Как Наполеон заложил мину под Англию

Как первый консул Наполеон заложил мину под фундамент Британской империи?:

219 лет тому назад, а точнее в мае 1803 года Наполеон продал Луизиану, только что вылупившимся из заокеанского политического яйца США.

Ближайшему окружению первый консул Франции со смехом сказал, что этой сделкой он заложил адскую машину под английский трон.

Новые земли купил франкоман, бывший американский посол в Париже, рачительный рабовладелец и 3-й президент США - Томас Джефферсон.

Этот «продвинутый» во всех смыслах американец любил инвестировать в негров-рабов, ожидая от «самодвижущегося имущества» прибыль не меньше 4%.

Как правило «прирост инвестиций» обеспечивался за счет спаривания рабов между собой и появления у них новых «невольничков». Даже в Белом доме Джефферсона обслуживали рабы, включая трех черных поваров, готовивших для своего господина изысканные блюда из французской кухни.

Благодаря приобретению Луизианы американцы удвоили территорию своей молодой страны. Площадь земель вошедших в состав США в четыре раза превосходила Францию. Один акр обошелся янки в 3 цента, а вся Луизиана в 15 млн$, или 80 млн французских франков (без учета процентов по кредиту).

Сегодня 30% территории США, это бывшие земли французской Луизианы.

Приобретая новые земли и действуя в обход конституции США, Джефферсон осознавал важность полного контроля над Миссисипи - главной североамериканской рекой.

Переговоры о приобретении новых земель в Париже проводил Пьер-Самюэль Дюпон де Немур, в 1802 году его сын создаст компанию «DuPont».

В тот момент Наполеон нуждался в деньгах и понимал что он не сумеет защитить земли Луизианы в случае вторжения англичан. Решив поднагадить островитянам, будущий император предложил американцам купить всю территорию «оптом» за 15 млн$, хотя только за Новый Орлеан янки готовы были заплатить 10 млн$.

30 апреля 1803 года страны ударили по рукам и подписали договор о купли-продаже.

Мадрид, которому эти земли принадлежали ранее, узнал о совершившейся сделке постфактум. Осенью того же года испанцы планировавшие за счет переуступки французам Луизианы защитить остальные свои владения заявили протест, и получили от американцев довольно оригинальный ответ: «США нет никакого дела до территориальных проблем Франции и Испании».

Узнав о позиции американцев, дипломаты доложили в Мадрид, что покупка США новых земель, поставила жирный крест на дальнейшем существовании обширных испанских колоний в Новом Свете.

Первый испанский министр, а по факту некоронованный правитель королевства писал о сделке Наполеона и Джефферсона:

«Обменивать, продавать за деньги один народ, какой бы он ни был, другому правителю, не посоветовавшись с волей этого народа (этот состоял в основном из французов и детей французов), без какого-либо уважения пусть даже по форме, как если бы это было стадо скота, это был со стороны первого консула акт варварства, достойный Средневековья, но даже и там мы не найдем много подобных примеров».

Покупка новых земель вызвала жаркие дебаты в Конгрессе США, конгрессмены боялись, что им и за 200 лет не удастся освоить приобретенные «по дешевке» территории.

Ушлые американцы красиво кинули Наполеона, расплатившись с ним облигациями под поручительством английского банка «Братьев Барин» и амстердамского банка «Хоупа».

Франция согласилась на быструю выплату денег и получила вместо причитавшихся ей 80 млн. франков 54 млн.

Говорят с французской стороны большую денежку за столь молниеносный «обнал» поимел глава французского МИДа Шарль Талейран.


Рецензии