Образование и статусы преподавателя и ученого

У американцев всегда было презрительное отношение к учителям и ученым. Потому что представители данных профессий не занимаются производством. Полная противоположность европейским реалиям (до недавнего времени). При этом американцы умудряются скупать мозги, потому что сами не в силах взращивать нужное число специалистов, да и попросту в их культуре отсутствует мощная традиция к интеллектуальному развитию. Фактически эта традиция есть только у переселенцев из той же Европы, которые потом еще и своих детей воспитывают в духе интеллектуализма, разносторонней образованности.

Мы идем за американцами и европейцами, последние в свою очередь вынуждены идти следом за американцами. Учитель (прежде всего, как первичное звено) и профессия ученого теряют свой социальный статус. Эта одна из причин, почему падает образование в нашей стране. Чему может научить учитель, если его не уважают, у него нет общественного статуса?! Зачем учителю требовать знаний и дисциплины от учеников, если он между молотом и наковальней - родителями и начальством, а учитель всегда неправ! К чему стремиться? И тут уж опускаются руки, остается плыть по течению или уходить из профессии.

А, между тем, школа по-прежнему остается воспитательным институтом. Многие родители до сих пор считают, что они сдают свое любимое чадо в школу, чтобы школа его воспитывала. Сами родители не хотят заниматься этим каждодневным рутинным процессом. И при этом, в случае чего, виновата будет школа, учителЯ, конкретный учитель. Сегодня у учИтеля не может быть и личной жизни: не так оделся, не то сказал, или, не дай бог, выставил фото в купальнике, все, скандал обеспечен. По мысли современных родителей детей должны учить и воспитывать монахи/ни. Да и в случае перевода на религиозное монастырское школьное образование, найдут к чему придраться: юбка выше щиколотки, а должна скрывать её, ряса слишком обтягивает разные части тела и т.д. и т.п. У нас ведь теперь американизированное образование с соблюдением прав человека, каждую пылинку нужно сдувать с ученика, не дай бог он поднимет слишком тяжелый карандаш или ручку, надорвется или получит на всю жизнь психологическую травму, посмотрев в учебнике какую-то не ту информацию, например, ту, что человек произошел от обезьян! Ох, ах...школа учит не тому...

В нашу жизнь все более и более входит классовость образования - появляется больше частных, элитных, каких-то напонтованных по типу лицеев и прочих, школ. Рамки возможностей для детей разных слоев, разного достатка имеют тенденцию к постоянному сужению. Пишу о том без малого два десятилетия. Однако, похоже, есть еще один упущенный мною нюанс: предстоит дальнейшее расслоение не только среди образовательных учреждений, социальных слоев, но и среди самих преподавателей...

Тем не менее статус рядового учителя безнадежно подорван и понижен. А если у учителя низкий социальный статус, каковы должны быть мысли ученика, если его обучает неудачник, чему тот может его научить? Для чего его слушать, прислушиваться к нему не просто даже как учителю, а как к человеку, потому что авторитет учителя имеет огромнейшее значение в деле обучения учеников? Вот в чем один из краеугольных вопросов. И никакая система образования не спасет положение дела, если не повысятся прежде всего статус, зарплата учителей, преподавателей, наконец, ученых.


Рецензии