Командир подводной лодки. Первая мировая

         ПАМЯТИ  МОРСКИХ  ОФИЦЕРОВ  ПЕРВОЙ  МИРОВОЙ

В 1922 году в Греции, на чужбине, тихо умирал молодой статный мужчина, морской офицер, один из первых подводников Черноморского Флота. Ему было 35. Через месяц могло бы стать 36. Но не случилось. Всю свою короткую жизнь Анатолий Иванович Камлюхин (1886 – 1922) посвятил Российскому флоту.
               
                Экспонат из морских глубин

В 2013 году в Симферополе экспонировалась выставка "Из глубины веков", на которой были представлены уникальные экспонаты, поднятые со дна Чёрного моря, с затонувшего во время Первой мировой войны русского эсминца «Лейтенант Зацаренный». Узнав, что среди экспонатов есть приказы Морского ведомства того времени, я отправилась на выставку с надеждой найти какие-либо сведения о лейтенанте Камлюхине. И нашла! На одной из страниц, сохранившихся в морских глубинах, был напечатан приказ Командующего Черноморским флотом от 29 января 1915 года: «За мужество, хладнокровие и находчивость при спасании людей» с затонувшего в бою корабля «Прут» были представлены к награждению офицеры подводной лодки «Судак»: командир, лейтенант Зарубин (орденом Св.Анны 3 степени) и вахтенный начальник, лейтенант Камлюхин (мечами и бантом к ордену Св.Станислава 3 степени). Непонятная нынешнему поколению награда (мечи и бант) полагалась за боевые заслуги и была дополнением к уже имевшемуся у Камлюхина ордену Св.Станислава, полученному в мирное время (6 декабря 1912 года).
 
                Кадетство. Гардемарин Камлюхин

Анатолий Камлюхин родился 28 декабря 1886 в Харькове. Учился в классической гимназии, в 1901 году поступил в Морской кадетский корпус (г. Санкт-Петербург). При зачислении в это учебное заведение учитывались не только результаты приёмных экзаменов, но и заслуги родных на поприще служения Отечеству. Отец Анатолия, Иван Владимирович Камлюхин, был потомственным дворянином, титулярным советником, а дед – генералом.

Обучение в Кадетском корпусе было шестилетним. В весенне-летний период кадеты осваивали практическое судовождение и в течение трёх месяцев упражнялись в управлении различными видами судов. Во время практики Анатолий Камлюхин познавал секреты управления парусниками, осваивал работу на крейсерах, побывал в длительных морских походах. 9 сентября 1905 года Анатолий, в то время учившийся в пятом классе, был произведён в младшие гардемарины. По такому торжественному поводу каждый гардемарин традиционно фотографировался в форме с погонами. Фотография, запечатлевшая Анатолия в тот миг, сохранилась в архиве.

При завершении обучения в Морском корпусе Анатолий Камлюхин был произведён в корабельные гардемарины (20 апреля 1907 г.). Студенчество закончилось. Но первый офицерский чин мичмана выпускники получали только после длительной практической деятельности и сдачи специальных экзаменов. Почти целый год они провели в заграничных морских походах, работая корабельными гардемаринами, и лишь в апреле 1908-го были произведены в мичманы, что свидетельствует о серьёзном отношении Морского ведомства к подготовке офицеров флота.

                На Черноморском флоте

Анатолий Камлюхин получил назначение на Черноморский флот. Он покинул просторы Балтики и с апреля 1908 года жил в Севастополе, городе русской славы. Служил на линейном корабле "Три святителя", был вахтенным начальником в длительном заграничном походе на яхте «Колхида». В феврале 1911 года его назначили вахтенным начальником на эскадренный миноносец «Лейтенант Зацаренный», где он дополнительно исполнял дела ротного командира. В октябре 1911 года Анатолий Камлюхин командирован в город Кронштадт и зачислен слушателем в Минный офицерский класс Учебно-минного отряда Балтийского флота. После возвращения он служит в 1-м Дивизионе эскадренных миноносцев, его назначают вахтенным начальником и исполняющим дела ротного командира миноносца «Живой», затем – заведующим артиллерией. В марте 1912 года Высочайшим приказом по Морскому ведомству А.И. Камлюхин произведён в лейтенанты. В это же время его назначают членом Корабельного суда дивизиона эскадренных миноносцев.

