Первая зелень открыла Илью Остроухова как художник

Катину «Первая зелень» — русский художник Илья Остроухов написал в 1887 году. Практически сразу он представил её на выставке в Москве и полотно приобрёл Павел Третьяков. Ныне Остроухов полузабыт. Но в конце XIX — начале ХХ века он был известным коллекционером живописи и древнерусских икон, мастером атрибуции картин, членом Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, академиком петербургской Академии художеств. И наконец, одним из руководителей Третьяковской галереи.

Полотно «Первая зелень» также экспонировалось на XVII выставке Товарищества передвижных художественных выставок, проходившей в 1889-1890 годах в Петербурге и Москве. Критики сразу заметили эту работу. К примеру, искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Первая зелень» Остроухов «снова обращается к мотиву ранней весны, но в этом произведении пробуждение природы уже выражено более многогранно, чем в его пейзаже 1885 года „Последний снег“».

А искусствовед Юрий Русаков считал, что в картине художнику удалось прекрасно передать «свежесть и холодок, разлитые в природе». Кстати, спорить с подобным довольно сложно. Так что искусствоведы, не сговариваясь, высказали общее мнение зрителей.

«Первая зелень»
«Первая зелень» отличается тщательным построением композиции и продуманностью деталей. Деревья отражаются в спокойной глади голубоватой реки, уходящей куда-то вдаль. Радуют взор молодые берёзки с начавшими распускаться листьями интенсивно-зелёного цвета, а также земля, покрытая сочной травой. Листья деревьев, стволы, сучья и траву, которые можно рассмотреть на переднем плане, художник выписал очень детально.

Как и его коллеги по творческому цеху — Левитан и Саврасов, Остроухов стремился передать момент пробуждения природы после зимних холодов. Честное слово, жаль, что его имя осталось в тени великих современников.

Вы посмотрите, как гармонично выписан пейзаж! Деревья словно покрыты кружевами. Прогалины на оттаявшей земле проросли свежей травой. А как изображены птицы на противоположном берегу! Не слышите их песни?

«Первая зелень» занимает особое место в творческой биографии Ильи Остроухова. Работать над ней он начал после возвращения из путешествия по Италии, где познакомился с великими творениями мастеров Возрождения. Кстати, там молодой мастер побывал вместе с Валентином Серовым. После той поездки оба художника создали свои, возможно, лучшие произведения. Серов написал знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов — «Первую зелень». После этого критики причислили Илью Семёновича к ведущим мастерам пейзажа.

И не только критики! Один из самых тонких ценителей русской живописи Павел Третьяков сразу приобрёл её. Кроме этой картины, в галерее можно увидеть остроуховские «Золотую осень», «Раннюю весну» и «Сиверко».

Начало пути
Илья Семёнович Остроухов — русский художник-пейзажист происходил из купеческой семьи потомственного почётного гражданина Москвы Семёна Васильевича Остроухова. Свои первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного московского «домашнего профессора» Александра Киселёва.

К слову, в живопись Остроухов пришёл уже довольно взрослым человеком. На выставке передвижников он увидел картины Поленова «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Они его потрясли. Как потом вспоминал: «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьёзно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом».

И Остроухов начал интенсивно учиться, с головой окунулся в мир живописи. Он копировал поленовские этюды и картины. Затем одновременно с занятиями у Киселёва брал уроки у Ильи Репина. Параллельно вместе с Виктором Васнецовым оформил афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи Мамонтова «Снегурочка». Несколько позже с Валентином Серовым принял участие в оформлении другого домашнего спектакля — «Чёрный тюрбан», а затем выполнил эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С.И. Мамонтова. Однако основным в творчестве Ильи Остроухова стал пейзаж.

Тут следует сделать небольшую ремарку. Несмотря на признание его как пейзажиста, Остроухов много и довольно успешно работал и в портретном жанре.

