Культурный код поэта Михаила Исаковского

1. Признание с помощью гармони в любви

Детство Михаила Васильевича Исаковского прошло в деревне Глотовка Смоленской губернии. Михаил родился в бедной крестьянской семье. Был он предпоследним, 12-м ребенком.

И стихи поэта Исаковского о любви таких же, как он сам, простых русских парней.

Сразу после окончания ВОВ в 1945 году им были написаны стихи для ставшей невероятно популярной песни «Одинокая гармонь». Музыку для этой песни сочинил композитор Борис Мокроусов.
 
«Снова замерло всё до рассвета
- Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
Только слышно - на улице где-то
Одинокая бродит гармонь:

То пойдёт на поля, за ворота,
То обратно вернется опять,
Словно ищет в потёмках кого-то
И не может никак отыскать.

Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой...
Ты признайся - кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой.

Может статься, она - недалёко,
Да не знает - её ли ты ждёшь...
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даёшь?!»

У простого парня пока нет смелости признаться любимой. Вместо него о любви всей деревне рассказывает гармошка. И, быть может, мелодию гармони слушает его зазноба и догадывается, что гармонь играет для неё. Но гармонь слышат и другие девушки. И каждая из них тоже вспоминает о своей любви.

2. Черёмуха

Ещё одна лирическая песня о любви  на стихи Михаила Исаковского в 1951 году написана была Матвеем Блантером - Черёмуха:

Что, друзья, случилося со мною! —
Обломал я всю черемуху весною.
Я носил, таскал ее возами,
А кому носил — вы знаете и сами.

Я хотел, чтоб девушка вниманье
Обратила на мое существованье,
Чтоб она хоть раз да услыхала —
Как душа моя в черемухе вздыхала.

Но она, притворная, молчала,
Словно вовсе ничего не замечала,
Да к тому ж, за все мои печали,
На селе меня Черемухой прозвали.
...
И хожу я со своею болью,
Со своею несказанною любовью.
Что мне делать — сам не понимаю,
Но сирень я тоже, видно, обломаю».

3. Катюша

Вероятно самой известной песней на стихи Михаила Матусовского была «Катюша». В этой песне поётся о любви девушки  к красноармейцу.
Написана она была в 1938 году композитором Матвеем Блантером. Это было время, когда все советские люди ждали начала войны.
 
Песня эта о любви девушки к бойцу, которого призвали служить на границу, чтобы защитить её и всех советских людей.
В ВОВ «Катюша» стала любимой песней советских бойцов. Фронтовикам была необходима такая песня. Солдаты на фронте верили, что невесты их и подруги любят бойцов и ждут.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
...
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет».

4. «Ой, цветет калина»

Песню эту на стихи Михаила Исаковского написал композитор И. Дунаевский, Она была написана для музыкальной комедии «Кубанские казаки». Фильм этот на экраны вышел в 1950 году.

Ой, цветет калина
В поле у ручья.
Парня молодого Полюбила я.
Парня полюбила На свою беду:
Не могу открыться, Слова не найду.

Он живет - не знает Ничего о том,
Что одна дивчина Думает о нем...
У ручья с калины Облетает цвет,
А любовь девичья Не проходит, нет.

А любовь девичья С каждым днем сильней.
Как же мне решиться
- Рассказать о ней?
Я хожу, не смея Волю дать словам...
Милый мой, хороший, Догадайся сам!

Песня о сокровенной любви девушки в послевоенной стране была невероятно популярной.

5. В прифронтовом лесу

Из-за проблем со зрением поэт Михаил Исаковский не был призван в армию во время ВОВ. Исаковский с 1941 по 1943 год находился в эвакуации в городе Чистополе. Однако душой поэт был вместе с воевавшими на фронте бойцами. Находясь в тылу, Михаил Васильевич написал стихи «В прифронтовом лесу». А его постоянный партнёр композитор Матвей Блантер сочинил к песне музыку .

«С берез, неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс "Осенний сон"
Играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы
- Товарищи мои.

Под этот вальс весенним днем
Ходили мы на круг,
Под этот вальс в краю родном
Любили мы подруг;

Под этот вальс ловили мы
Очей любимых свет,
Под этот вальс грустили мы,
Когда подруги нет.

И вот он снова прозвучал
В лесу прифронтовом,
И каждый слушал и молчал
О чем-то дорогом;

И каждый думал о своей,
Припомнив ту весну,
И каждый знал - дорога к ней
Ведет через войну...

Так что ж, друзья, коль наш черед,
- Да будет сталь крепка!
Пусть наше сердце не замрет,
Не задрожит рука;

Пусть свет и радость прежних встреч
Нам светят в трудный час,
А коль придется в землю лечь,
Так это ж только раз.

Но пусть и смерть - в огне, в дыму
- Бойца не устрашит,
И что положено кому
- Пусть каждый совершит.

Настал черед, пришла пора,
- Идем, друзья, идем!
За все, чем жили мы вчера,
За все что завтра ждем!»

6. Где ж вы, где ж вы, очи карие

В конце лета 1944 года поэт из сообщений радио узнал, что Красная армия  из Румынии переправилась через реку Дунай и начала освобождение братского народа Болгарии.
Всем в это время было понятно, что война приближается к концу, и каждый, воевавший на фронте, мечтал дожить до конца войны и вернуться к близким домой.

Михаил Исаковский в это время сочинил стихи о далёкой Болгарии и о том. что бойцы воспоминают свои родные места. Музыку этой песни написал Матвей Блантер.

Где ж вы, где ж вы, очи карие?
Где ж ты, мой родимый край?
Впереди — страна Болгария,
Позади — река Дунай.

Много верст в походах пройдено
По земле и по воде,
Но советской нашей Родины
Не забыли мы нигде.

