Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 29

                Воскрешение дочери Иаира


Один из самых распространённых сюжетов настенной живописи.

Апостол Лука рассказывает нам о событиях того времени:

После того как Спаситель вылечил бесноватого, вдруг пришёл человек, которого звали Иаир, и он был начальником синагоги. Упав к ногам Иисуса, попросил придти в его дом. Он рассказал о своей единственной двенадцатилетней дочери, которая была при смерти.

Но в это время толпа народа, которого вокруг Спасителя было много, оттеснила Иаира. В это время и женщина отвлекла внимание Спасителя, упав перед ним на колени и прося помощи. А тут пришёл человек из дома Иаира и возвестил, что его дочь умерла и что уже не стоит утруждать Спасителя.

Но Иисус услышал эти слова, сказал Иаиру, сквозь толпу, чтобы он не боялся, а только веровал и дочь его будет спасена.

Выбравшись из толпы, Спаситель пришёл в дом Иаира, не позволив войти с ним никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова. Вошли с ними отец и мать умершей девицы. Все уже оплакивали её смерть. Но Иисус говорил, что не надо плакать – она не умерла. Она просто спит.

А другие смеялись над Спасителем, зная, что она умерла. Иисус же, взял руку дочери Иаира и сказал: «Девица! Встань!» И вернулся дух её. Она сразу встала, а Спаситель велел её родителям дать ей есть. И удивлены были её родители. А Иисус же просил их не говорить никому о происшедшем.

Евангелие от Луки, глава 8 (41:42, 49:56).

Очередное чудо воскрешения из мёртвых. Но, как утверждают богословы, сам Спаситель преуменьшает значение этого чуда и учит не бояться смерти, называя это сном. Само это чудо свидетельствует о силе веры тех, кто просит.

Западные художники не торопились раскрыть образ на своих полотнах. Можно вспомнить, например, Веронезе «Воскрешение дочери Иаира» (вторая половина 16-го века). Или же гравюру Густава Доре (1891 г.).

Русские художники полнее отобразили это чудо Спасителя. Тому пример И.Е. Репин «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.). В этом же году отметился своей работой и В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира». 
            
Изображение находится:
Лукьянцево. Лукианова мужская пустынь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1707-1712). Академическая по манере роспись в стиле позднего классицизма конца 19-го века.
Ярославская область, Красново. Церковь Богоявления Господня (1870 г.). Храмовые росписи 1900-1910 гг.


               
                Исцеление расслабленного у Овчей купели

Описываемое в Евангелии событие имеется только у апостола Иоанна. Несмотря на это, эпизод часто присутствует на храмовых росписях и настенной мозаике. Эпизод из жизни Спасителя достаточно большой и подробный.

Читаем апостола Иоанна:

После Иудейского праздника Иисус пришёл в Иерусалим. У самых ворот входа в город находилась купальня, издавна известная под именем Овчей или Овечьей, или же на местном диалекте как Дом милосердия. Возле купальни лежало большое количество больных, поражённых различными болезнями.

Временами Ангел Господень спускался в эту купальню и возмущал воду. И тот, кто успевал первым войти в разбушевавшуюся воду, тот и выздоравливал, какой бы болезнью не страдал.

Здесь же, при купальне, лежал человек, который страдал уже тридцать восемь лет.
Спаситель, подойдя к нему и узнав, что он уже здесь находится долгое время, спросил его, хочет ли он быть здоровым? Человек ответил утвердительно. И продолжил, сказав о том, что рядом нет такого человека, кто бы помог ему опуститься в купальню, когда Ангел сходит. И потому он опаздывает, так как его место бывает уже занято.

На что Иисус сказал лежащему: «Встань, возьми постель твою и ходи!» И человек встал, взял свою постель и пошёл. Он выздоровел! И было это в день субботний.

И когда выздоровевшего, несущего свою постель, увидели иудеи, то стали ему говорить, что сегодня суббота. И не должно даже брать свою постель. Но исцелённый возразил им: тот, кто меня исцелил, сказал, чтобы я взял постель и ходил.

Иудеи заинтересовались тем человеком, потому и спросили о Нём.
Но выздоровевший человек ничего не знал про Него, потому что Спаситель сразу по исцелении скрылся в народе.

Но через некоторое время этот человек, придя в храм, встретил Иисуса. Тот узнал его и наказал, чтобы он не грешил больше, потому что может из-за этого случиться с человеком и большие напасти. И человек пошёл и передал иудеям слова Спасителя и назвал имя его исцелившего – Иисус.

Евангелие от Иоанна, глава 5 (1:16)

Богословы в один голос говорят нам о том, что по иудейскому закону, или заповеди в нашем случае, исцелённый человек просто не имел права работать или что-то носить в субботу. Но человек этот, нужно отдать ему должное, решил дерзко ответить этим радетелям закона, оправдывая Спасителя. Радоваться нужно, а не упрекать.

Европейские художники не один раз вспоминали о чуде у Овечьей купели. Например, Испанский живописец Мурильо Бартоломе Эстебан «Христос исцеляет парализованного в купальне Вифезда» (1667-1670 гг.). Опять же, датский художник Карл Генрих Блох «Исцеление в Вифезде» (1883 г.).

Русские мастера кисти не отставали от своих западных коллег. Например, русский художник, профессор А.А. Киселев «Исцеление расслабленного у Овчей купели» (вторая половина 19-го века). А.Н. Бруни написал прекрасное произведение «Овчая купель (исцеление расслабленного)» (1885 г.).

Изображение находится: Лукьянцево. Лукианова мужская пустынь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1707-1712 гг.). Академическая по манере роспись в стиле позднего классицизма конца 19-го века.

Корректура  М. Зуйкова
Русавкино, апрель 2024 г.


Рецензии