51. Это от привитого с рождения неуважения

Дорогие читатели!

Приглашаю вас в младшую группу (от 3 до 4 лет) одного не совсем обычного московского детского сада. Вы познакомитесь со всеми её маленькими и такими разными обитателями, а также с воспитателями и другими работниками садика, с родителями и, конечно же, с проблемами. Куда ж без них…

Разумеется, все имена и названия изменены, любые совпадения случайны.


Как маленькие дети обращаются к воспитателям?

Ну, когда они уже начинают к ним обращаться. Ребятишкам из группы «Дюймовочка», как вы помните, три-четыре года. И многие уже активно обращаются к воспитателям и няне с вопросами, просьбами, а также здороваясь или прощаясь.

С самого начала детей приучают обращаться к воспитателям и всем другим сотрудникам садика по имени-отчеству. Конечно, это трудно для таких маленьких детей, но поначалу уж как смогут, а со временем всё лучше, всё правильней произносятся часто очень непростые имена-отчества воспитателей.

Некоторые родители недовольны: зачем мучить детей? Пусть обращаются, как хотят, как могут. Пусть хоть за руку или за подол юбки дёргают, а ещё лучше подзывают громким воплем, как дома маму. К чему такая официальщина?

Нина, Оля, Артём первое время называли всех «тётя».

-Тётя, помоги!..

- Тётя, где моя шапка?..

- Тётя, пока!..

И родители не видели в этом ничего особенного. Ну, «тётя» и «тётя», нормальное обращение. Не «дядя» же.

Воспитатели не заостряли этот вопрос. Дети маленькие, только привыкают к садику, многие ещё и не говорят толком. Но сами обращались друг к другу подчёркнуто вежливо, по имени-отчеству, тщательно выговаривая сами и поправляя тех детей, которые уже пытались обращаться к воспитателям «по-взрослому».

Егор, с большим трудом осваивающий речь и имеющий с нею большие проблемы, попытался повторять за другими: тётя, тем более, что в его словарном арсенале это слово уже было и произносилось, как и все остальные, с большой натугой:

- ТЁ-ТЬ-А!..

Но его мама сразу ему объяснила, что «тётя» - это только его тётя Лена, мамина сестра, или тётя Катя и тётя Люда, соседки по дому, которых он хорошо знает, или тётя Галя, мама мальчика, с которым они часто вместе гуляют. А в садике не тёти, а воспитатели, и обращаться к ним нужно по имени-отчеству. И, помогая сыну одеваться-раздеваться в раздевалке, мама проговаривала с ним имена воспитателей тоже. Надо сказать, что Егор, хоть и не мог выговорить, но, кого как зовут, знал очень хорошо и, когда ему называли имя-отчество, безошибочно подбегал к этому человеку и радостно обнимался. Постепенно он начал говорить:

- А-НН-А-Я!.. ИКА-АДА!.. ИНА-АНА!..

И пусть это было коряво, но совершенно осознанно и очень старательно.

Алик поначалу вообще ни к кому никак не обращался, хотя говорил хорошо. Похоже, что он воспринимал окружающих его людей не как отдельных личностей со своими именами, а как некую функцию у него на службе.

- А-а-а!.. Дай мне!.. Отними у него, я хочу!.. Одень меня!.. Покорми меня!.. – вопил он, не обращаясь ни к кому ни словом, ни хотя бы взглядом, в полной уверенности, что его и так поймут и тут же кинутся исполнять приказ.

Ну, тут, конечно, сильно постарались родители, заменив своё внимание и воспитание чередой чужих равнодушных тёток нянь. Которым было строго-настрого не разрешено ребёнку что-либо запрещать или чему-то его учить. Только исполнять его требования. Так они совместными усилиями ещё в совсем нежном возрасте превратили хорошего, доброго мальчишку в капризного монстрика. Но уже зимой Алик прекрасно и с удовольствием выговаривал имена всех знакомых ему сотрудников садика.

А вот Ксюша с самого начала называла сотрудников группы так: Няня!.. Воспитательница!.. И – на «ты». И было видно, что это - от привитого с рождения, впитанного, так сказать, с молоком матери неуважения к «обслуживающему персоналу». Сейчас да, она называет всех по имени-отчеству, но повелительные, требовательные нотки, нетерпеливость и раздражительность оттого, что не моментально исполняются приказы ребёнка, который привык, что его обслуживают нанятые люди, никуда не делись.

Женя, Мирон, Стасик, Ваня, Влада, Саша безо всяких проблем быстро выучили имена-отчества воспитателей и с самого начала обращались к ним на «вы». Было видно, что для них такое обращение ко взрослым привычно и естественно. Так общаются их родители с другими взрослыми и учат своих детей. Эти дети называют имена-отчества и других взрослых – руководителей кружков и секций, куда их водят, врачей, знают, как зовут полностью маму-папу-бабушек-дедушек. Стасик даже знает полное имя папиного начальника.

Костик, про которого долгое время думали, что он вообще не умеет говорить, и который, попривыкнув, стал изредка что-то буркать себе под нос, изумляя всех неожиданными познаниями, откуда-то узнал фамилию Вероники Эдуардовны и на вопрос одной мамы, кто сегодня с утра работает, безэмоционально, но очень чётко ответил: фамилию-имя-отчество.

Остальные дети, кроме неговорящих Прохора, Зины и Тараса, выговаривают имена своих воспитателей пока так:

ЯНЯ ЯКИЛЕВНА, ВИКА АДОВНА и няня НИНА ВАННА.

Звучит это очень мило и трогательно. И очень интересно наблюдать, как произношение разными детишками этих имён совершенствуется и постепенно приближается к идеалу.

Но вот, например, мамы Толика и Степаниды, детей, нормально говорящих для своего возраста, долго возмущались этими требованиями и бились за право своих детей называть воспитателей: тётя Аня, тётя Вика, тётя Нина.

Вслед за ними стал повторять Игнат. Его бабушка (работающая, как мы помним, не где-нибудь, а в министерстве!) мигом пресекла это, громко объяснив внуку и заодно переодевающимся рядом борцам за права и свободы, что так говорят только самые маленькие, которым ещё и в садик-то ходить рано. Баба, тётя, дядя – это всё дома. А садик – это образовательное учреждение, воспитатели вас уму-разуму учат, воспитывают, они вам не тёти, а вы им не племянники. Попробовал бы кто-нибудь мне на работе сказать: тётя! – живо бы без пальто остался, пока имя-отчество моё не выучит! Ну-ка, Гнашка, скажи, как воспитательницу зовут, ты ведь уже хорошо говорил!

И Игнат, тараща горячие чёрные глазищи, стесняясь всеобщего внимания, старательно и даже как-то нежно выговаривает:

- Яня Якилевна…

- Ну, вот, молодец! – хвалит бабка. – Так и говори! А на этих… - бабка Игната не сдерживает себя ни в выражениях, ни в громкости голоса, - на этих не смотри! И за ними не повторяй! Понял? Смотри у меня!..

Через какое-то время и Толик, и Стёпа легко перешли на имя-отчество, и родители их этот вопрос больше не поднимали.

Кстати, в соседней группе работает воспитательница, которую дети называют МАНДАРИНА МЫНДРЕВНА.

Внимание, вопрос: как на самом деле зовут эту милую, добрую и весёлую воспитательницу?

                23.06.2022


Дорогие читатели! О том, как проходит жизнь в группе «Дюймовочка», вы сможете узнать в следующих публикациях.


Рецензии