Со временем профессиональная подготовка морского офицера становится всё более разнообразной, и в апреле 1912-го он командирован на краткие курсы военных лётчиков. Позже переведён с миноносца «Живой» на миноносец «Живучий», служит вахтенным начальником и ротным командиром. Отличная подготовка по военным специальностям и усердие в службе не остались незамеченными, 6 декабря 1912 года лейтенант Камлюхин был награждён орденом Св.Станислава 3-й степени, 26 декабря – медалью в память 100-летия Отечественной войны, в марте 1913 года – медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых. Следующим шагом в его карьере стало изучение новой специальности, ему предложили освоить подводные лодки.

                В дивизионе подводных лодок

В июне 1913 года приказом начальника Черноморской минной дивизии лейтенант Камлюхин переведён в дивизион подводных лодок и назначен помощником командира подводной лодки «Карась». Через три дня после назначения ему поручено командование этой подлодкой (в связи с болезнью командира, лейтенанта Паруцкого). В течение месяца Анатолий Камлюхин возглавлял команду подлодки и в таких непростых для себя обстоятельствах экстренно осваивал новый класс военных кораблей. В августе 1913 года его назначили командиром миноносца № 270.
Затем, с 1 октября 2013 года, лейтенант Камлюхин был командирован в офицерский класс Учебного отряда подводного плавания.

Отряд подводного плавания базировался на побережье Балтийского моря в порту Либава (ныне Лиепая, Латвия), там готовили командиров подводных лодок и других специалистов-подводников. Продолжительность обучения в офицерском классе составляла 10 месяцев, после экзаменов курсанты получали звание «Офицер подводного плавания» и серебряный нагрудный знак. Сдав экзамены, это звание получил и лейтенант Камлюхин (29 июля 1914 г.). Окончание курсов совпало с началом Первой мировой войны.

В 1914 году Анатолий Камлюхин служил вахтенным начальником на подводной лодке «Судак», затем – на подводной лодке «Тюлень», признанной ныне самой результативной в истории российского флота. В 1915 году награждён орденом Св.Анны 3 степени с мечами и бантом и орденом Св.Анны 4 степени.

В 1916 году лейтенант Камлюхин назначен (временно) командиром подводной лодки «Лосось» и служил там в течение 5 месяцев: с июля по 15 декабря. В это время лодка использовалась в качестве учебной для подготовки офицеров-подводников, а также для охраны морской территории. Сохранился рапорт командира подводной лодки «Лосось» лейтенанта Камлюхина от 1 октября 1916 года, в котором зафиксированы ежедневные работы за месяц. Согласно документу, подводная лодка «Лосось» базировалась в Балаклавской бухте, командир Камлюхин участвовал в работе по подготовке кадров для подводных лодок, проводил занятия и судовые работы с офицерами-слушателями, выходил в море для подводного хода, погружался в Южной бухте с экзаменовавшимися офицерами.
19 декабря 1916 года лейтенант Камлюхин был назначен флаг-офицером и ревизором 1-го подводного дивизиона.

                Командир подводной лодки «АГ-23»

 В июле 1917-го Анатолий Иванович получил звание старшего лейтенанта и примерно в это же время был назначен командиром новой подводной лодки «АГ-23». Эта лодка была построена американской фирмой по заказу Великобритании, но перекуплена Россией и в разобранном виде перевезена в Николаев. По данным открытых источников, сборка началась в апреле 1917 года. Закладная доска подводной лодки «АГ-23» сохранилась у её первого командира, старшего лейтенанта Анатолия Ивановича Камлюхина.