И под звездами балканскими
Вспоминаем неспроста
Ярославские, да брянские,
Да смоленские места.

Вспоминаем очи карие,
Тихий говор, звонкий смех…
Хороша страна Болгария,
А Россия лучше всех.

7. Лучше нету того цвету,

В 1946 году люди услышали эту песню Матвея Блантер на стихи Михаила Исаковского.
Песне эта о пылкой, долгожданной и взаимной любви.

Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветет,
Лучше нету той минуты,
Когда милая придет.

Как увижу, как услышу
- Все во мне заговорит,
Вся душа моя пылает,
Вся душа моя горит.

Мы в глаза друг другу глянем,
Руки жаркие сплетем,
И куда - не знаем сами
- Словно пьяные, бредем.

Мы бредем по тем дорожкам,
Где зеленая трава,
Где из сердца сами рвутся
Незабвенные слова.

А кругом сады белеют,
А в садах бушует май,
И такой на небе месяц
- Хоть иголки подбирай.

За рекой гармонь играет
- То зальется, то замрет...
Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветет.

8. Летят перелетные птицы

Тема любви к родине всегда волновала поэта. И в 1949 году вместе с композитором Матвеем Блантером они написали очень в своё время популярную песню «Летят перелётные птицы»:

Летят перелетные птицы
В осенней дали голубой,
Летят они в жаркие страны,
А я остаюся с тобой.

А я остаюся с тобою,
Родная навеки страна!
Не нужен мне берег турецкий,
И Африка мне не нужна.

Немало я стран перевидел,
Шагая с винтовкой в руке.
И не было горше печали,
Чем жить от тебя вдалеке.

Немало я дум передумал
С друзьями в далеком краю.
И не было большего долга,
Чем выполнить волю твою.

Пускай утопал я в болотах,
Пускай замерзал я на льду,
Но если ты скажешь мне снова,
Я снова все это пройду.

Желанья свои и надежды
Связал я навеки с тобой
- С твоею суровой и ясной,
С твоею завидной судьбой.

Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать.
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать,

А я остаюся с тобою,
Родная моя сторона!
Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна.

9. Культурный код Исаковского

Поэтическое творчество Михаила Исаковского было высоко оценено при его жизни государством. В 1970 году Михаилу Васильевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он был лауреатом двух Сталинских премий первой степени (1943, 1949) и был награждён орденами, в том числе четырьмя высшими Орденами Ленина.

Однако сегодня имя поэта помнят далеко не все. Тем не менее, большинство людей, что жили в СССР, помнят многие строки его песен.
Можно сказать, что его поэзия стала частью народного сознание.

И сказать лучше о любви простых советских людей, таких, каким был сам Михаил Васильевич, пожалуй, никто лучше сказать не мог.

Россия, родина великих русских поэтов. Но поэты золотого века писали о любви в высших сословиях.

«Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.»

Парни и девчата, о любви которых писал поэт, не знакомились на балах. Они жили в деревне среди природы. И его стихи об искренней и бескорыстной любви таких простых людей. И пока такая любовь будет жить в наших сердцах, будет жив и наш народ.

Стихи Михаила Исаковского также - о любви, к Родине. Эта любовь связана с родными местами, где цветут черёмуха и сирень, калина и яблони.

Русский народ будет существовать, пока наши потомки будут помнить стихи великих советских поэтов. И Михаил Васильевич Исаковский, несомненно, один из них.

Но, к сожалению, сегодня песни на стихи Михаила Исаковского исполняют не часто. Их не поют на уроках пения в школе, не поют их и в семьях.
Хотя, по-моему, песни прекрасных советских поэтов - это именно то, что сегодня нам не хватает.


Рецензии
И опять не могу удержаться от отзыва. Понравилось, но хочется добавить:

1. В перечне явно не хватает ещё одной песни из "Кубанских казаков" "каким ты был, таким остался".

2. Практически все песни на стихи Исаковского стали НАРОДНЫМИ. Со всеми вытекающими обстоятельствами. Не думаю, что все простые советские люди, певшие с душой во время застолий эти песни, помнили авторов, и, вообще, интересовались этим.

3. По поводу "исполняют нечасто". Эта проблема из 60-х годов. Поколения, появившиеся на свет после войны, предпочитали иные песни. Иностранные и "под иностранные". Среди молодёжи бытовало выражение "ДЕРЕВЕНСКИЕ ПЕСНИ". Молодёжь их стеснялась петь. А люди более старшие пели с удовольствием. Мои родители и их гости пели. Этот момент хорошо обыгран в фильме "Афоня": он сам (родившийся перед войной) любит народные песни и танцы, а молодёжь на танцах слушает "моднючие" (как моя бабушка говорила).

3. Исаковский не только песенник, но и лирик-философ в своих стихах, но не очень известен.

Григорий Рейнгольд   24.04.2024 07:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Григорий!
"каким ты был, таким остался". Я попытался отобрать только стихи, ставшие песнями, которые передают культурный код нашего арода.
Но это я так думаю.
А "каким ты был" - это популярная песня, но она не содержит, по-моему, зерна.

Кстати нелегко сегодня провести ревизию советской поэзии с целью выделения зёрен, чтобы передать их потомкам.
Просмотрел В. Маяковского - поэма "Хорошо". Там об иллюзиях, которыми жили люди во времена поэта, но которые не оправдались.
С. Маршак. Суперпопулярный поэт. Люблю читать его детям. Но с точки зрения культурного кода ничего не нашел.

А вот у песен Булата Окуджавы, надеюсь, будет долгая жизнь. Они актуальны сегодня "нужна одна победа. Одна на всех, мы за ценой не постоим..."
Можно ли сказать лучше?

Владимир Иноземцев   24.04.2024 15:28   Заявить о нарушении