоуровневый. Для фирм и ИП существуют Яндекс Директ и Яндекс Бизнес. Самозанятые и обыкновенные физлица, желающие подзаработать, регистрируются в Яндекс Услугах. Есть альтернативные варианты: Авито, 2 Гис, некоторые тематические сайты объявлений или даже свой сайт. Однако, за «место в поиске» как за «место под солнцем» всем приходится платить тому же Яндексу.
3. Информационная олигополия или даже монополия на стихийном рынке услуг крайне выгодна для Яндекса, так как он диктует цены. Более того, несмотря на массу налоговых льгот для «цифровой среды» корпорация экономит на оформлении сотрудников, предпочитая работать с самозанятыми. Вообще, договор ГПХ с самозанятым - настоящая «эпидемия экономики» по уходу от соцплатежей и налогов, это и стимулирует, кстати, вместе с «раздачами соцконтрактов», по крайней мере, в сфере услуг, приход новых исполнителей, ужесточение конкуренции и производит «обвал цен».
4. Жалобные книги — это уже история, вместо них отзывы и оценка, и в первую очередь, на Яндекс. И, конечно, только искусственный интеллект, определяет их «реалистичность». Таким образом, самыми верхними отзывами будут или хорошие, если Вы хорошо платите или плохие, если Вы скуп или беден. Часть отзывов и оценок могут вообще убрать. Такая система «специфического рейтинга» проникла сегодня даже в государственные поликлиники, где составляется рейтинг врачей. Обросла она и своей «индустрией», когда «грамотные третьи люди» за определённую плату могут написать или оспорить нужные отзывы.
5. Место на Яндекс картах - как место на Земле. Вашу компанию могут отметить на картах по разному и на разном увеличении. Либо совсем «забыть», если конечно, Вы не хотите платить. И, конечно, Вы будете, сами виноваты, так как допустили ошибки при представлении информации. Интернет корпорации выгодно максимальное число мелких компаний и гипертрофия «сферы услуг» вплоть до противоестественных и полумошеннических схем. Например, можно создать сайт платных консультаций по любым вопросам, профинансировать его нахождение на вершинах поиска и «давать пространные консультации общими словами».
6. Коммерчески ориентированный интернет-посредник собирает информацию пользователей, проникает во все сферы жизни и «фильтрует контент» по своему, конечно, «нейросетями последнего поколения». В результате «в поиске» появляются дискредитирующие власть материалы и сайты, он формирует «общественное мнение» скорее в глобалистском антипатриотическом ключе.
7. Вывод от мелкого предпринимателя: создание бесплатных национальных информационных сервисов с прозрачными условиями работы, дублирующие Яндекс, принудительное антимонопольное разделение Яндекс на несколько конкурирующих компаний, запрещение самозанятым работать с фирмами и ИП.


Рецензии