Прямая речь... Артемий Панарин

В интервью он отшучивается или произносит политкорректные вещи. После восьми лет игры в НХЛ отказывается общаться на английском, хотя всё прекрасно понимает без переводчика и вовсю разговаривает с партнёрами по команде. Шансов разговорить Артемия Панарина есть несколько. После удачной игры, а чаще – в летнее межсезонье или во время пандемии 2020 года с вынужденным карантином. Подборка цитат, большей частью, принадлежит таким дням.


******


– Я не первый год в НХЛ, поэтому уже понятно, в какой роли я играю, какой я игрок. Меня брали как готовый продукт. Было знакомство – тренер говорил о своём видении игры, я говорил, как я вижу. Видели похоже. Единственное различие – он хочет, чтобы я возвращался в оборону, а я нет (смеётся).

– Слава богу, мне повезло, что в Рейнджерс я сразу же забил, в первых играх набрал очки. Меня отпустило. А вот представляю себе, если бы прошло пять игр, а я заработал ноль. Ноль очков, ноль голов – за одиннадцать шестьсот лямов в год! Я бы просто сожрал себя сам – даже не надо было бы зрителей и прессы. Это тоже к фарту можно отнести – повезло, отскочила шайба, бросил, забил. Отпустило – всё, поехали, получаешь удовольствие.

– Дед всё детство мне говорил, что нельзя смотреть на шайбу. «Подними голову!». Второе – надо играть в пас. Командная игра. Зачем бросать, если ты закрыт? Отдай пас, твой партнёр забьет. И что пас очень часто важнее гола – каким бы гол красивым ни казался, без паса его бы не было.

Поэтому у меня был такой менталитет. Хоккейное мышление, ориентированное на передачу. Дед мне с пяти лет говорил, что лучше бросить мимо ворот, но целиться под штангу, чем без шансов бросать в щиток вратарю.

На этой базе я и развивался. Моя игра была направлена не на бег, а на пас. Я и не мог пробежать/продавить, потому что у меня никогда физики не было. В принципе и сейчас нет – вся моя игра состоит из мышления.

Со временем пришло чувство дистанции. И опять же это никакая не моя заслуга. Я всегда был маленьким, и мои амбиции меня толкали на то, чтобы выигрывать, забивать, отдавать. Мой мозг видит, что соперник в два раза больше меня – а, как правило, всю жизнь все вокруг были больше. Мне нет смысла завязываться с ним в борьбу, бежать куда-то. Мой мозг находил другие пути, как обыграть этого игрока.

– В осознанном возрасте, когда ты уже сформировался, нужно быть фанатом своего дела, чтобы находить какие-то пути. Я сейчас замечаю, что если реально быть фанатом хоккея, то в своей игре можно придумать много фишечек, которые дополнительно помогут.

Приведу пример. В последнее время я пришёл к тому, что тренирую летом пас – делаю 300 или 500 передач за тренировку. Просто передач. Стою на месте и, фокусируясь на этом, отдаю ровные четкие пасы. И это будет лучше, чем бегать кругами вместо того, чтобы тренировать передачи и завершающий бросок.

– Всё-таки в хоккее ты можешь быть готовым по мышцам, можешь всё сделать правильно, но в этот момент устать головой. А без эмоций очень сложно. Вот как в детстве – ты горишь, у тебя розовые щеки, будто бежишь на открытый каток играть на бутылку кока-колы. Ты заряжен, у тебя амбиции, эмоции.

Мне кажется, можно вообще не готовиться, если у тебя будут такие эмоции. Если ты будешь каждую игру заряженным, свежим, с азартом в глазах. Ты будешь гораздо лучше играть, чем человек, который тренировался и всё делал правильно, но устал именно головой. Тут такая грань, неизвестно как её соблюдать.

– Не могу взять на себя ответственность, будто я знаю, как всё делается. В игре куча всяких моментов. Плюс – это вообще нелегкая задача: каждую игру я выхожу, и каждую игру нужно реально работать на 120%. Каждую игру мне нужно что-то придумать – или забить, или отдать. Это на самом деле тяжело – такой длинный марафон, и через день нужно заниматься творчеством, чтобы постоянно кого-то обыгрывать.

