Анализ книги Германа Гессе Игра в бисер. Часть пер
Анализ книги Германа Гессе « Игра в бисер « .
Часть первая .
По моему мнению книга « Игра в бисер « составляет третью часть трилогии , в которую входят также книги
« Демиан « и « Степной волк « . А « Историю паломничества на Восток « как пролог к « Игре в бисер « , в которой Гессе нащупывал основные темы его программной книги .
Потому их не следует рассматривать как отдельные книги .
Они написаны в период начала , продолжения и после окончания сеансов психоанализа , проводимые учеником Карла Юнга доктором Йозефом Лангом . Были встречи Германа Гессе и с самим Карлом Юнгом .
Все участники процесса трансформирования личности Германа Гессе были бывшими христианами .
Это очень важно . Они все были личностями с духовным опытом пребывания трансформирующих отношений с Иисусом Христом , но все отказались от этих отношений .
Томас Манн , тот , кто предложил внести Германа Гессе на номинацию получателей Нобелевской премии , написал
« Волшебную гору « . Название книги указывает на то , что герой книги находится в волшебном плену в санатории подобно тому , как в « Тангейзере « Рихарда Вагнера герой находится на волшебной горе Герзельбург в эротическом плену у богини Венеры . Те же 7 лет .
Этот герой провозглашает то , что должно быть говорилось в узком кругу , к которому принадлежали и Томас Манн , и сам Герман Гессе :
« В похоронах есть что - то утешительное и торжественное … это мне по душе …Когда ищешь утешения иди не в церковь , а на похороны … « .
Это по существу завуалированный гимн смерти .
И возглас понимания того , что , когда находишься в плену у смерти , как любой смертный человек , и это неистребимо , то лучше бы пребывать в плену у богини Венеры .
Это лучше , чем поход в церковь .
Утончённые речи подобного толка велись тогда в салонах .
У Германа Гессе и Томаса Манна похожие взгляды на жизнь . Это следует из того , что они внимательно вчитывались в произведения друг друга , находя в них одинаковые намёки на то , что происходило в их среде .
Они даже одинаково описывали воздух .
Описывать утончённо тлен смерти - вот что они смогли .
Навевая человечеству сон золотой .
И в « Игре в бисер « Томас Манн выведен как магистр игры Томас фон де Траве , который родился в Любеке на реке Траве . Герман Гессе как бы подчёркивает то , что любое вторжение в правила игры зависит от личности того , кто внёс изменения .
В том числе в правила игры со смертью .
Напоминает роль наблюдателя в квантовой теории .
Как бы мастер игры должен владеть как органист своим органом , чтобы воспроизвести всё духовное содержание Вселенной для того , чтобы игра продолжалась .
Чтобы отсрочить вторжение Апокалипсиса .
Чтобы отсрочить новое небо и новую землю .
Чтобы отсрочить полное вторжение жизни , изгоняющее смерть навечно .
Ради пребывания в плену у богини Венеры , например .
Мастерски описывая как великий писатель смерть ,
Томас Манн пишет « Смерть в Венеции « , в
Венеции как образе ушедшего Рима , в которой герой находится в плену у эротических мечтаний .
И так и уходит в преисподнюю , власть которой он над собой признаёт .
Смерть в страстях и похотях , чтобы не смочь избавиться от них и в преисподних местах земли .
Находя в этом особую утончённость .
И Томас Манн ,и Герман Гессе отдали предпочтение смерти , истаевая в страстях и похотях .
Переходя от одного символа её к другому символу её .
Они духовные личности .
Они высоко образованны . Они помнят слова Платона о запрете для душевных познавать божественное .
Они знают о том , что в душе человека нельзя найти Бога . Ибо и психика - это душевное .
Но психоаналитика выходит за пределы души и устремляется в духовный мир , запретный мир языческих богов , богов , покорившихся законам древнего Рима .
И желание психоаналитиков стать понтификами - которые только могут иметь общение с богами , устанавливая им законы общения , подобные древнеримским императорам .
Подобные отношениям в криминальной среде .
Истинные мафиози - законники .
И этим привлекают .
Но законы вхождения в мафию , или в число римских императоров одинакова - неотвратимая смерть .
Игры со смертью составляют и политические игры .
Не имея власти политической , писатели приобрели власть духовную . Они стали психопомпами как Гермес .
Переводящим души через мост , отделяющий живых от мёртвых . Недаром Гессе представляет с ебя не только как Сиддхартху , но и как Васудеву , чтобы погрузиться в конце концов как они , и как Йозеф Кнехт , в реку Лету , не используя мост , напрямую .
Подобно Гермесу Трисмегисту , по их вере - творцу мыслящих существ и искусств . Как бы творящего подобие подобия божественного интеллекта , измеряя божественный разум через символы .
Символ искусства от Николая Кузанского :
Возьми соломину и согни её посередине .
Делая острый угол ещё острее , а тупой угол - всё тупее .
До тех пор , пока пропадут углы .
Но для этого необходимо взять берилл - символ увеличивающего и уменьшающего изображения .
И тогда через зеркало символа увидишь первое начало .
Задействуй свой интеллект . Который и есть берилл , умеющий абстрагировать видимое , то есть создавать символы - формулы , ноты , цифры , буквы , в конце концов
Действуй в методах каббалы , но не аппелируй к Богу .
Делая свой интеллект подобием божества .
Но … даже дойдя до самой малой величины пространства или времени , невозможно приблизиться к пониманию вечного и бесконечного , того , что не видел ни один глаз , ни слышало ни одно ухо . Так я думаю .
Играть с понятиями вечности и бесконечности - не значит пребывать в них . Это только игры .
Но играя со смертью , думая перехитрить её , вспомни миф о Сизифе . Потому что смерть - это то , что пребывает и в вечности , и в бесконечности ( бездонности - бездне ) ,
но в ограничении - всё таки Бог поставил предел и морю ,
и смерти . И всякому высокомерию .
И Гермес как символ пребывает в статуе Меркурия как символ конечного и в наше время . Как и золотые тельцы .
А игры в бисер , игры , преобладающие ранее
не только в кельях монахов , но и в кельях алхимиков , позже ставших учёными . У них есть несомненно огромные , хотя и временные успехи .
Их дух обрёл всё таки невыносимую свободу от опёки церкви , начиная от Декарта , который провозгласил освобождение человека от догмы церкви .
Возгласившим то , что только то реально , что исчислимо .
Но и во внецерковном обществе , лишившим дух легитимности в отрыве от Творца , всё таки есть нужда в том , чтобы ограничивать всё время свободу человека , придумывая разные методы : от гуманизма до коммунизма . И сейчас определение меры свободы - главный вопрос европейской этики . Но что этика ? которая терпит кризис так , что привело к постепенному размыванию этических норм , для того , чтобы осуществить древний постулат как будто бы преуспевшего человека : « что возможно Юпитеру , невозможно быку « , привёл к тому , что войны за то , кого считать обладающим божественным правом , а кого нет , охватили землю .
Это тоже игры - игры мускулами .
Проигравших ждут так называемые интеллектуальные , и не очень интеллектуальные игры …
Провозглашение того , что у кого власть , тот может определять веру человека в результате соглашения 1648 года , привело к тому , что у кого сила - у того и власть . Не естественная власть человека называть существующее несуществующим , а власть над людьми .
Власть определять для них то , что хорошо , а что плохо .
Власть приобрели не сами художники , а владеющие их трудами , и все бенефиции от их трудов .
Бенефиции - вот что даёт власть , а власть приобретается силой . И власть определяет то , что может человек , а что - нет . Определяет границы действий человека .
И что остаётся делать человеку под властью силы ?
В своё время я прочла о том , что женщина , имеющая в своё время амбиции и обуреваемая идеями , отсидела долгое время в ГУЛАГе , и заканчивала свою жизнь ежедневным отгадыванием кроссвордов , куря одну папиросу за другой .
Игра для проигравших жизненные баталии .
Последующие игры после войн двадцатого века для того , чтобы закрыть глаза перед лицом смерти .
И Игра в бисер в том числе .
Игры рождаются в процессе катастроф .
Магический театр из « Степного волка « .
Игры с демоном в « Демиане « . Во время войны .
Там присутствует геомерия Эвклида .
Нет фрактальности - свойства , присущему и целому , и части . Изучаются отрывки из обрывков ушедших эпох .
Томас Манн и Герман Гессе играют на нарушение норм .
Томас Манн позволяет себе иронию :
« Разница между комическим и космическим заключается в одной щипящей « . В этой фразе заключена ирония - о попытках возвратить античность , которой присущ космоцентризм .
Если посмотреть на Дамиана у Гессе как на капельмейстера из « Житейских воззрений кота Мура «, то увидишь там неудачника капельмейстера и удачливого кота Мура - демона капельмейстера , который пишет свои заметки на партитурах капельмейстера . И доволен этим .
