123. Как я пришёл к мысли стать членом ВКПб

Муратов Витольд

На фотографии изображены я и Белла (ещё носившая фамилию Полонская) в рядах студентов ЛИТМО  на Первомайской демонстрации.

Сразу  спешу уточнить, ч то уже в те интересные времена-в второй половине ХХ века  заметно стала видна разница меж просто коммунистами  по своему убеждению и уровню
интеллекта  и членами Коммунистической партии.

Первые из них в этой разнице по классификации Ортеги и Гассеты и его последовательницы Ханны Арендт принадлежали бы к категории "людей-толпа".Которые,составляя большинство, не только не умели, но и отказывались учиться думать о материях, выходящих за рамки своих житейских проблем.

  Справедливости ради следует заметить,что предков этого типа соотечественников имел в виду Чаадаев, который  в своём проблемном "письме"описал их и заслужил одобрение Пушкина."Вы хорошо сделали, что написали это" как заметил Великий Поэт.

Можно сказать, что для них    политическая ориентация определялась врождёнными инстинктами, то есть сердцем.И  фактически слабо  зависела от изменений в окружающей их среде.
А у вторых-работой головного мозга, субъективно отвечающего на события в окружающем их мире.И для них были вполне возможны изменения в своих взглядах и мнений, в  том числе и прямо на противоположные. 
Так вот я  и принадлежал к этим последним.
 
 Шёл тогда  1951 год  и я уже  закончил Среднюю школу и был принят  на должность младшего научного сотрудника в Государственный Оптический Институт  - ГОИ
,
Ещё в школе нас познакомили с  эволюционной теорией Дарвина.В основе которой лежит факт борьбы за существование и способность живых организмов к изменению по причине необходимости адаптироваться к изменяющимся условиям жизни..

Следовательно, любые прекраснодушные  идеи и тории,ожидающие наступления эпохи бесконфликтного общества на основании   всеобщего не только мира, но и просто сосуществования  с гармоничным учётом  баланса взаимных интересов различных слоёв населения противоречат идее эволюции. Потому что исключает её.

И не случайно теоретики  Марксизма не смогли  ничего  сказать по  поводу морально-психологического климата в условиях окончательной победы Коммунизма   вразумительного.Оно и понятно: Дарвин не позволил.

Попутно замечу, что более эту проблему подробно я рассматриваю в своей статье здесь на "Прозе.ру:     " 80. Латимерия- наш предок"


Ещё в раннем детстве в городе,называвшемся тогда Свердловском, мне доводилось посещать жилища моих сверстников, родители которых в бы ту назывались "шишками" за
свою принадлежность к правящей и просто влиятельной категории населения. Они имели ,например,диваны,покрытые натуральной кожей , что было явным признаком принадлежности к весьма влиятельной категории населения.

Но на этих диванах и вообще элитной мебели нередко стояли инвентаризационные бирки.Представляющие своеобразный намёк на то,  что их пользователи в случае конфликта могли  называть себя не буржуями,но всего лишь арендаторами этой роскоши.
 Да и вообще тогда социальное положение нередко определялось  тем, в каких областях потребления данный член общества  имеет "блат". То есть возможность при острейшем дефиците всех на всё, иметь доступ к  тому,что большинству недоступно.

Каждый день радиопередачи начинались и заканчивались исполнением по системе
радиотрансляции Государственного гимна "Интернационала".

За которым следовала физическая зарядка, введённая,кстати,по предложения Феликса Дзержинского.
все силы общества в те годы были направлены на строительство социализма.Да не только в отдельной стране, но во всём мире.

Как принято в международных отношениях,государственный гимн в той или иной степени
является своеобразным манифестом, заявляющим целях существования государства.

Так,в гимне Британии были такие слова : "Правь,Британия,Владычица морей..."
А  гимн СССР откровенно  манифестировал основную цель Советского государства:

 "Весь мир насилия мы разрушим до основания....
  А затем мы наш, мы Новый мир построим:
  Кто был ничем, тот станет Всем"
 
   А в качестве государственного символа ,в       году принят герб СОВЕТСКОГО СОЮЗА, в котором символ :  молот и серп, обозначающие союз Рабочего класса и Крестьянства, накрывал   всё Восточное полушарие планеты Земля..

