НТТМ

Расшифровываю: Школа «Научно-технического творчества молодёжи»

С моей стороны было безрассудно и нагло претендовать на возможность быть включённой в ряды впервые организованного на базе нашего Районного Комитета Комсомола школы Научно-Технического Творчества Молодёжи.

Критерии, по которым отбирались кандидаты на право попасть на курс обучения НТТМ были для меня невыполнимо высокими, хотя бы уже потому, что я ещё только училась на вечернем отделении Высшего Учебного Заведения и даже полного высшего образования не имела.
Говорить о наличии поданных заявок на изобретения, уже и не приходилось, поскольку об их отсутствии мне было лучше молчать.

Но мельком услышанная в коридоре РайКома (Районного Комитета Комсомола) информация о создании курса обучения, или школы НТТМ (Научно-Технического Творчества Молодёжи), прочно засела в голову, и сознанию никак не удавалось отказаться от фантастического желания попасть к ним на учёбу.

Чем меня так заворожили эти четыре больших буквы, я не знаю, но я была ими совершенно покорена и очарована.

Набравшись смелости, а точнее, наглости, я стукнулась в кабинет начальника одного из отделов, курирующих вновь созданное направление.
Честно проигнорировав написанное изумление на его лице, на мой вопрос о том, как туда попасть, если я даже по возрасту ещё не доросла до этого курса, но очень туда хочу. Можно ли обойти все критерии отбора, опираясь на то, что я работаю в организации, непосредственно курирующей это нововведение?

Конечно, мне могли отказать, но шутя согласились, подразумевая, что с первого же занятия меня попросит уйти преподаватель, хотя бы уже потому, что мозгов у меня ещё не накопилось должное количество и мне ничего будет там не понятно. О чём мне, посмеиваясь, и объяснили.
Но мне было главным получить этот шанс, чтобы свои же коллеги, которые будут в комиссии, не озвучивали явный недобор моих данных, по предъявляемым к кандидатам, критериям.

Обучение проходило в каком-то старинном здании на Невском проспекте, города, тогда ещё Ленинграда.

Комиссия по приёму документов с умным видом сосредоточенно поизучала поданную мной очень тоненькую папочку с документами, и, постаралась побыстрее ее закопАть среди прочих толстеньких и уверенных папок других претендентов на зачисление на курс школы НТТМ.

От восторга я едва не взлетела в воздух, отходя от стола комиссии, и не веря, что меня действительно взяли.

Ни на первом занятии, ни на втором, ни на последующих, лектор меня никуда не выгонял, и мне было всё, как ни странно, понятно и близко, и по духу, и по мышлению. Наверное, поэтому постоянно присутствовало состояние окрылённости.

Чисто информативно я не всё помню на этих первых занятиях. Удивило несколько ситуаций.

Например, мы разбирали технику мозгового штурма. Это сейчас, почти сорок лет спустя, никого такой формулировкой не удивить, в те года — это было в новинку.

Задание было весёлое: как поднять металлическую железяку со дна океана с той глубины, на которую водолазы опускаться, по тем временам, не могут.

Каждый из обучаемых должен был предложить свою версию.
Я предложила использовать катод и анод, и перекачать эту железяку наверх, разложив её на электроны.

Бредовая идея, не спорю.

Но на первом этапе мозгового штурма записываются абсолютно все озвученные идеи. Их обработка будет на других этапах, но не на первом.
На первом этапе требовалось исключить любую критику на высказанную, даже невозможную или сумасшедшую идею.

Я подпрыгивала от нетерпения от каждой озвученной невероятной идеи, не в силах утихомирить свое критиканство.

Преподаватель, который был от меня недалеко, перестал пресекать словесно мои попытки высказаться после каждой идеи, и лишь выразительным жестом руки и головы, давал мне понять, что любая идея на данном этапе имеет право на существование, и не должно прозвучать ни одного слова критики: всё принимается, всё записывается, - это мозговой штурм.
 
А потом  преподаватель рекомендовал группе выбрать старосту. Я пропустила мимо ушей озвученные причины, почему нам староста необходим и зачем он нам всем вообще нужен.

Включилась я в обсуждение кандидатур лишь на том этапе, где преподаватель поинтересовался у группы: «Может ли он предложить одну кандидатуру, с его точки зрения, наиболее подходящую на роль старосты в группе?»