Он унизил человека . И , значит , Того , Чьим подобием человек является . Возвращение к язычеству завуалировано у Гёте , но явно у Шиллера , чьи слова - в европейском гимне . И не понятно , кто здесь автор : человек или его демон . Ведь кто - то пишет свои заметки на трудах человеческих .
Говоря человеку то , что художника нужно судить по тем законам , которые он сам над собой признаёт .
Да , художник отдаётся на свой собственный суд .
В этом феномен культуры и искусства .
Неразделимое единство трагедии и комедии .
Ибо Бетховен восклицает :
« Как жаль , что я не понимаю в военном деле , иначе бы я его ( Наполеона ) победил .
При том , что Гегель о Наполеоне говорит :
« Я видел , как в город въехал мировой гений на белом коне « . А сам Бетховен пишет музыку как будто бы к этим словам . Тема героя и рока - в его симфониях . Ибо , если ты даже бог , то всё равно и над тобой довлеет рок .
Они все были на грани самоубийства , как и Герман Гессе .
Культура как преодоление соблазна самоубийства .
Умирают вымышленные как будто бы герои , а автор остаётся жив . Но не всегда . Это как игра в русскую рулетку .Но и способствует быстрому безостоновочному развитию . Как в пьяном угаре .
Убит ? , опять убит ? , и смерть опять проходит мимо ?..
В Германии во времена Шиллера возникает театральное общество . Ибо со времён Возрождения в театре можно стать кем угодно : и королём , и шутом …
Так , что Шекспир воскликнул : весь мир театр …
Ибо описывая реальность , можно пересоздать её .
Говоря о смыслах , можно переродить их .
Сонатная форма - это литература в музыке .
История духа как соната , в живописи - драма света и тени Ибо невозможно представить наш мир без тени .
Игра света и тени - вот то , что только может наблюдать человек на земле . Он - наблюдатель игры света и тени .
И другого мира не представляет .
История же - теория того , что произошло .
В наблюдении войн света и тени .
Витгенштайн , отец которого был спонсором Малера , говорил : « Высказывания мои - лишь строительные леса , по которым читатель может взобраться выше . «
Это высказывание было повторено в « Имя розы « Умберто Эко , как ключевое для того , что можно назвать « игрой в бисер « для философов , писателей , композиторов , художников .
Им предшествовали монахи , оттачивающие свои мысли всю жизнь , не отвлекаясь на всякие пустяки .
Перебирая бусины чёток .
А города развивались как кафедры католических епископов
Бенедиктинцы жили вдали от городов , а францисканцы и доминиканцы - в городах .
И возникли университеты как вырабатывающие смыслы .
Были придуманы игры в знания .
И понятие « магистр « - мастер , который проходит все пути посвящения .
Игра рациональными аргументами в средневековье - схоластика .
Выработка догматов - аксиомы , от которых можно исходить
Диспут - это рыцарское сражение .
Выискивался виртуоз ( от виртус - добродетельный )
На уровне добродетели должен быть навык .
Хабитус - мужество и справедливость , то , что достигается упражнениями . Поскольку не рождаемся ни добродетельными , ни мужественными , ни справедливыми
Мастерство достигшего этих благоприобретаемых качеств .
И не только Аристотель , но и Фома Аквинат проповедуют мастерство . Вот кто такой мастер - магистр .
И Йозеф Кнехт - именно упражняется , чтобы достичь этого звания . Как и Игнаций Лойола , создатель ордена иезуитов . Но не Томас Манн , и не Герман Гессе .
Хотя Герман Гессе всё же создаёт на страницах своего произведения орден , назвав его Касталией , где упражняются желающие стать магистрами игры в бисер .
Они воздерживаются от многого , чтобы достичь звания « магистр игры « . Какой игры ?
Одну из характеристик игры в бисер приводит сам Йозеф Кнехт в стихотворении « Сон « :
Всех звуков и цветов соотношенье ,
А также способы переложения …
Или вспомним разговор Кнехта с Магистром музыки :
« Знаешь ли ты , что такое фуга ?...
Лучше всего поймёшь , если мы сами сочиним фугу .
Для фуги прежде всего нужна тема …
Непосредственно в числе предшественников игры Гессе Баха не называет , но во времена Баха было очень популярно искусство составлять своеобразные « музыкально - литературные ребусы , в котором Бах достиг высокого мастерства . Бах в качестве объекта очередной « игровой партии « самого Германа Гессе был выбран не только с учётом любви Гессе к его произведениям , но и из – за склонности самого Баха к подобным играм .
Некоторые характерные особенности Мицлеровского общества музыкальных наук , участником которого был Бах , и некоторые пункты его устава слишком сильно напоминают аналогичные особенности Ордена игроков в бисер из романа Гессе . Например , статьи « устава о повышении престижа старинной музыки , в особенности параграф , побуждающий членов общества к возрождению её величия . « Именно в последние 15 лет жизни Бах с особой жадностью изучал манеру старых мастеров , не только анализируя , но и переписывая произведения Палестрины и Фрускобальди . Отсюда , по словам специалистов , эволюция полифонического стиля в поздних баховских произведениях , целенаправленное его сближение с творчеством великих конрапунктистов прошлого .
И Мицлер , и другие члены общества , подобно античным авторам , считали музыку одной из сфер математики .
В основном пифагорейцы . Дух пифагорейства пронизывал всё Мицлеровское общество .
В книге Кнехт , беседуя с патером Иаковом говорит : « В истории греков меня пленяли не звёздная несметность героев и не назойливый гомон на агоре , а такие попытки , которые предпринимались пифагорейцами или платоновской академией … мы полагаем также , хотя не можем подтвердить это цитатами , что идея игры владела и теми учёными музыкантами 16 -го , 17 -го и 18 -го веков , что клали в основу своих музыкальных композиций математические рассуждения … «
Один из главных сюжетообразующих элементов романа
« Игра в бисер « - органная музыка …
Стихотворение « По поводу одной Токкаты Баха «
было написано Германом Гессе в 1935 году , и вошло в роман в составе приложенных к жизнеописанию Йозефа Кнехта его сочинений :
Мрак первозданный . Тишина . Вдруг луч ,
Пробившийся над рваным краем туч ,
Ваяет из небытия слепого
Вершины , склоны , пропасти , хребты ,
И твёрдость скал творя из пустоты ,
И невесомость неба голубого …
Это космология Германа Гессе : мир в прошлом равен настоящему , и , как в прошлом , так и в настоящем - мир изваян из небытия слепого , не могущего видеть то , что ваяет … Ваяет луч , но произведение луча совпадает с тем , что Гессе видел кругом себя : великолепную природу … И он как бы говорит в этом стихотворении :
« Остановись , мгновенье , ты прекрасно ! «
Подобно Фаусту , на самом деле ослепшему .
Он слеп , и не бытие тоже .
В этом весь его пессимизм : то , что было , то и будет , провидение , или судьба слепы , и не ведают того , что творят … и не обретут зрения впредь ..
Он услышал это , слушая « Токкату и фугу ре - минор «
Баха . Да , « Токката и фуга ре минор « Баха традиционно трактуется как музыкальное переложение библейских стихов о сотворении мира . Бах нам даёт собственное представление о Боге , созданном Им божественном свете , мироздании ( звёзды , планеты ) , развёртывающемся во времени и в пространстве . Сложность мироздания передаётся через полифоничность ( контрастную и имитационную ) фактуры , а его огромность - с помощью огромного органного диапазона и массивной звучности .
Такая образность усиливается и значением типичным для Баха музыкально - риторических фигур : тема в первом произведении имеет ровно 7 звуков как символ 7 - ми слов Бога или 7 – ми дней творения . Во втором произведении эта интонация заканчивается другим символом - уменьшенной квартой с разрешением - это фигура свершения - символ сотворения . В окончании фразы четыре заключительных звука - они образуют символ креста в обратном изложении как символ искупления . Завершается всё построение обыгрыванием звуков трезвучия как « Символ Всевышнего « : « И стало так ! « и « Увидел Бог , что это хорошо ! « Или как у Гессе : « Вселенная Творцу хвалу поёт ! « И невозможность собственного участия в этой хвале у Гессе .
Но не у Баха . Хотя тональность , избранная Бахом - всё же « ре - минор « , тональность скорби , смерти ,
но не безраздельной смерти человека , а скорби о страстях Христа , которые особенны в « Страстях по Матфею « .
Нет никакой безысходности .
Символическое значении у Баха приобретают и собственно музыкальные атрибуты : количество музыкальных знаков , тактов , повторов нот и мотивов . То есть даже тональность , в которой написано произведение и её ключевые знаки оказываются определяющими в понимании и трактовке музыкального произведения .Например , со словом
« крест « связывают диез , поскольку слово “Kreuz” по немецки означает и « крест « , и « диез « . Соответственно , тональности , имеющие при ключе несколько диезов обретают особое значение . Некоторые могут иметь несвойственное произведению , но заданное интерпретаторами значение . Например , если предположить то , что тональность Токкаты и фуги – d-moll. D – - инициал индийского имени Даса - слуга , обыгрываемого Гессе на протяжении всего романа как имя Баха , потому что нотная запись любого произведения в ре - миноре визуально фактически начинается с этого
« инициала « , как книга начинается с имени автора .