Абрамцево
Мамонтовское Абрамцево, ставшее для многих началом всех начал, Остроухов впервые посетил летом 1882 года. В память об этом он написал целый ряд пейзажных этюдов. Однако Илья Репин посоветовал ему продолжать учёбу, на этот раз в Санкт-Петербурге… Поступить в Академию художеств с первого раза не получилось, зато стать вольнослушателем ему никто не запрещал.

Кроме занятий в гипсовом зале Академии, Остроухов посещал акварельные вечера Репина, занимался рисунком в школе Императорского общества поощрения художеств и частной мастерской Павла Чистякова. А осенью 1886 года начал заниматься в классе Владимира Маковского в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Дебют Остроухова как художника состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств он показал пейзаж «Речка». В феврале 1886-го на XIV выставке ТПХВ представил картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Правда, сам художник остался недоволен своей «Ранней весной» и перерабатывал её в течение двух лет.

В это же период Остроухов дважды посетил Европу. Сначала сам путешествовал по Германии, Австрии и Франции. А потом отправился в поездку с друзьями: художником Валентином Серовым, братьями Михаилом и Юрием Мамонтовыми.

Третьяковская галерея
После смерти 4 декабря 1898 года Павла Михайловича Третьякова, Московская дума приняла специальное «Положение о Галерее». В документе было указано, что во главе галереи должен стоять попечитель, избираемый думой и являющийся одновременно председателем Совета галереи, состоящего из четырёх членов, которые также подлежали избранию думой.

С 1899 по 1903 годы и с 1905 по 1913 годы руководителем попечительского совета Третьяковской галереи был Остроухов. Надо сказать, работа эта далась ему трудно. В июне 1903 года его отстранили от дел, обвинив в больших тратах.

Потом вернули на прежнее место. Но после того, как 16 января 1913 года душевнобольной посетитель галереи изрезал картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», началась скрытая травля, организованная его недоброжелателями. И Илье Семёновичу ничего не оставалось, как самому подать в отставку.

Остроухов-коллекционер
Ещё 1890-х годах Остроухов начал формировать собственную художественную коллекцию. Этому способствовала его женитьба в июле 1889 года на дочери богатого чаеторговца Надежде Боткиной. Первой картиной живописного собрания стал этюд Василия Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года. Потом появился подаренный Левитаном этюд «Мостик. Саввинская слобода». Со временем коллекция пополнилась произведениями Ильи Репина, Валентина Серова, Василия Поленова, Михаила Врубеля, Василия Сурикова…

Русская школа живописи первой половины — середины XIX века была представлена картинами Павла Федотова, Фёдора Васильева, Алексея Саврасова. Имелись там и уникальные работы Карла Брюллова и Ореста Кипренского. Особенно много в коллекции было этюдов, которые Илья Семёнович очень ценил. Кроме живописи, Остроухов собирал древнерусские иконы и его собрание икон считалось одним из лучших в России.

Примечательно, что коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Живопись, графику и скульптуру он разместил в нижних комнатах своего дома в Трубниковском переулке, иконы — наверху.

Библиотека
В 1914 году к зданию сделали двухэтажную каменную пристройку «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». В библиотеке, согласно изданному Остроуховым указателю, значилось 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.

В русском разделе имелось множество прижизненных изданий Григория Державина, Николая Языкова, Ивана Крылова, Василия Жуковского, Николая Гоголя, Александра Пушкина. А так же полные собрания сочинений писателей XIX века. И рукописное так называемое «Золотое Евангелие» начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный Виктором Васнецовым. В библиотеку Остроухова, в отличие от галереи, допускались немногие.

В 1918 году музей Остроухова национализировали, а сам владелец был назначен его пожизненным хранителем. С 1920 года он назывался «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». В марте 1929 года больной и полуслепой Илья Остроухов был лишён избирательных прав как «бывший домовладелец и совладелец чайной торговли». 8 июля Илья Семёнович скончался и был похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

Через месяц музей И.С. Остроухова был ликвидирован. Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»). Там организуют сменные выставки по истории литературы XX века и выставки художников, связанных с литературой.


Рецензии