Группа одобряюще загудела согласием.

Так было интересно наблюдать за некоторыми персонами, чьи достоинства уже обсуждались, и они послушно, и понимающе приготовилась услышать одно из своих имён, как бы дополнительно подтверждающее их право и честь стать старостой в этой массе ещё не известных, но уже изобретателей.

Когда тишина наконец-то вернулась в аудиторию, преподаватель сказал, что более всех роль старосты подойдет одной девушке, если она согласится на такую ответственность.

Девушек в аудитории было очень мало, поэтому все девушки недоуменно навострили ушки, готовые узнать поподробнее: о ком идёт речь.

Я тоже повертела головой в поисках всех тех представительниц прекрасного пола, кои на это занятие, тем или иным способом, просочились. Не знаю, как они, а я-то уж точно просочилась.

Преподаватель прошелся по аудитории и остановился рядом с моим столом.

Глупо звучит, но мне вообще никакая мысль относительно старосты в голову не приходила, в голове жалобно валялась на дне океана какая-то брошенная железяка, которую нужно было поднять на дрейфующее наверху судно.

Видя, что кандидат на должность старосты настолько откровенно не догадывается, почему преподаватель указывает на него и головой и рукой, преподаватель вежливо осведомился: не соглашусь ли я быть старостой в группе, поскольку мое мышление преподавателю понравилось.

Гул разочарования конкурировал с моими, округляющимися от неожиданности, глазами.

Уже на перерыве в буфете, когда мы оказались со своими кружками кофе у одного столика, преподаватель со вздохом констатировал, что ему очень жаль, что его дочка таким мышлением не обладает, а ведь мы с ней – почти ровесницы.

Не скоро мои, округлившиеся от изумления, глаза, вернулись к своему привычному размеру.

Мне там не просто нравилось, мне там нравилось всё. Не было даже самой скучной мелочи, которая не радовала бы меня и не восхищала.

Нахождение на этом курсе было сродни состоянию – как дышать воздухом, только чистым, напоённым жизнью. Как вдыхать его и выдыхать. И это всё - гармонично, и это всё - по мозгам, по мышлению.

И это всё кончилось одним днём. Начальник вызвал меня к себе на работе и сказал, что одна моя коллега устроила скандал и пообещала уволиться, если я продолжу на этом курсе учиться.

Я подошла к этой обиженной девице и поинтересовалась, чем её так задевает моё обучение, что она готова даже уволиться, если я обучение своё продолжу.

Я предложила ей делать за неё всю работу один день в неделю, если она так перегружается, работая за меня, пока я тоже один день в неделю отсутствую на рабочем месте, находясь на учёбе.
 
Но девушке явно «попала вожжа под хвост», выражаясь крылатыми словами русского народного фольклора, и уступать, даже с предложенной компенсацией, она не будет.

Пришлось поперечить начальнику, что если он так твёрдо держится за тут девицу, может тогда уволюсь я, потому что я не хочу школу НТТМ бросать.

Мои возражения смяли как ненужный листок бумаги с моим же заявление об увольнении.

Рекомендовано мне было обучение прекратить, и идти работать.

…Какое-то время я ещё брала конспекты у знакомых, пытаясь не отставать в учебе курса НТТМ.

Но основное обучение было на самих занятиях, а не в конспектах. Естественно, я отстала от группы, а спустя полгода уже и перестала пытаться догнать этот далеко ушедший поезд, образно выражаясь.
 
Девушка эта через полгода вышла замуж, и уволилась.
Как-то раз я её встретила, причём совершенно случайно, когда гуляла с маленькой дочкой.
 
Она посетовала, что Бог не даёт ей детей, и чего они уже с мужем только не делали. В то время искусственное оплодотворение было ещё не столь широко применяемо как во времена нынешние. Да я особо глубоко этим вопросом и не интересовалась.

Я поболтала с ней недолго.
Согласно хмыкнула, что, оказывается бывает трудно забеременеть и мы разошлись каждый в свою сторону.

Спустя много-много лет мы сами с дочкой изучали по книге ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. Это был далёкий, как эхо, отголосок школы НТТМ.

И я даже не знаю, чем это обучение закончилось для других слушателей.

Для меня оно закончилось раньше. До сих пор жаль.

19.04.2024 г.


Рецензии