У Гессе , достаточно искушённого в музыкальной теории любителя тонких интеллектуальных загадок , буква В
может оказаться инициалом не только Баха , но и его предшественников , писавших в ре - миноре : Буттшетта и более известного как предшественника Баха - Букстехуде .
В 1937 году Герман Гессе создаёт масштабное по объёму поэтическое полотно , посвящённое органной музыке «Orgelspiel» - « Игра на органе « как парафраз на
Glasperlenspiel - « Игра в бисер « , но в роман не вошло :
Гулкий вздох - и снова громом полнит своды
Звук органа …
Внемлет паства многогласным токам
Слёз , томленья , ангельской свободы -
Музыке , что ввысь растёт волнами
И , блаженными объята снами ,
Зиждет неба звучные просторы ,
Где в священном , ревностном круженьи
Реют золотых созвездий хоры ,
К солнцу вознеся мольбу и пенье ;
И сияет космос бесконечный ,
Как кристалл , огнём светил зажженный ,
И , в несчётных гранях отражённый ,
Божий Дух творит свой образ вечный …
Как простым касаньем мануала
Музыкант объемлет мирозданье ?
Как во мгле соборного убранства
Люди слышат вечное начало ,
Что влечёт в звенящее пространство ?
Вопросы , заданные к вечности , величавы у Гессе и , я полагаю , достойные ответа от вечности .
На самом деле , говоря о Гессе , я рискую переходить в ханжество - отвратительное качество .
И хочу сказать , что мои суждения о Гессе лишены желания показать как бы Гессе его место , конечно , нет .
Я восхищена его произведениями , которые показывают , как тонка грань сохранения человечности в себе .
И Гессе , и Томас Манн - продукты немецкой культуры .
И должно быть их холодная ярость по отношению к церкви , унаследованная от Ницше , для Бога предпочтительней , чем равнодушное следование традициям
людей , находящихся в церкви , наводнивших просторы соборов , как половодье . Христос говорит о том , что горячие и холодные предпочтительней для него тёплых , от которых его буквально тошнит .
Поэтому ограниченная в пространстве и времени я не решусь судить кого - либо . Скорее , я оберегаю себя от равнодушия , чем выдаю строгие оценки .
Ульф Экман , очень значимый для меня духовный авторитет , 10 лет назад вернулся в католическую церковь .
В 2013 году я летала в Москву в том числе и потому , чтобы присутствовать на конференции , где проповедовал Ульф Экман . Потом я узнала , что это одно из его последних выступлений на кафедре протестантской церкви .
Он проповедовал по 50 – му покаянному псалму Давида .
Я прочла о том , что одна из причин , по которой он вернулся в католическую церковь - лечение от гордости .
Бог привёл мне это на память . И одной из причин , по которой я перступила порог католического собора , была эта - лечение от гордости . В детстве я жила на берегу реки Талас , в которой находился первый католический храм .
Я жила среди немцев , переулок утопал в цветах , был весь в благоухании от роз . Немцы уехали , и розы пропали .
И благоухание от этих роз . Там , задолго до меня , жила Анна Герман , и так же , как и я , на 10 лет ранее , переходила железнодорожную насыпь с рельсами на ней , чтобы ходить в школу имени Некрасова , в которой теперь находится мечеть . Я ходила в гости к соседям Вальдам часто , по воскресеньям их мать пекла пирог , и мне доставался кусок от этого пирога . В спальнях , над застеленными ослепительно белыми пикейными покрывалами , висели распятия .
Это было в конце 50 - х годов и в начале 60 - х , когда извне гремела яростная антирелигиозная пропаганда .
Потому может быть по радио не слушала Баха , но было много классической музыки . Самым большим впечатлением в те времена было впечатление от конкурса имени Чайковского , на котором первое место занял Ван Клиберн , ставший позже пастором протестансткой церкви . И я помню , как сердце моё оживилось от исполнения им Первого концерта для фортепьяно с оркестром Чайковкого .
В то время , когда я жила в Москве более 20 - ти лет ,
я брала ежегодно абонементы , одним из которых был абонемент на послушивание опусов Чайковского .
И ежегодно слушала первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского . У Гессе подобным произведением была Токката и фуга ре минор Баха .
В стихотворении , выведенном как стихотворение Йозефа Кнехта , с названием « Последний умелец Игры в бисер «
отображено это его предпочтение :
В храме горстка избранных осталась .
Вот ещё один встаёт , уходит .
Согнут , стар , не в силах одолеть усталость ,
Молодость в измене упрекает
И , вздохнув , навеки умолкает .
Молодым же снятся звуки битвы :
Ни алтарь священный , ни молитвы ,
Ни токкаты нынче уж не в моде …
Кант , опираясь на Аристотеля , говорит :
« Когда мы бодрствуем , мы имеем общий для всех мир , а когда мы грезим , каждый имеет свой собственный мир «
Мир творчества , в который приглашает нас автор .
Автор , который , по мнению модерна , умер .
Но , хотя и меньшинство , ищет всё же авторов , чтобы обогатить свой собственный мир .
Гегель , один из подобных авторов , говорит :
« Наконец , должен настать час для понимания и этой богатой продукции творческого разума , каковой является всемирная история . Прежде всего , нам следует принять во внимание , что наш предмет , всемирная история , взрастает на духовной почве . « Всемирная история , в которой каждый подлинный автор пишет свою страницу
истории человечества , а не истории сверхчеловеков .
Но у Гессе есть своя страница и в истории человечества , и история , которую пишет его условный « кот Мур « .
Бесспорно , что Герман Гессе является носителем выдающейся немецкой интеллектуальной традиции .
Он - писатель - мыслитель , писатель - философ .
В своей книге « Игра в бисер « он ссылается не только на Николая Кузанского , но и на Фому Аквинского , обращается к идеям Канта и Гегеля . Он стремился соединить традиции культур Запада и Востока , несмотря на уверения Киплинга о том , что восток и запад не встретятся никак . А уж как Киплинг старался соединить Восток с Западом ! Это несомненно .
« Игра в бисер « - это по существу практика будущего по мнению Гессе . Будущего , которое уже пришло .
« Игра в бисер « являет собой чисто интеллектуальное удовольствие , своеобразное философское упражнение ума .
С практикой музыкальной гармонии , которая воспринимается интеллектуально как математическое сочетание консонансных и диссонансных звучаний .
Старый учитель игры говорит Йозефу Кнехту :
« наше назначение - правильно понять противоположности , то есть сперва как противоположности , а потом как полюсы некоего единства … « Речь идёт о прямой аллюзии на Николая Кузанского , о принципе coincidentia oppositorum.. , о том , что сам этот принцип будет сухой абстракцией без определённых усилий со стороны человека , воплощающего этот принцип в жизнь , чтобы последующие поколения шли по тому пути , который открыл для себя и для всего человечества Николай Кузанский , чтобы познать окружающий человека мир . Ещё одно важное понятие было взято из труда Николая Кузанского « Игра в шар «
( “De ludo globi”.) . Старый учитель музыки говорит о предназначении человека : « Каждый из нас лишь человек , лишь попытка , лишь нечто куда - то движущееся . Но двигаться он должен туда , где находится совершенство , он должен стремиться к центру , а не к периферии . »
Движение души к центру - это , по сути , главный принцип метафизики игры Николая Кузанского .
Как и Николай Кузанский Гессе часто говорит о подвижности человеческой природы , о метафоре бега как символе нашей жизни . Один из персонажей романа утверждает , что вся « мировая история - это гонка во времени , бег взапуски ради наживы , власти …
А свершение в области Духа , культуры , искусства - это нечто противоположное , это каждый раз бегство из плена времени … « Есть также трактовка жизни и смерти Йозефа Кнехта , которую я считаю нужным озвучить . Ибо она поддерживается дополнительными вставками к роману - историй вне основной канвы романа , но тем не менее важных . Ибо Йозеф Кнехт , добившись самой высокой позиции в иерархии ордена - статуса магистра игры , осознаёт опасность абстрактного характера существования ордена , его замкнутости на свои причудливые занятия , становящиеся уже чистой абстракцией , оторванной от реальной жизни . В итоге Йозеф Кнехт приносит себя в жертву ради традиции , ради развития и продолжения игры , ради её наполнения витальностью .
Есть некоторые вещи , в принципе неуловимые , но связанные опять таки с творчеством Томаса Манна .
С написанным им романом « Йосиф и его братья « , далеко выходящему за рамки библейской истории .
Имя героя романа Гессе - Йосеф , наводит на то , что где то между двумя писателями проходит какая - то неуловимая искра , задевающая их обоих , их творчество .
То есть не прямые параллели , а так называемый соревновательный процесс , проходящий неуловимо через их творческие поиски и находки .
Но получается так , что жизнь в культуре - не просто игра , она витальна и потому требует определённых жертв .