На серебряной пластине выгравированы подлодка с Андреевским флагом и её наименование: «Подводная лодка А.Г.-23: заложена Судостроительным Акционерным Обществом «Петровская Верфь» в Отделении Балтийского судостроительного и Механического завода в Николаеве в сентябре 1917 года». На второй стороне пластины перечислены имена должностных лиц, причастных к закладке лодки: «Министр – председатель и Верховный Главнокомандующий А.Ф. Керенский, Морской министр контр-адмирал Вердеревский, Командующий Черноморским Флотом контр-адмирал Немитц, Помощник Морского министра капитан II ранга Куккель, Начальник Главного Управления Кораблестроения капитан I ранга Игнатьев, Начальник Отдела подводного плавания капитан I ранга Быков».
Далее выгравированы фамилии членов правления общества «Петровская Верфь». Словом, на этой серебряной пластине перечислены все первые лица того времени, имевшие отношение к Флоту России. Ныне эта закладная доска хранится в семье потомков лейтенанта Камлюхина в США. Можно считать, что это не только семейная реликвия, но и страница в истории Черноморского флота.

Во время Гражданской войны вследствие многократной смены власти, сборка подлодки была остановлена. Черноморский флот разделился на «белых» и «красных». Анатолий Камлюхин в Севастополе участвовал в издании газеты «Юг» и впоследствии вынужден был эмигрировать. Сборка подводной лодки возобновилась после установления советской власти в Николаеве, при другом  командире. В сентябре 1920 года лодка вступила в строй и участвовала в Гражданской войне на стороне «красных».   

                В эмиграции

Супругой Анатолия Ивановича Камлюхина была Ксения Матвеевна Шлее (дочь присяжного поверенного, кандидата прав Матвея Матвеевича Шлее и Марии Фердинандовны Кист). Известное в Крыму семейство Кист владело в Севастополе респектабельным отелем на Приморском бульваре, где останавливались многие именитые личности. Ксения училась в Императорской Академии живописи, и одним из её учителей был знаменитый художник Николай Рерих. В ноябре 1915 года в семье Камлюхиных родился сын Игорь.

После революции 1917 года семья пережила трудные времена. Из-за жёсткого противостояния между большевиками и сторонниками Белого движения, Камлюхину пришлось покинуть страну. По рассказам внучек лейтенанта, его спасли матросы, уважавшие своего офицера. В 1919 году они тайно вывезли Анатолия, его жену и маленького сына из Севастополя в Афины. В эмиграции семья осталась без средств к существованию.

Королева эллинов Ольга Константиновна Романова всегда старалась помогать русским морякам, оказавшимся в Греции. Рассказывают, что Анатолий Камлюхин, прекрасно образованный, высокий и элегантный дворянин, часто бывал приглашён ко Двору. Но вскоре он тяжело заболел, сказалось давнее отравление хлором, случившееся на подводной лодке вследствие технического несовершенства аккумуляторных батарей. В ноябре 1922 года завершился короткий жизненный путь Анатолия, его похоронили на Русском кладбище в Пирее (пригород Афин). Всех русских моряков там хоронили с почестями, для каждого из них королева заказывала надгробную плиту из белого мрамора и присылала венок.

В 1970-е годы часть старого кладбища была уничтожена, но христианская община русских эмигрантов сохранила уцелевшие надгробные плиты. Впоследствии там возвели небольшую церковь и с целью сохранения исторической памяти наружные стены этой часовни облицевали белыми мраморными плитами со старых русских захоронений. На одной из них начертано: «Старший лейтенант Анатолий Иванович Камлюхин. Скончался 11-го ноября 1922 г.». 

                Эпилог
 
В 2000 году 83-летний Игорь Анатольевич Камлюхин, сын офицера Российского Императорского флота, привёз в Севастополь своё большое американское семейство, чтобы показать потомкам родную землю, любовь к которой не угасла за десятки лет, прожитых в Америке. Он увидел здание, где родился (бывший отель «Кист») и побывал в Балаклаве, где на подводных лодках служил его отец. Так на закате жизни осуществилась его давняя мечта. Нина Франтцен, внучка лейтенанта Камлюхина, однажды сказала: «Меня охватывает ужас, когда представлю, как металлическая коробка опускается в морские глубины, а в ней – люди».

Именно о мужестве, отваге и верности долгу морских офицеров мне и хотелось рассказать. Особенно, о подводниках Первой мировой войны, о тех офицерах, кто решил отправиться в морские глубины, чтобы и там, явно рискуя жизнью, быть полезным своему Отечеству.


Рецензии