Но в коллекции изображений Государственного герба, опубликованных в Википедии на русском языке,бдительно отслеживающей новации в области общественной жизни и Народного Образования,  иногда появляется изображение северных границ Западного полушария.
 Но, в любом случае  красная пятиконечная звёздочка, венчающая, герб недвусмысленно говорила, что государственная идеология распространяется в будущем на все пять континентов, то есть на всю планету.

И, вспоминая себя, могу без зазрения совести сказать, что я в начале жизни не имел ничего против: вступил в комсомол и занимался тем, что называли тогда "общественной работой".
А в конце сороковых лет, когда Жолио Кюри начал антивоенную кампанию по сбору подписей в защиту мира, я принципиально не стал  свою подпись  ставить. Потому, что считал тогда полезной мировую войну потому, что она, по моему мнению, в соответствие с текстом гимна привела бы к гибели мирового капитализма.И США в первую очередь.

А в скорбные дни весны 1953 года я вылез на трибуну  на митинге коллектива института и выступил с речью, смысл который состоял в обещаниями того, что Коммунизм  мы построим и без Сталина.Хотя чувствовал себя паскудно как будто при людно опростоволосился. Или как певец,давший петуха.

 Первой вообще и главной  книжкой, которую я  залпом прочёл в один  присест   ещё за пару лет  до поступления в школу была книжка  "Таинственный остров" Жюля Верна.Которая не только определила мою профессию, но и во многом стиль моей жизни.

Другой книгой  содержанием был "Золотой телёнок" Ильфа и Петрова с главным героем - жуликом и философом Остапом Бендером, позволившим себе в конкретной обстановке того времени (!) жить по глубокому своему убеждению: "Все хотят строить Социализм, а я не - хочу"
.
  И важность появления  такого персонажа для читателя была не в том, чтобы согласиться или не согласиться с его кредо.А в том, что такой вариант поведения даже в те времена специфичного  мировоззрения был по жизни возможен. Но служил примером возможности альтернативы.

А это было ценно тем,что побуждало принимать окружающую действительность такой, как она есть. И потому адекватно на неё реагировать.
 
 Именно такую точку зрения принял мой отец в начале пятидесятых, написав заявление о приёме в коммунистическую партию.

И он показал мне тогда текст этого заявления. Обычного по форме и примечательного своим ответом тем, что отвечая на вопрос о своём социальном происхождении, он написал, что происходит из сословия дворян.

Понятно,что  никакими документами свои слова он не мог подтвердить ибо все сословия были отменены по крайней мере в его десятилетнем  возрасте.
-
Но я в благоприятный момент подшустрил и добился возможности посмотреть подлинные документы дела своего отца - Муратова Сергея Владимировича , в которых было записано, что он происходит из дворян, которым был Действительный Статский советник (то есть чиновник четвёртого класса ) -мой прадед Владимир Николаевич   Муратов ,по причине своей службы в Морском Министерстве имевший звание генерала.(Но с шинелью на белой подкладке, а не красной, как у генералов  на войсковой службе).
               
 Такую жизненную позицию-говорить правду и не интриговать с опасением  запутаться он с успехом применял на протяжении всей своей жизни.
 
И следование  этой линии поведения  не без успеха применял и я.При этом воспоминания о дворянском происхождение помогало и мне в затруднительных случаях, когда возникала  необходимость принимать правильное решение в любой, даже щекотливой ситуации  и не терять при этом лица...

 И вот   в годы Перестройки мне довелось посмотреть в Отделе Кадров свою характеристику, где было записано так: " Муратов держится независимо".

Ну, я не стал бы возражать поскольку такое мнение о себе меня вполне устраивало . Тем более, что меня и никто мнения своего и не спрашивал.


 Статья редактируется


Рецензии