Для того ,чтобы наполниться жизнью из того источника , который требует себе жертв , как любой языческий бог .
И в « Иосифе и его братьях « много размышлений о язычестве . В « Игре в бисер « язычество не так явно .
Но оно присутствует и в размышлениях писателей , и в их книгах . Они знают латынь и помнят крылатую латинскую фразу : vita brevis, ludum longa Они помнят и её значение :
жизнь коротка , игра беспредельна .
Если вспомнить произведение Гессе « Курортник « , то для него игра не как для Достоевского , жизнь и книги которого он изучал , для которого игра - это проявление необузданной стихии жизни , необходимая плата за возможность его бытия и его творческого потенциала , даже за возможность творить . Для Гессе игра в какой степени имеет такое же значение , но не в форме лихорадки у стола с рулеткой . То есть он не играет в русскую рулетку , образно говоря , а играет в игру с просчитанными им комбинациями , не входя при том в полный азарт , имея возможность оставновиться , контролируя себя .
Собственно говоря , Гессе , прочитав « Братьев Карамазовых «, опасался того , что стихия русской жизни , описанной в романе Достоевским , хлынет в Европу .
Это случилось в конце концов .
И один из хлынувших даже стал во главе России , привнося серьёзные опасения грядущей « достоевщины « .
Но вернёмся к Гессе . Когда он писал « Паломничество в Страну Востока « , под Востоком не воспринимая Россию именно , то он задумывал « Игру в бисер « , которую он и посвятит « паломникам Востока « , Востока как символической « утренней страны « , где однажды пробудится утраченное человечеством при изгнании из райского сада знание . Этот вымышленный край , который так и не открыли паломники , мог бы быть Касталией , которая появляется в книге и обязана своим именем чистому источнику в Дельфах , струи которого вдохновляли поэтов . Среди композиторов Гессе выделял Баха , Пёрселла и особенно Моцарта , которого давно полюбил за « мимолетную магическую прелесть » , особенно явную в его операх . По отношению к Бетховену он более сдержан , не склонен видеть в нем « ни святого , ни ангела » :
« Я совсем не ощущаю его принадлежности к традициям Баха и Моцарта , он для меня олицетворяет начало декаданса , нечто грандиозное , героическое , великолепное , но тем не менее содержащее изначально в себе нечто негативное » .
Идея ордена , собственно говоря , витала в воздухе .
В своей инагурационной речи по случаю открытия Психологического клуба Карл Юнг сказал своим приверженцам , что они подобны рыцарям Священного Грааля - члены духовного ордена , призванного принести окончательное искупление миру .
Тому миру , в котором как бы на равных присутствуют и свет , и тень . В котором произойдёт интеграция тени человека в него самого через умение договариваться с тенью , делясь с нею доступной только человеку властью .
Но и умея ставить свою тень на присущее ей место .
Подобно тому , как римские императоры , к тому же понтифики , договаривались с языческими богами , заключая их в рамки закона .
И только римляне начала новой эры и некоторое время до , могли заключать дооворы с преисподней для победы того , что выше человека - Рима , и жертвовали для преисподней не только жизнью людей с завоёванных Римом территорий , но и жертвуя и своей жизнью .
Как например в битве с самнитянами военачальник пообещал преисподней свою жизнь в обмен на победу над самнитянами . Из самнитян вышел Понтий Пилат - прокуратор Иудеи , прежде став римлянином , то есть человеком , упомянутым в договоре с преисподней .
И он тот , кто смешал человеческую кровь с кровью жертвенных животных , по словам Иисуса Христа .
Который добавил то , что они не грешнее слушающих Его , как и не грешнее тех , на кого упала башня Силоамская . Если не покаются , то эта участь может постигнуть и иудеев . Но Сам не требовал Себе человеческих жертвоприношений , пожертвовав Своей жизнью для исупления многих . И другая , человеческая жизнь , с её страстями и похотями не может служить искуплением даже себе , не говоря уже о других .
Так что Юнг говорил не о жертве за погибшее человечество его последователей , а об их жертве за то , чтобы сохранился бы знакомый им римский мир .
Йозеф же Кнехт пожертвовал своей жизнью для того , чтобы сохранилась игра - игра в бисер .
За что жертвовал своей жизнью Сиддхартха , неизвестно , как и за что жертвовал своей жизнью Васудева , в которых угадывается сам Гессе .
За что он был готов пожертвовать своею жизнью ?
За идеи участников паломничества на Восток , то есть за этот вымышленный им , но те м не менее важный для него орден , во главе которого стоял Лео , по моему мнению « кот Мур « , а сам Гессе согласился быть описателем .
О самой игре Герман Гессе писал так :
« Как идею , как некое предчувствие или желанный идеал мы находим прообраз Игры еще в древности, например у Пифагора, затем на закате античной культуры - в гностических кругах эллинизма,не реже у китайцев , еще позднее - в периоды наивысших подъемов духовной жизни арабско - мавританского мира , после чего следы ее предыстории ведут через схоластику и гуманизм к математическим академиям семнадцатого и восемнадцатого столетий, вплоть до философов романтизма и рун из магических мечтаний Новалиса . Воснове всякого движения духа к вожделенной цели – universitaslitterarum , в основе всякой платоновской академии , всякого общения интеллектуальной элиты , всякой попытки сблизить точные и гуманитарные науки , примирить науку и искусство , или же науку и религию , мы видим одну и ту же вечную идею , которая обрела для нас конкретные черты в Игре в бисер. Такие выдающиеся умы , как Абеляр, Лейбниц , Гегель , очевидным образом лелеяли мечту о вмещении духовного универсума в концентрические системы , о слиянии живой красоты духовности и искусства с магией формул , с лаконизмом точных дисциплин . Когда музыка и математика почти одновременно переживали свой классический период , часто можно было видеть дружественное сближение и взаимное обогащение обеих сфер. А за два столетия
до этого у Николая Кузанского мы наталкиваемся на
мысли , порожденные подобными же стремлениями : " Дух усваивает форму потенциальности, дабы все измерить в статусе потенциальности , и форму абсолютной необходимости , дабы все измерить в статусе единства и простоты , как это делает бог ; и форму необходимости во взаимосвязи , дабы все измерить в его самобытности , и , наконец , усваивает форму детерминированной потенциальности , дабы все измерить в отношении к его существованию. Однако дух измеряет и символически , через сравнение , как - то: пользуясь числом , геометрическими фигурами и ссылаясь на них как на подобия ". По нашему убеждению , не одна эта мысль Николая Кузанского перекликается с нашей Игрой в бисер, иначе говоря, соответствует близкому направлению фантазии и проистекает от него ; у Кузанца можно найти много подобных созвучий. Его любовь к математике и его умение , даже страсть, при определении теолого - философских понятий прибегать к фигурам и аксиомам геометрии Эвклида как к поясняющим подобиям , кажутся нам весьма близкими умственному строю нашей Игры ; порой и его особая латынь (вокабулы ее нередко представляют собой его свободное изобретение , и тем не менее ни один латинист не затруднится схватить их смысл) напоминает вольную пластику языка Игры в бисер. С не меньшим основанием к праотцам Игры следует причислить Альбертуса Секундуса , о чем свидетельствует хотя бы наш эпиграф. Мы полагаем также , хотя и не в состоянии подкрепить это цитатами , что идея Игры владела и теми учеными , композиторами шестнадцатого, семнадцатого и восемнадцатого столетий , которые клали в основу своих композиций математические умозрения. В литературах прошлого нередко наталкиваешься на легенды о мудрых и волшебных играх , рождавшихся и живших в кругу ученых , монахов или же при дворе какого - нибудь просвещенного князя , например , особые шахматы , фигуры и поля которых , кроме обычных значений , имели еще и другое, тайное. Общеизвестны также те сообщения , сказания и саги младенческой поры всех культур , в которых музыке приписывают, помимо ее художественного воздействия , магическую власть над душами людей и народов и превращают ее в тайную законодательницу или правительницу людей и их государств. Мысль об идеальной, небесной жизни людей под гегемонией музыки играла свою роль от древнего Китая до сказаний греков. С подобным культом музыки
(" и в пресуществлениях вечных напева тайная власть въяве нас окликает " - Новалис) самым тесным образом связана и Игра в бисер .
Однако , хотя мы и признаем идею Игры вечной и потому жившей и возвещавшей о себе задолго до своего реального осуществления , все же в известной нам форме она имеет свою определенную историю , о важнейших этапах которой мы и попытаемся теперь вкратце рассказать . Идейное течение, в число последствий которого входят основание Ордена и Игра в бисер , берет свое начало в том историческом периоде , который со времен основополагающих трудов историка словесности Плиния Цигенхальса носит введенное последним обозначение " фельетонистическая эпоха " .»
Так , каждая бисеринка игры - это математическая формула , или тема баховской фуги , аккорд из прелюдии Рахманинова или строчка из средневекового трактата …
… если мы допустим на минуту ,
Что за поверхностью зияют бездны .
