Наши учителя. Валентина Фёдоровна

               
  Иногда недоумеваю, почему географию в школе считала трудным и неинтересным предметом. А ведь это не так. И поняла это слишком поздно.
  В своё время заменяла учителей и временно вела уроки во всех классах с пятого по девятый. Такое в сельских школах бывает часто. Тогда не было современных средств обучения, поэтому дополнительный материал приходилось черпать из газет и журналов, смотреть документальные фильмы. Постепенно стал появляться интерес к предмету.  Карты и атласы стали настольными наряду с любимыми книгами.

  Младшая дочь окончила географический факультет Удмуртского Госуниверситета, наши внуки с детства любят путешествовать по карте, а я только поощряю их занятия.
   Первый урок географии в пятом классе оставил неизгладимое впечатление и довольно неприятное. Учительница Валентина Фёдоровна Кадрова – немолодая неулыбчивая особа с резким голосом сразу предупредила, что спрашивать будет строго и скидок ждать не стоит.

  Какие скидки! Учили, в перемену толкались у карты, рассматривая все моря и озёра, заливы и проливы, острова и полуострова. Каждый урок начинался с проверки «номенклатуры».
 Это слово было пыткой для каждого ученика. Валентина Фёдоровна вызывала к доске, давала длинную указку, сама отходила к окну и начинался самый настоящий допрос. Мы тогда не понимали, кому нужна эта номенклатура, всё равно не запомнить, где расположены все эти природные объекты: моря, реки, горные системы, равнины, низменности и возвышенности.

  Увидеть на лице учительницы улыбку никому не удавалось, все уроки она вела с каменным лицом. Возможно, мне это казалось, но данный предмет я учила много и упорно. И боялась, боялась… Мои пятёрки были честно выстраданы упорным трудом.
Её насмешки над неверными ответами ничуть не способствовали пониманию предмета и сближению учителя с учениками. Между учителем и учениками всегда была стена. Непробиваемая. И так долгих пять лет.
  К чести учителя скажу, что пятёрку заработать была возможность, но для этого надо было ну о-очень постараться. Я старалась. Спасибо отцу, он, начитанный с детства, имел широкий кругозор и помогал мне по мере необходимости. Обращалась редко. Сама грызла гранит науки.

  А вот сейчас всё, что связано с географией вызывает большой интерес. Жаль, годы молодые остались далеко позади.
 На наше счастье, в восьмом классе географичку временно заменила другая учительница. Галина Васильевна была полной противоположностью Валентины Фёдоровны. Пожилая полная медлительная женщина больше походила на добрую бабушку. Хотя имел место и один неприятный инцидент. Но это к слову.
 
Когда мы учились в старших классах, у Валентины Фёдоровны умер муж, который работал врачом-рентгенологом. После его смерти она стала ещё угрюмее, но в десятом классе географии в программе не было. 
При встречах мы часто вспоминаем своих учителей, а географичку почти не помним. Жаль. Она старалась приобщить нас к миру науки.

 На фото: Наша старая добрая школа. Окна нашего класса - второй этаж слева.


Рецензии
Я географию тоже не понимала и не понимаю, но с учителем это никак не связано! У меня был хороший учитель, который всегда помогал! Просто... Я не умею ориентироваться в пространстве из-за того, что не умею ходить. Если меня выведут из дома и увезут на соседнюю улицу, я могу самостоятельно и не найти дорогу домой. Вот такие дела. Спасибо за интересную историю, Валентина!

Марина Репина 2   02.05.2024 04:49     Заявить о нарушении
Понимаю Вас, Марина.
Иногда излишняя строгость не позволяет найти точки соприкосновения
между учителем и учеником.
Спасибо за интерес к моей серии рассказов про учителей.

Валентина Колбина   03.05.2024 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.