Шапка

Как - то моя бабушка Ирина поехала в город Ишим и привезла мне и братьям шапки из ондатры . Бабушка купила их в комиссионном магазине по 1 рублю .
Шапки на вид были хорошие ,а при внимательном осмотре в них обнаруживался главный дефект.
Они были изготовлены из пересушенных шкурок и при нажатии издавали характерный звук, как сломанная палка.
- Ничего внучата, - успокаивала нас бабушка, - носите на здоровье . Главное - цена недорогая!
Чего скрывать, деревенские ребятишки, мы искренне радовались бабушкиным покупкам.
Стояла ранняя весна . Снег весь растаял. Лёд на речке Китерне унесло к Абатску.
Вода вернулась в привычное русло.
Стали видны лавы, вбитые в дно реки толстые колья , на которых устраивали импровизированный деревянный мостик .
После паводка деревенские мужики приколотили недостающиеся доски и сделали удобные перила, чтобы при ходьбе за них держаться и не упасть в воду.
По лавам было ближе ходить на ферму управляться.
Встречаю я друга Серёгу Минина . Он сразу же обратил внимание на мою шапку из ондатры и завистливо произнес:
- А у тебя, Саня, опять обновка.
- Бабуля из городу привезла, - отвечаю я другу. И чтобы успокоить Серегу, добавляю: - Шапка не новая, из комиссионки.
- Не новая, не новая, - передразнивает меня Серега.
- Смотри, какая у меня дрянь , - с горечью говорит друг.
- Пора и мне поменять .
Сделав паузу, Серега начинает рассуждать как взрослый:
- Да у родителей всё на меня денег не хватает . Всё старшим сёстрам достаётся ,чёрт бы их побрал .
- Слушай, Саня! – предлагает мне друг. - Давай сходим на лавы , посмотрим как там вода убыла или нет . Да и мордушки проверим, пока дядя Вася - пенсионер в магазин ушёл из дома. Я сам видел.
Заглядывать в мордушки дяди Васи у нас занятие не считалось зазорным. Этот добродушный старик , как правило, часть пойманной рыбы раздавал по соседям.
Еще он сам показывал нам с Серегой, как правильно ставить ловушки на карасей и гольянов.
- Если вам будет нужна рыба, - говорил он нам. – Проверяйте мордушки без меня. Главное – прикорм не вытряхните вместе с рыбой.
- Ладно, - соглашаюсь я с Серегой. – Сейчас обед. Проверим мордушки. У дяди Васи не убудет, до вечера еще рыба попадется.
Идем к лавам на Китерне, делимся с друг другом планами.
- Мне к бабушке Ирине надо идти, - говорю я. – Вечером пообещал двор ей подмести за шапку.
Подошли к лавам , мордушек не видать .Где - то дядя Вася замаскировал их .
Мы зорко осматриваем русло Китерни. В воде замечаем притопленные колышки, от которых в глубину уходят капроновые прочные шнуры.
Мы обрадованы неожиданной находкой.
- Серёга, на подержи мою шапку , - говорю другу, - я вытащу первую морду.
Вытаскиваю мордушку, сплетенную из гибких ивовых веток, а в ней рыбы не меньше ведра.
Серёга аж засмеялся от от радости и решил помощь мне .
И тут неожиданно у него из рук выпадает моя шапка, и поплыла по течению вдоль Китерни .
У Серёги от испуга глаза чуть не вылезли , он почему – то стал заикаться.
- Саня, мы её сейчас выловим, - говорит он. - Все равно далеко не уплывёт .
Течение в реке быстрое и шапка прямо на глазах уплывает от нас.
Нам уже не до рыбалки, я бросаю мордушку обратно в воду.
Через полчаса лихорадочной беготни по берегу, нам все – таки удалось выловить злополучную шапку.
Надо было видеть эту картину , когда мы её вытащили из воды.
Это была не шапка, а какая - то драная кошка.
- Ничего, - говорит Серёга, отряхнув шапку , - подсушим, будет как новая. Никто и не узнает, что она в воде побывала.
Целый час мы добросовестно сушим шапку на ярком весеннем солнышке.
Шапку было не узнать. Она уменьшилась в размерах. Ее стянуло, всю повело и она пошла трещинами.
Что делать, пошёл сдаваться бабуле , родителей всё равно нет дома , что мне на руку. Прихожу к бабушке тихо. Ничего не говорю.
Она сразу поняла , что опять что – то натворил.
Показываю бабушке шапку .
- Я так и знала , - говорит она, - что не надолго тебе неугомонному мой подарок .
Бабушка идет к вешалке. Снимает с верхней полки новую дедушкину шапку из ондатры и протягивает ее мне.
- Ладно , что с тобой поделаешь , - произносит бабушка, - бери у деда он всё равно в старой ходит, я ему потом другую куплю .
Так и порешили. Я снова щеголял в новой шапке на зависть другу Серёге.Правда, ему скоро тоже купили шапку , и мы были с ним на равных.

Фото из архива Александра Болдырева, автора повествования.


Рецензии