Возможно ль будет доверять уюту ,
И будут ли укрытья нам полезны ?
Пишет Герман Гессе .
Или … Я возьму тебя с собою
И унесу тебя туда ,
Где кажется земля звездою ,
Землёю кажется звезда .
И , онемев от удивленья ,
Ты Узришь новые миры -
Невероятные виденья ,
Создания моей игры … «
- перекликается с Германом Гессе Александр Блок .
Рассудок , умная игра твоя -
Струенье невещественного света ,
Легчайших эльфов пляска , - и на это
Мы променяли тяжесть бытия .
Герман Гессе
Когда строку дикует чувство ,
Оно на сцену шлёт раба .
И начинается искусство .
И дышат почва и судьба .
А это уже Борис Пастернак .
В пространствах беспредельных горят материки ,
В подвалах и котельнях не спят истопиники .
Борис Пастернак . Ночь .
А Александр Пушкин говорит о призвании поэта так :
И толковала чернь тупая :
« Зачем так звучно он поёт ?
Напрасно ухо поражая ,
К какой он цели нас ведёт ? «
( здесь : телеология - определение цели )
… молчи , бессмысленный народ ,
Подёнщик , раб нужды , забот !
Несносен мне твой ропот дерзкий ,
Ты - червь земли , не сын небес ;
Тебе бы пользы всё - на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский .
Ты пользы , пользы в нём не зришь .
Но мрамор сей ведь бог !.. так что же ?
Печной горшок тебе дороже :
Ты пищу в нём себе варишь .
Название Касталия происходит от мифологического Кастальского ключа на Парнасе , у чистых вод которого , согласно преданию , Аполлон водил хороводы с девятью музами . Это - одна связь .
Кроме того , Гессе сам указывал на связь своей Касталии с « Педагогической провинцией « Гёте , которая фигурировала в романе « Годы странствований Вильгельма Мейстера « ( 1821 ) . Потому что Гёте , Моцарт и другие великие прошлого были для Гессе олицетворением той подлинной « духовности « , о судьбе которой он скорбел .
В одном из писем 1955 года Гессе говорил , что Касталия была его отповедью фашизму , попыткой восславить духовность в « чумном , отравленном мире « .
Гессе ещё в подростковом возрасте порвал и с родительским домом , и с Маульбронном - семинарией , в которую он поступил , выдержав большую конкуренцию , но в своём воображении он создал другой , идеализированный Маульбронн , прибежище духа , где , вдали от мирских треволнений , благочестивые старцы и их преданные ученики ищут бога и истину .
Вспомним « Путешествие в страну Востока « , где главный герой - Лео - скромный слуга , готовый каждому помочь , оказывается в итоге Верховным Магистром Ордена .
Лео - это второе « я « самого Гессе , его так называемый
« кот Мур « . Он явно потусторонняя личность .
Аналогично Йозеф Кнехт - второе « я « Германа Гессе .
То , что он не укоренён в действительности , становится понятным при внимательном прочтении романа .
Пришедший неизвестно откуда , ушедший неизвестно куда…
Кажется , что только игра в бисер , которую можно сравнить с перебиранием чёток в чтении круга молитв в католичестве . То есть игра в бисер имеет неярко выраженный , но явно религиозный характер . Как инструмент в размышлении .
Но не само размышление . Как перебирание чёток не является молитвой , то есть действием .
В романе « Игра в бисер « касталийцы восприняли европейское средневековье с его символикой , для них живы древний Китай , Индия с её мудростью , им близки математические знаки , музыкальные обозначения .
Игрой в бисер , которой занимаются жители Касталии , напоминают его современников , которые мечтательно отдавались разгадке кроссвордов , ребусов и шарад , ибо пред лицом смерти , страха , боли они были почти все беспомощны . Люди , читавшие столько фельетонов , слушавшие столько докладов , не изыскивали время и сил для того , чтобы преодолеть страх , побороть боязнь смерти … впали в глубокий пессимизм . И только одиночки стали добровольными , верными жрецами - хранителями лучших традиций духовности . Их Гессе взял сначала в своё паломничество в страны Востока ,а затем - в Касталию .
Если взглянуть более внимательно , то так называемая Касталия Гёте и Касталия Гессе представляют разные эпохи - заря и закат эпохи капитализма .
Ибо Гёте воплощает в своей Педагогической провинции мечты художника , в чём - то опережающего время :
об обществе , преодолевшем противоречия - будущем бесклассовом обществе . Педагогическая провинция Гёте - весьма деятельная , она занимается промышленным производством , протестуя против прихода машинного производства . Она занята и духовным развитием воспитанников , тех , которые бы способствовали развитию ремёсел . Гёте в своей Педагогической провинции провозлашает мысль Фауста о начале всех времён :
« В начале было дело « . Это космология Гёте .
Касталия Гессе , его Педагогическая провинция - иная , здесь предусматривается не всестороннее , а только духовное развитие . Если герои Гёте мечтали о переделке мира ,
то у Гессе касталийцы удалились от мира .
Жизнь городков внутри Касталии как бы застыла в своей средневековой патриархальности , жизнь за пределами Касталии кипит ключом : развитие промышленности , борьба партий , парламент , пресса … Состязания по игре в Бисер передаются по радио , а ездят по Касталии на лошадях . То же смешение старины и утончённой современности ощутимо и в построении , и в языке
« Игры в бисер « . Гессе писал : « Имеется множество людей , для которых Касталия реальна так же , как для меня . « В другом случае он объяснял : Касталия -
« не будущее , а вечная , платоновская , в различных степенях уже давно открытая и увиденная на земле идея . «
Неоднократные ссылки на универсальную платоновскую академию , где занимались всеми науками своего времени встречаем и в самом тексте романа .
Таким образом Касталия для Гессе - абстракция , сложный символ , приют чистой созерцательной духовности ,
в отличии от мира , поражённого « фельетонизмом « .
Касталия напоминает « модель « , построенную учёным , всесторонне и критически рассмотренную « вероятность « .
Не удивлюсь , что Гессе проживал время написания романа как реальное время пребывания в Касталии . И не сразу заметил то , как она оторвана от жизни , но не сбросил эту идею , а пожертвовал Йозефом Кнехтом , чтобы Касталия осталась . Пожертвовал как бы частью самого себя .
Ибо Гессе имел в себе множество личностей , и жертвовал ими по мере продолжения своей творческой жизни , которую он считал особо ценной .
Все его касталийцы принадлежат к ордену служителей духа . Они полностью оторваны от жизненной практики .
Здесь царит строгая , почти средневековая иерархия
« двенадцать Магистров ( напоминают число апостолов в христианстве , символы которого Гессе не отвергает ) , Верховная , Воспитательная и прочие Коллегии .
Хотя места распределяются только в зависимости от способностей . Для пополнения своих рядов касталийцы находят и отбирают одарённых мальчиков по всей стране ,
а затем обучают их в своих школах , развивают их ум и чувство прекрасного , приобщают к математике , музыке , философии , а главное - учат размышлять , сопоставлять , наслаждаться « духовными играми « . После окончания школ юноши попадают в университеты , где обучении не регламентировано жёстким сроком , а затее м посвящают себя занятиям науками и искусствами , педагогической деятельности или Игре в Бисер . В Касталии нет ограничивающей в формировании учёных или служителей муз , здесь достигнут некий высший синкретизм науки и искусства . Как же относился Гессе к придуманной им Касталии ? При всём внешнем спокойствии повествования стиль Гессе глубоко эмоционален . Он живёт буквально в Касталии . Как реален и убедителен Эшгольц - школьный городок , в который мы попадаем вместе с Кнехтом ; как великолепны горы , в которых Кнехт странствует на каникулах , направляясь к Магистру музыки ; как тепло описан Вальдцель - столица Касталии , его средневековой архитектурой , почти игрушечный городок , как и родной город Гессе - Кальв . Хотя нравы его списаны уже с других мест Германии и Швейцарии , одинаково дорогих для Германа Гессе . Он описывает бородатых бюргеров и их весёлых дочек , охотно позволяющих любить себя касталийскими студентами . Отдельно добавлено то , что их нравы свободны от того , чтобы обременять студентов Касталии брачными узами . Это . наверное , мечта любого студента Германии . Только Ломоносов женился на предмете своей студенческой любви . Но он - не немец .
Касталийцы живут в прекрасном окружении . Гессе собрал вокруг них всё самое ему дорогое . И в то же время они живут вдали от реального мира с его тревогами и угрозами .
В Касталии « духовность « отделена наконец от буржуазного « процветания - то , о чём всегда мечтал Гессе . И не только он . Доказательство своей « богоизбранности « - процветание , было тяжким бременем для человека , живущего под идеей предопределения к спасению и преодоления к погибели , которых никак нельзя преодолеть усилиями человека , по мнению Кальвина , определившего путь для Швейцарии .
Тем не менее каждый человек всеми силами стремился и до сих пор стремится к тому , чтобы доказательство его
« богоизбранности « было неоспоримым .
