Из истории вокального искусства. Георгий Нэлепп

20 апреля 120 лет назад родился Георгий НЭЛЕПП, один из выдающихся мастеров русской оперной сцены советского периода.

Пожалуй, точнее всего характеризуют этого уникального артиста слова режиссёра Л.Баратова:
"Когда он пел, никто в зале не фиксировал внимание на собственно вокале - на высоких нотах или сложных пассажах. Никому бы в голову не пришла мысль аплодировать ему за великолепно взятое верхнее "до", ибо это разрушило бы цельность впечатления от образа, а захватывал именно созданный певцом образ, характер, его жизненная сила. Голос Нэлеппа принадлежал героям этого замечательного художника, он выражал их человеческую, эмоциональную сущность."

Здесь уместно будет сказать об особенностях нэлепповского голоса, нэлепповского вокала. Этот голос удивительным образом заключал в себе противоположные качества: звенящий "металл" сочетался в нём с мягкостью и своеобразной "матовостью", что создавало удивительный эффект - он с алмазной твёрдостью "пробивал" любую плотность оркестра и легко заполнял любой зал, и в то же время, в его звуке было что-то "скрытое", какая-то тайна, и даже в драматических кульминациях вы не ощущали "предела" этого голоса. Можно сказать, что это было звучание большой "психологической наполненности".

В связи с этим, сразу вспоминается его коронная и любимая роль - Герман в "Пиковой даме", до сих пор вызывающая полярные мнения поклонников оперы.
Есть те, которые полагают, что в этой партии певцу не хватало темперамента и одержимости, скажем, Печковского или открытой эмоциональности таких более поздних Германов, как Анджапаридзе и Атлантов. Другие, напротив, считают именно Нэлеппа лучшим Германом "всех времён и народов", т.к. это не был "оперный" Герман "а ля Каварадосси" - певцу удалось создать на редкость глубокий, нетривиальный образ и выразить те скрытые страсти, что кипят в "тихом омуте" его души.
После одной из премьер, критики писали, что в даже в арии "Что наша жизнь?" Герман Нэлеппа воспринимался "не как упоённый удачей игрок, а как человек, которого гнетёт мрачное предчувствие гибели".

Оперный репертуар Нэлеппа, исполненный им на сценах Кировского, а затем Большого театров - это огромное количество партий в русских, зарубежных и советских операх. Наиболее яркие из них, помимо Германа - Садко и княжич Юрий("Чародейка"), Самозванец и Собинин, Хозе и Манрико, Флорестан и Радамес, Еник("Проданная невеста")и Йонтек("Галька")...

Нэлепп на редкость (для певцов его поколения) много записывался: с его участием целиком записано 14 опер, а кроме того, он ещё участвовал и в радиопостановках классических оперетт.

К сожалению, Георгий Михайлович не выступал с сольными концертами. Он говорил: "В опере мне всё помогает: оркестр, дирижёр, грим, костюмы... А на эстраде я совсем один."
Но это не мешало ему исполнить большое количество русской романсовой литературы на радио, в студии звукозаписи. К счастью, сохранилось довольно много записанных Нэлеппом романсов Чайковского, Рахманинова, Бородина, Даргомыжского, Глиэра, среди которых мы находим подлинные исполнительские шедевры.
И он сделал то, чего не сделал ни один другой певец его времени - целиком записал вокальный цикл Глинки "Прощание с Петербургом". Романс-каватина "Давно ли роскошно ты розой цвела" из этого цикла стал последней записью певца, осуществлённой незадолго до его преждевременной смерти.

Для многих не только зрителей, но и коллег, Георгий Нэлепп был образцом профессионализма и работоспособности. Никто не помнил его "не в форме", "не в голосе", работающим "на штампах" . Это был Артист - с большой буквы, который всегда "входил" в любую работу во всеоружии своего мастерства, таланта, музыкальности и артистизма.



(Материал с музыкальными фрагментами в
"QUI la VOCE" во ВК от 20 апр 2024)


Рецензии