Иногда многое решает просто фарт – ты отдал передачу, а у партнёра хороший день, он как зарядил в дальнюю девятку. Всё, у тебя передача. Ты на подсознании расслабился, решил мини-задачу, это тебе помогает дальше всю игру провести на эмоциональном подъеме. Таких моментов куча, так что не знаю. Может быть, когда мне будет сорок лет, я к чему-то приду.

– Когда летом начинаешь готовиться к сезону, уже растерял форму и бежишь где-то в парке, а пульс надо держать не больше 130 – бывает очень сложно. Мужчины с животиками в парке бегут быстрее тебя, и ты думаешь – блин, я же спортсмен, я бы тебя сейчас так надрал! А у тебя пульс 130, и его нельзя превышать. Борешься с собой – да ладно, что, у меня же подготовка. А амбиции давят – блин, я сейчас просто всех порву. Надо выдерживать.

И, конечно, психология даже важнее. Потому что можешь быть готов, но психологически просядешь, и вся подготовка пойдёт коту под хвост. Надо быть сильным психологически – где нужно, включать пофигизм. Вообще никогда не надо думать, кто и что скажет о твоей игре. Как я и сделал: сфокусировался, ушёл из всех инстаграмов, не заходил туда целый год.

– Мне кажется, по стилю игры мы похожи с Давидом Пастрняком (снайпер из Чехии, играет за Бостон – примеч.). А вообще я ещё с кахаэловских времен говорю, что мне по качествам нравится Женя Кузнецов – по катанию, мышлению, видению поля он безусловно топовый игрок. Патрик Кэйн нравится – мы разные по катанию и по технике, но мышление похожее.

– Макдэвида зачем выделять? И так понятно, что он выделяется. Он как отдельный игрок – я считаю, что да, другого поколения. Но опять же, он не теннисист и не боксёр, ему нужно взаимодействовать с другими, и его игра решит не всё. Но у него огромное преимущество.

Во-первых, скорость. Он набирает её такими мощными толчками, не мельтешит. Очень сильно толкается – хотя он и сам не огромный, и ноги у него не огромные. Я его видел – нормальный обычный парень, разве что высокий. Скорее всего, у него такая техника катания, которая позволяет ускоряться. Или всё вместе.

Во-вторых, руки, очень быстрые и эффективные. Плюс – голова. Плюс – длинные рычаги, он до всего дотягивается, убирает на широкую. Если бы у него ещё и бросок был как у Овечкина, я бы закончил с хоккеем, мне кажется.

Надо Касперского вызывать, пусть он его на коды проверит (смеётся).

– Я такой человек, у которого куча интересов и хобби. Может это хорошо, может плохо – выхожу с ледовой площадки, могу читать что-то, узнавать новое. После игры не хочется думать о хоккее, смотреть чужие игры. Но опять же – так происходит только когда у меня хороший отрезок сезона. Тогда у меня мозг расслабляется.

Только неудачный отрезок – я сразу буду смотреть лучших игроков, как они там что набирают, забивают, и стараться вернуть свою линию.

– Алиса вот (супруга – примеч.) начала чаще смотреть хоккей. Я подключаюсь редко. Допустим, какой-то игровой момент, она ждёт, что будет гол, а я смотрю и вижу, как профессионал, что эпизод заигран, гола не будет. А она кричит «шайбу!». И тут я всё обламываю (смеётся).

– Чувствую себя хорошо, но впереди нас ждёт важное время. Мне нужно забыть о регулярном чемпионате. Просто пытаюсь быть готовым к Кубку и тем эмоциям, которые с ним связаны.

Я чувствую давление на команду, но мы должны выиграть Кубок Стэнли. Атмосфера в команде и всё остальное стали лучше лично для меня. Весь год я чувствовал, что нахожусь в лучшем положении. В play-off мы должны быть достаточно быстрыми, потому что у нас не будет много свободного льда. Если мы будем готовы к этому, надеюсь, что всё пойдет хорошо. Лёд все покажет.

(из интервью разных лет – Никите Петухову (Sports. Ru), You Tube-каналам и другим источникам).


Рецензии