Этими стремлениями и определился путь капитализма .
Но , отказываяь от идеи этого двойного предопределения , касталийцы принесли в связи с этим целый ряд тяжких жертв . Точнее , Гессе определил им этот путь .
Касталийцы отказались не только от собственности , семьи , от счастья индивидуального авторства ( так , юношеские стихи Кнехта в Касталии - непрщстительный грех , и тем самым есть и шкала грехов ) , но даже и от своеобразия собственной личности , ибо уход от жизни , пребывание
в атмосфере чистой духовности губительно действуют на индивидуальность . Более того , касталийцы отказались от творчества как такового : от новаторства , от поисков и движения , от развития , пожертвовав ими ради гармонии , равновесия и « совершенства « . Они отказались от любой творческой деятельности ради созерцания .
Они медитируют и не более . Они не создают нового , а лишь занимаются токованием и варьированием старых мотивов . Так сказать , работают над ошибками человечества , не предлагая ничего взамен .
Их развитие приводит к созданию людей типа Тегуляриуса , типичных отщепенцев , гениев - одиночек , лишённых дара творчества . Вот к чему приводит засилье так называемых
« котов Муров « , могущих только писать на творениях человека . Они счастливы такими занятиями .
В своём увлечении изощрённостью и формальной , а не подлинной виртуозностью часто пренебрегают даже столь важной ещё для касталийцев « медитацией « - созерцанием
Что же такое « медитация « в романе Гессе ?
Медитация - некое фантастическое занятие , подробно описанное в романе Гессе , - представляет собой последовательность дыхательных упражнений и волевых приёмов сосредоточения и самопогружения , напоминающих приёмов йогов . Но без обращений к какому - либо божеству , даже Аполлону , несмотря на то , что название « Касталия « происходит от названия текущего в Дельфах касталийского родника . Касталия без Аполлона .
Касталия - некое мёртворождённое место .
А касталийцы обречены в некоем роде , ибо они аристократы духа , каста . Сословие аристократов духа , замкнутое в себе и не служащее обществу , на деньги которого они существуют - десять процентов ( ибо общество без уплаты десятины Богу , обречено платить эту десятину кому угодно , кто создаст причины для этого .
Гессе считает , что эта аристократическая каста неибежно приходит к вырождению и гибели .
Он честен , этот Герман Гессе , и делает такие выводы .
Самое почитаемой занятие в Касталии , её высшее достижение , основа и смысл её существования - это таинственная Игра в Бисер , самый многозначный и сложный символ в этом творении Германа Гессе .
Писатель даёт Игре в Бисер , иначе Игре в стеклянные бусы - Clasperlenspiel - по видимости точное , а в сущности ничего не определяющее определение :
« игра стеклянных бус есть игра со всеми смыслами и ценностями нашей культуры ( но не выработка собственных смыслов и ценностей ) , мастер играет ими , как в эпоху расцвета живописи художник играл красками своей палитры . « Так же неопределённо и загадочно стихотворение Йозефа Кнехта , посвящённое Игре .
В основе этого символа лежит давняя мечта философов и учёных о всеобъемлющей системе , об универсальном языке , способном выразить и сопоставить все открытые « смыслы « , весь духовный мир человечества .
Игра - это и религия , или игра в религию ; и философия , или игра в философию ; и искусство , или игра в искусство , всё в целом , и ничто в частности .
Очередная игра в Вавилонскую башню , чтобы вернуть ту возможность единого языка для всего человечества .
Для того , чтобы смочь объединиться и построить таки Вавилонскую башню , зиккурат , поднимаяь по ступеням которого , проходя все ступени посвящения , в конце концов лицезреть бездонность всех попыток общения с языческими богами , якобы имеющими свой собственный смысл существования языческих богов - этих вампиров на теле человечества , которым и требуются кровные жертвоприношения . Но Герман Гессе , как и Томас Манн - магитср подобной игры в бисер , по мнению Гессе , ищут в этой игре символичесоке обозначении утончённой духовности , прекрасной интеллектуальной деятельности как таковой , поисков абстактного смысла - квинтэссенции утраченной истины .
Кнехт - любимый герой Гессе , прошёл весь тот путь , который проходят все касталийцы .
Способного мальчика рано отобрали в « элитарную школу « , подобно тому как самого Гессе отобрали в Маульброннскую семинарию .
На самой заре своего развития Кнехт встретился и сблизился с Магистром музыки , как и сам Гессе - в своём родном швабском городке Кальве . Магистр музыки - человек , воплотивший в себе привлекательные черты Касталии : равновесие , ясность , упоительную веслёлость
( вспомним « бессмертных « из его « Степного волка « ).
Встреча с Магистром музыки сделала разлуку с прежней жизнью таинством , посвящением .
Только смутно , по реакции окружающих , мальчик догадывается , что уход в Касталию , в разреженную атмосферу чистой духовности , - не только возвышение , но и потеря . От самого Магистра музыки Кнехт узнаёт , что не так уж легко ему досталась пресловутая касталийская ясность . Он говорит Кнехту :
« Истина должна быть пережита , а не преподана «.
Эта же мысль проходит красной нитью в « Сиддхартхе « .
Когда Сиддхартха отказывается стать учеником Будды .
И далее Магистр музыки говорит , и это звучит как напутствие : « Готовься к битвам , Йозеф Кнехт … «
Путь Кнехта состоит из этапов , изображаемых Гессе как ряд ступеней , уводящих всё выше и выше .
Это не лестница Иакова , по которой поднимаются и опускаются ангелы . Это - тип зиккурата .
Лишь на время герой Германа Гессе обретает желанную гармонию , но наступает « пробуждение « ,и он вновь готов рвать связи , « преступать пределы « и отправляться в дорогу , ибо ( из стихов Йозефа Кнехта ) :
Не может кончиться работа жизни …
Так в путь - всё отдай за обновленье …
Чем дальше , тем труднее даётся Кнехту переход со ступени на ступень , тем резче он ощущает скрытые диссонансы касталийской действительности .
Сама телеология ( целеполагание ) в Касталии отстутствует .
Ему важна похоже только дорога , а не то , куда эта дорога ведёт . Встреча Кнехта с « мирянином « ( то есть не членом касты игроков в бисер ) Плинио Дезиньори , его другом - врагом , их диспут - поединок ( по существу рыцарский поединок носителей противоположных идей в порыве прийти путём преодоления протвивоположностей , по Николаю Кузанскому , к некоему трудноуловимому единству ) , в который Кнехт вступает по желанию преподавателей , выступая в роли апологета Касталии , дальнейшие соприкосновения с настоящим , реальным миром , - волнуют и тревожат Кнехта . Недаром звучит в его юношеских стихах :
Рассудок , умная игра твоя -
Струенье невещественного света ,
Легчайших эльфов пляска , - и на это
Мы променяли тяжесть бытия …
Все его склонности влекут Йозефа Кнехта к Игре ,
к тому , чтобы стать его величайшим адептом , ничего не принимая как данное , желая самостоятельно и критично пройти путь поиска истины . И один из этапов этого пути - его пребывание в домике « Старшего Брата « , в мире
« старых китайцев « . Старший Брат особенно ярко демонстрирует Кнехту одну из сторон мировоззрения Касталии - добровольное самоограничение , отказ от универсальности и развития ради ограниченного совершенства минувших времён . Не менее важно для него и миссия в бенедиктинской обители Мариафельс .
Сам Гессе не религиозен , христианство для него категория общечеловеческая , он воспринимает христианство как
« историю совести « скорее . Монастырь Мариафельс показан не как оплот религии , а как один из последних оплотов духовности в « миру « , как лучшее место для касталийца за пределами Провинции .
Он в Мариафельс скорее посланник для того , чтобы Ватикан признал Касталию как духовный фактор .
В Мариафельс начинается ученичество Кнехта у историка - отца Иакова . Прообразом отца Иакова послужил швейцарский историк культуры Буркхарт ( 1818 - 1898 ) , идеи которого оказали влияние на самого Гессе .
Под влиянием отца Иакова Кнехт , как и сам Гессе , впервые задумывается об историзме , о соотношении истории государства и истории культуры , впервые постигает , что живая история вовсе не подчиняется абстрактно - логическим законам разума и не исчерпывается историей идей .
« Пусть тот , кто занимается историей , наделён самой трогательной детской верой в систематизирующую силу нашего разума и наших методов , но , помимо этого и вопреки этому , долг его - уважать непостижимую ( ! ) правду , реальность , неповторимость происходящего « , - учит Йозефа Кнехта патер Иаков , бенедиктинский монах .
Да , патер Иаков понимает непостижимость того , что стоит за внешней канвой исторических событий .
А Гессе приходит здесь к признанию необходимости исторического взгляда на вещи , хотя и не идёт дальше этого признания . Итак , с помощью занятий с отцом Иаковом , Йозеф Кнехт увидел истинное место Касталии , её временность и относительность , потому что отчуждение её от мира - трагическая ошибка . « Игра игр « - всего лишь игра , имеющая в лучшем случае педагогическое значение . Страна интеллекта - крошечная частица Вселенной , пусть даже для него она - самая драгоценная и любимая . Ещё одно созданное человечеством измерение .
