Елизавета, великая княгиня, сестра милосердия, мч

Елизавета Феодоровна (1864 - 1918), великая княгиня и преподобномученица, почитается памятью 5 июля и 28 сентября, когда в 1918 году были обретены её мощи, а также 17 января, день перенесения её мощей в Иерусалим в 1921 году (РПЦЗ), и 25 января (Греч.), как и в праздновании её святости в Соборах Екатеринбургских, Московских и Санкт-Петербургских, а также в Соборе новомучеников и исповедников Русской Церкви.

Родившись 20 октября 1864 года в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории, Елизавета была вторым ребёнком в семье. Она и её братья и сестры были воспитаны в традициях старой Англии и жили по строгому регламенту, участвуя в домашних обязанностях и привыкая к простой жизни. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата Императора Александра III.

Обращение в православие в Лазареву субботу 13 апреля 1891 года было для неё важным шагом, совершённым после долгих размышлений и молитвы. Под влиянием веры своего супруга, она активно посвятила себя служению ближнему, посещая различные учреждения и оказывая помощь нуждающимся. Во время русско-японской войны начиная с 1904 года, она преданно трудилась на фронте и помогала русским воинам.
4 февраля 1905 года князь Сергей Александрович был убит в результате взрыва бомбы, заминированной революционером-террористом. Елизавета Феодоровна, его супруга, столкнулась с ужасной картиной: она молча, без слез стояла на коленях в снегу, собирая останки своего любимого мужа, который только что был живым.

В этот трудный момент Елизавета Феодоровна обратилась к Богу за помощью и утешением. На следующий день она приняла Святые Тайны в храме Чудова монастыря, где находился гроб ее супруга. На третий день после его гибели она посетила тюрьму, чтобы встретиться с убийцей. Она не испытывала к нему ненависти, а хотела, чтобы он раскаялся и молился о прощении. Елизавета даже обратилась к государю с прошением о помиловании убийцы.

Решив посвятить свою жизнь служению Богу через помощь людям, Елизавета Феодоровна создала в Москве обитель, где оказывались помощь, милосердие и молитва. Она купила участок земли с домами на улице Большая Ордынка и основала обитель, названную Марфо-Мариинской в честь святых Марфы и Марии. В обители были построены два храма, больница, аптека, детский приют и школа. За пределами обители был открыт дом-больница для женщин с туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою работу, а 9 апреля 1910 года епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) провел церемонию посвящения насельниц в крестовые сестры любви и милосердия. Сестры дали обет проводить девственную жизнь в служении и молитве, а Елизавету Феодоровну вознесли до сана настоятельницы обители. В этот день княгиня произнесла: "Я покидаю блестящий мир... но вместе с вами я вступаю в более великий мир - мир бедных и страдающих".
В монастыре Марфо-Мариинской княгиня Елизавета Феодоровна вела строгую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; ела очень скромно и придерживалась строгого поста; вставала на молитву в полночь и затем посещала больничные палаты, часто оставаясь у постели тяжелобольных до рассвета. Она делилась со своими сестрами в обители мыслью о том, что пытаться давать надежду на выздоровление страдающим из ложной сострадательности - не лучший путь. Она считала, что лучше подготовить их к переходу в вечность. Елизавета Феодоровна не предпринимала ничего без благословения духовного наставника обители и совета старцев других монастырей. Ее послушание принесло внутреннее утешение и мир в ее душе.

С начала первой мировой войны она организовала помощь фронту, включая санитарные поезда, склады лекарств и походные церкви. Отречение Николая II от престола сильно ее потрясло, она не могла говорить без слез, видя, как Россия погружается в пропасть, и печалась о русском народе и царской семье.

В ее письмах того времени она выражала глубокую жалость к России и ее народу, видя, что они не осознают полной тяжести ситуации. Она приравнивала современную ситуацию к болезни ребенка, за которого мы переживаем во время болезни гораздо сильнее, чем когда он здоров. Она выражала надежду на спасение России через покорное принятие воли Божьей и переход в Небесное Царствие.
В третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник, Елисавету Феодоровну арестовали. В то время святитель Тихон служил молебен в обители. Вместе с ней разрешили поехать сестрам обители Варваре (Яковлевой) и Екатерине Янышевой. 20 мая 1918 года они были доставлены в сибирский город Алапаевск. Туда же были привезены великий князь Сергей Михайлович, его секретарь Феодор Михайлович Ремез, великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, а также князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург, где их отпустили на свободу. Однако сестра Варвара настояла, чтобы ее оставили при великой княгине.

18 июля 1918 года узников ночью увезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, было совершено кровавое преступление. Палачи, сопровождаемые площадной руганью и избивая мучеников прикладами винтовок, бросали их в шахту. Первой была столкнута княгиня Елисавета. Она крестилась и громко молилась: "Господи, прости им, не знают, что делают!"

Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находившийся на глубине 15 метров. Сильно раненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь - это пели мученики.
Почитание и память к преподобномученице великой княгине Елизавете Феодоровне, а также к преподобномученице инокине Варваре и их сподвижникам, включая великого князя Иоанна и других, были возвеличены Русской Православной Церковью Заграницей и Московским Патриархатом. В результате их прославления мощи были перенесены и почили в различных храмах, в том числе в храме Марии Магдалины и в Алапаевском мужском монастыре. Их жизнь и мученическая кончина изображены на иконе Собора новомучеников и исповедников.


Рецензии