И как человеческое творение , созданная когда - то , Касталия когда -то и должна неминуемо погибнуть .
Потому что Касталия почти перестала выполнять даже то немногое , ради чего её создали , - свою педагогическую миссию . Исчерпала себя даже как Педагогическая провинция . Ещё в юношеском стихотворении вставало перед Кнехтом навеянное неведомыми силами видение - последний мастер Игры :
Но нет их больше , нет ни тайн , ни школ ,
Ни книг , былой Касталии … Старик
Покоится , прибор держа в руке ,
И , как игрушка , шарики сверкают ,
Что некогда вмещали столько смысла …
Для Николая Кузанского , например .
« Дом уже горит « , - утверждает Кнехт в своём последнем послании членам Коллегии , и наш долг , говорит он ,
« не заниматься анализом музыки или уточнением правил игры , но поспешить туда , откуда валит дым .»
При этом , говорит дальше Кнехт , ни в коем случае нельзя допустить предательства по отношению к лучшему в Касталии - по отношению к духовности , интеллектуальной честности , к поискам смысла .
Ибо поиски смысла в Касталии закончились ничем .
Но Кнехт . да и сам Гессе не отчаиваются .
« трусом мы назовём того , кто уклоняется от трудов , жертв и опасностей , выпавших на долю его народа …
Но трусом и предателем вдвойне будет тот , кто изменит принципам духовной жизни ради материальных интересов , кто , например , согласится предоставить власть имущим решать , сколько будет « дважды два «… «
В этом весь идеализм Гессе , мысль о том , что константы этого мира человек сможет сохранить . Что человек пред силой , превосходящей его силу откажется решать , сколько будет « дважды два « безапелляционно .
Человек проиграл в том , чтобы противостать даже тому , что считается семьёй , и что существуют женщина и мужчина , составляющие семью .
Человек проиграл эту битву и будет проигрывать вновь и вновь . Хорошо то , что константы физического мира находятся в недоступных для человека измерениях .
Иначе бы солнце не садилось бы в то время , в которое должно , и тому подобные вещи бы происходили .
Но Йозеф Кнехт как стойкий оловянный солдатик , как идеальный солдат хотя бы в мире Касталии , напоминает Коллегии то , что "Magister Ludi" означает не только « Магистр Игры « , но и просто « Школьный Учитель « .
Самая важная задача , считает Кнехт , а вместе с ним и сам Гессе , - это воспитание молодого поколения ,
и не в Касталии , не среди элиты , а в « миру « .
Передача молодым людям благородных традиций , наделение их подлинной духовностью - вот путь к спасению страны интеллекта . И Кнехт покидает Касталию , которую он искренне и горячо любит .
Резким диссонансом обрывается музыкальная тема Йозефа Кнехта . Она дана в ре -миноре , но без темы воскресения
у Баха . Герой Гессе как будто бы бессмысленно гибнет в водах горного озера , как будто бы горный дух , известный в произведениях романтиков , забирает его к себе .
Возможно , что и для Игры в Бисер с самим Магистром Игры . Боги жаждут того , что стало известно человеку .
И сам Гессе ощущает то , что уходит время , данное для воплощения чего - то важного .
Гессе считал , что основная из ошибок ума - в определении границы между добром и злом . Потому что борьба со злом упирается вот в эту то ошибочность в определении границ добра и зла .Поскольку отношения между добром и злом не симметрично , и не линейно .
Чтобы встать определённо на границе этих двух понятий .
Отсюда ошибочность понятий сопротивления или несопротивления злу .
Гессе определил ежедневную молитву ,чтобы не погибнуть …
Но к кому направлена его молитва , он не уточняет .
Гессе пишет , что он слушает речи тех , кто хочет изменить мир , но не знают о том , что их дело не пойдёт .
В отличии от Конфуция , великого противника Лао цзы , который знает , что дело не пойдёт , но всё же берётся .
Как и он сам , Герман Гессе .
Он не знает того , кто управляет его жизнью , почему его усилия заранее обречены .
Джеймс Хелман , размышляя о незаурядности , говорит о том , что даймон или гений выбирает нас для своего проживания , чтобы мы действовали ради него .
И тогда именно даймон для человека становится источником человеческой этики .
Даймон по его словам создаёт глубокоукоренившиеся характеры человека . А уже характер - это судьба , говорит Гераклит . Архетипические черты , за которыми стоят даймоны , или звёзды зодиака .
О чём говорил Юнг , а Гессе его внимательно слушал .
И не он один . Жрецы этих даймонов заполняют своими предсказаниями страницы бульварной , и не только бульварной прессы . В пространстве , подверженном энтропии . Пространства на земле без энтропии нет .
Но Гессе нашёл символ пространства без энтропии .
Это - « родина « У него самого несколько родин .
Он сообщает , что с большим трудом нашёл родину в Индии и в Китае , но , добавляет он , это не родина для европейцев . Его задача , может быть не только его , а вообще общечеловеческая : найти родину . Найти настроение места , если долго в него погружаться - метод Гессе . Гессе всё время ищет некоего совмещения с родиной детства и некоей родиной , где дух прост .
В этих поисках он и создаёт Касталию , но и в ней не удерживается , при пристальном всматривании в неё он понимает , что нет родины для его утомлённого поисками духа . И да , на земле нет родины для человеческого духа
Прочтя двустишие японского поэта о том , что достаточно одной ветви сливы , чтобы изобразить всю сливу , он сказал : « Достаточно одной ветки - и это - родина .»
В 1945 году он говорит : « Законы духа столь же неизменны , как законы природы , и точно так же их нельзя упразднить « .
На склоне своих дней , в мучительных своих поисках увидеть неизменность законов духа , подобно законам природы . Лучше поздно , чем никогда , думаю я .
Но саму суть книги « Игра в Бисер « он определяет , когда пишет : « … труды во имя непрерывной жизни духа нам нельзя отложить … для мировой литературы не меньшую опасность , чем война и её последствия , представляют плохо изданные книги … « То есть не изданы имеющие быть изданными , и наоборот , по моему мнению .
В 1930 году Гессе написал : « Я не являюсь представителем готового , уже сормулированного учения … я - человек становления и развития « .
Очень важен для понимания замысла автора эпиграф
к « Игре в бисер « . Гессе сам его сочинил , переведя затем на средневековую латынь с помощью друзей , и приписав его авторство вымыдленному Альбертусу Секундусу .
Сделав это вполне в духе придуманной им игры в бисер .
В эпиграфе говорится , что , « вопреки мнениям дилетантов , вещи несуществующие много труднее изобраджать , чем существующие , необходимо , но и очень трудно описывать их так , чтобы они как бы существовали и могли оказывать влияние на действительность . « .
Должна заметить и несуществующие вещи имеют всё таки характер чего - то уже бывшего на земле хотя бы в описаниях писателей и философов .
От земли оторваться всё равно не получается .
Не получается описать то , что не видел ещё глаз , и не слышало ещё ухо . Трудно описывать вечность ,
без категорий , принятых на земле . Только притчами .
Хотя можно сказать то , что Касталия Гессе - именно такое несуществующее понятие , призванное влиять на действительность . Духовность такого толка , какую он изображает на страницах романа , не должна исчезнуть , она должна облагородить и преобразить жизнь , по его мнению . Гессе поясняет : « Да , смерть Кнехта допускает , естественно , много толкований … Для меня главным был мотив жертвы , которую он приносит смело и радостно .
И этим , как я это понимаю , он не прервал , а выполнил свою педагогическую миссию …»
Я не понимаю , каким образом …
Он даже не приступил к так называемой педагогической миссии . Вот так Гессе был убеждён , что какими - то , пусть неизвестными ему путями человечество всё же придёт к созданию более гармонического общества , чем Европа середины 20 -го века . Возможно , что гибелью всех его учителей , если взять за образ конец книги « Игра в бисер « . Никак иначе я не могу рассудить .
В письме к Юнгу в конце 1934 года Гессе протестует против юнговского отрицания « сублимации « ( одухотворения инстинктов ) . Но всё же для него понятие сублимации содержит в себе весь аскетический пафос культуры , творческой самодисциплины : без аскезы , без « взгонки « природы и её претворения в духовность была бы немыслима , например , музыка Баха , и , если психоаналитик берётся возвратить художника к его непреобразованной стихийности , « я предпочёл бы , чтобы не было никакого психоанализа , а взамен мы имели Баха .» И всё же занятия психоанализом сохраняли для Гессе своё значение - почти символическое значение порога , через который необходимо переступить , чтобы отрезать от себя своё старошвабское прошлое . И он переступил .
Ради чего ? На место безапелляционно формулируемых и риторически провозглашаемых заповедей , которые стояли в центре « Демиана « , становится диалектическое учение о жизни как пульсирующем колебании между двумя полюсами , взаимно оспаривающимися , но и взаимно утверждающими друг друга . Эти полюса можно обозначить как « дух « и « жизнь « , или как « поэзию бытия « и
« прозу бытия « , или как « серьёзность « и « юмор « .
Абсолютизированный « дух « , который берётся обойтись без « жизни « , - уродство ; абсолютизированная « жизнь « , которая презирает « дух « , - мерзость . Серъёзность выносима только в присутствии юмора , но юмор получает право на суждение только от серъёзности . Поэту не стоит презирать прозу жизни ; лучше , если он обратит подступающее к горлу презрение на самого себя и перестанет принимать себя не в меру всеръёз , сохраняя , однако , сохраняя безнадёжную и упрямую верность живущему в нём поэтическому началу « ,- Гессе пытается примирить непримиримые вещи , призывая к принципу « биполярности « . Гессе даже мечтает о том , чтобы принцип « биполярности « стал в его книгах не только регулятором с одержания , но и фактором самой формы , чтобы в построении каждой главы и каждой фразы выражал себя контрапункт пересекающихся и расходящихся мелодических линий , взаимоупор и взаимопереход противоположностей . Эта программа реализована
в « Степном волке « , « Паломничестве в страну Востока « и в « Игре в Бисер « . В беспокойной атмосфере годов после первой мировой войны , в падении курса респектабельности , последовавшее за падением валютных курсов , в разгкле блуда и спекуляции , джазовой лихорадки , душа Гессе как сына старой Европы , выпавшего задолго до того из системы бюргерских моральных норм и взыскующего иной духовной опоры , попытки лечить внутренний раскол своей личности то музыкой Моцарта , то психоанализом Юнга , всё это вошло в его произведения . Нарцисс должен , как предтеча касталийских аскетов из « Игры в бисер « , в монашеском уединении дистиллировать свои мысли , добиваясь их кристаллической прояснённости , а Гольмунд через
« волчью « жизнь бродяги и блудника по тому же закону идёт через вину и беду к художническому познанию мира .
Жалоба прежнего романтического юноши в книгах Гессе навсегда умолкает . Её сменяет бодрость классической музыки : « Будь то грация менуэта у Генделя или Куперена , или сублимированная до нежного жеста чувственность , как у многих итальянцев или у Моцарта , или тихая , сосредоточенная готовность к смерти , как у Баха , - это неизменно некое противление , некая неустрашимость , некое рыцарство ,и во всём этом отзвук сверхчеловеческого смеха , бессмертной ясности « ( в « Игре в бисер « ) .
Так оправдались слова « Моцарт ждал меня « , замыкающие безумство « Степного волка « . В « Игре в бисер « возобладала идея окончательного единения ителлектуального и художнического , характерная ещё для немецких романиков . То есть Гессе воссоздаёт идеал немецкого романтизма . Томас Манн создаёт ироническую игру с языковом материалом в своём « Избраннике « .
Вот гуманичстический итог размышлений Германа Гессе :
Всё круче поднимаются ступени ,
Ни на одной нам не найти покоя ;
Мы вылеплены Божьею рукою
Для долгих странствий , не для косной лени .
Опасно через меру пристраститься
К давно налаженному обиходу ;
Лишь тот , кто в силах с прошлым распроститься ,
В себе спасёт начальную свободу …
Цель Гессе : « Соединить искусство с магической силой , свойственной формулировкам точных наук » .
Строго говоря , бисер в названии романа —: Glasperlen — это искусственный жемчуг , из такого делают бусы или четки . Бусины / бисеринки / жемчужины — и единицы языка игры , и буквы кода , организующего любое человеческое знание : за каждой сонатой или теоремой стоят универсальные первоэлементы , из которых можно сложить новое творение — или очередную партию игры .
Йозеф Кнехт ,— магистр игры , Magister Ludi .
И голос Германа Гессе , как бы слышный из потустороннего мира , до сих пор говорит с нами :
о том , что прежде всего волновало его самого , и что волнует человечество в оковах смерти :
« Есть два пути ко спасению : путь праведности для праведников и путь благодати для грешников . А я , грешник , опять совершил ошибку , попытавшись достичь чего - то праведностью . Никогда у меня ничего с ней не получится . Бальзам для праведников , для нас , грешников , праведность – яд , она нас озлобляет . Видно , мне суждено опять предпринимать такие попытки , делать такие промахи , так же как в духовной области мне , писателю , суждено всякий раз наново пытаться овладеть миром не силой искусства , а мыслью . Опять и опять отправляюсь я в эти дальние и трудные одинокие путешествия , настойчиво пытаюсь чего - то достичь разумом , и всегда это кончается болью и потерянностью . Но всегда за этой смертью вновь рождаешься на свет , всегда на меня нисходит озарение , и боль и потерянность уже переносимы , блуждания были не напрасны , поражения были драгоценны , ибо они отбросили меня на лоно матери , вновь дали мне возможность испытать озарение .
Тайна истинного счастья , истинного блаженства заключена в этом речении . А если хочешь, можно повернуть его и на индусский лад и толковать так : люби ближнего , ибо это ты сам ! …
- Ах , истинная мудрость так проста , была уже так давно , так точно и недвусмысленно высказана и сформулирована! Почему же она нам доступна только временами , только в хорошие дни , а не всегда ?...
Быть может , несчастье нашего времени в том и состоит , что эта высшая мудрость предлагается на всех углах , что всякая признанная государством церковь наряду с верой во власть предержащую , в денежный мешок и национальную исключительность проповедует веру в чудо Христово и что Евангелие , кладезь ценнейшей и опаснейшей мудрости , можно купить в любой лавке , а миссионеры раздают его совсем задаром . Выть может , такие неслыханные , дерзостные , даже ужасающие истины и прозрения , какие содержатся во многих речах Иисуса , следовало бы тщательно скрывать и хранить за семью замками . Быть может , было бы хорошо и правильно , чтобы человек , дабы узнать хотя бы одно из этих могучих слов , вынужден был тратить долгие годы и рисковать жизнью , подобно тому , как делает это в жизни ради других высших ценностей .
Кажется , где - то в « Игре в бисер » говорится о личных ассоциациях, в частности о связи определенных тактов музыкального произведения со столь же точно определенными личными ощущениями. Недавно, слушая в час отдыха радио, я невольно вспомнил об этом. Я слышал, как один молодой пианист играл Шопена, и слушал его и Шопена так, как слушают музыку при физической усталости, невнимательно, немного рассеянно и пассивно, больше наслаждаясь звучанием, чем следя за линиями конструкции. Исполнялся и знаменитейший из этюдов Шопена, пьеса, которую я люблю меньше большинства других сочинений этого мастера, поэтому мое внимание еще больше ослабело и почти уснуло. Но тут пианист сыграл первый такт траурного марша, и я вдруг, словно от внезапного толчка, проснулся, но проснулся не в направлении наружу, не для того, чтобы заново предаться музыке, а в направлении внутрь себя, в страну воспоминаний. Ибо траурный марш Шопена принадлежит для меня к произведениям, с которыми ассоциативно слито десятилетиями какое-то событие, неизменно воскресающее, как только услышу их. Когда я услыхал этот марш впервые, не могу вспомнить, хотя в те юные годы Шопен был моим любимым музыкантом. До двадцатилетнего возраста я, кроме ораторий в церкви и нескольких песенных концертов, слышал только домашнюю музыку, а в ней Шопен, наряду с бетховенскими сонатами, Шуманом и Шубертом, был в числе предпочитаемых композиторов; печально-сладостные мелодии некоторых его вальсов, мазурок и прелюдов я еще мальчиком знал наизусть… на концерте Генделя или Вивальди я и глазами видел, например, торжественную или скачущую или порывистую поступь струнных в подвижных параллелях смычков, в тяжелой пилке басовых инструментов. Я видел дирижера, солистов, и не раз это бывали мои друзья и близкие знакомцы. Дружба и встречи с композиторами, дирижерами, виртуозами, певцами и певицами были неотъемлемой частью моей музыкальной жизни и моего музыкального воспитания, и, вспоминая сегодня особенно яркие по впечатлению концерты на фестивалях или в церквах, я не только вновь слышу эту музыку с особым настроением и темпераментом тех часов, нет, я вижу аристократический облик Падеревского, пластичного Сарасате, сияющие глаза Шёка, спокойную барственность дирижерской манеры Рихарда Штрауса, фанатизм Тосканини, нервность Фуртвенглера, вижу самозабвенно застывшее над клавишами милое лицо Бузони, вижу Филиппи в оратории в позе весталки, Дуриго с широко раскрытыми глазами в конце песни о Земле, плотную мальчишескую голову Эдвина Фишера, цыгански - резкий профиль Ганса Губера, прекрасный размах рук Фрица Бруна в каком - то анданте и десятки, и сотни других благородных и дорогих обликов, лиц и жестов . Всего этого нет , когда слушаешь радио , а телевидение я знаю лишь понаслышке …
Свидетельство о публикации №224042001469