Теория вероятностей. Рассказы

                Теория вероятностей

       Не зная базовых положений теории вероятностей, невозможно понять зачем ее преподают в вузах. Тем более если ты двадцатишестилетний студент вечернего отделения института, сидишь после работы в аудитории и из-за всех сил стараешься не заснуть. Перед этим – целый день на ногах, решаешь массу различных производственных вопросов, находишься в постоянном контакте с рабочими, инженерами и начальниками всех рангов. Вечером, когда по всем жизненным правилам надо отдыхать после дневного марафона, отчаянно добираешься до аудитории, располагаешься где-нибудь на галерке и на двадцать минут погружаешься в дремоту.

       В лекционной программе предмет «Теория вероятностей» в первом семестре первого курса в Московском институте управления всегда был на первой паре. К второй паре мы, студенты-вечерники, уже немного приходили в себя. Получалось, что в нашем формате обучения у теории вероятностей была своя жизнь, а у нас своя. Как две параллельные реальности. И все бы ничего, но к концу семестра выяснилось, что по этому предмету нас ждёт экзамен! А чтобы получить допуск на экзамен нужно сдать несколько зачетов. С грехом пополам прошли этот непростой этап и настало время «долгожданного» экзамена с вероятностью сдачи с первой попытки «50 на 50». Забегая вперед, скажу, что ровно половина нашей группы получила «неуд» при первом «подходе».

        Накануне сдачи экзамена отмечали в компании какое-то событие. Конечно, старался держаться, не увлекаться выпивкой, поддерживал дружескую атмосферу за столом. Однако утром, несмотря на всю мнимую сдержанность прошедшего вечера, остаточные явления и последствия были на лице и налицо. Холодный душ, яростная чистка зубов, обильный парфюм, свежая белая рубашка и крепкий кофе сделали свое дело. Потренировался перед зеркалом куда спрячу перед экзаменом учебник по «Теории вероятностей», как его буду доставать и подглядывать. Раньше никогда не писал шпаргалок. От слова – «совсем». Всегда предпочитал учебник, который помещал в специально сшитый для этих целей большой карман, прикреплённый к подкладке пиджака. Если книга была толстая, то приходилось ее разделять на две части. Этот «специальный» пиджак одевал только на экзамены.  Даже летом, в сильную жару обливался потом, но никогда во время экзаменов не снимал своего «спасителя».
 
       Шесть лет проучился на вечернем отделении института и сдал в этом пиджаке более 50 экзаменов, 8 курсовых проектов и даже государственный экзамен по научному коммунизму. И не разу мой «хранитель» меня не подвел. Только защита дипломного проекта прошла в новом костюме, как и было тогда принято у будущих молодых, и не очень, специалистов.       

       Вот в таком «прикиде» топчусь у дверей аудитории, пропуская вперед девчонок. Жду подходящего момента, когда можно будет не просто зайти, а еще и попасть за стол подальше от преподавателя. Захожу, тащу экзаменационный билет. Преподаватель спрашивает есть ли у меня вопросы по его содержанию. Вопросов нет, сажусь туда куда надо, устраиваюсь поудобнее. Довольно оперативно ответы на вопросы с помощью раскрытого на коленке учебника перекочевали на чистый лист, выданный для подготовки. В тот момент уже был готов изложить любые основополагающие аспекты теории вероятностей. Передо мной готовились к ответам и ожидали своей очереди около восьми человек. Преподаватель не спешил, обстоятельно и профессионально вытягивал знания из разумных студенческих голов. В это время меня неожиданно разморило и начало клонить ко сну. События прошедшей вечеринки дали себя знать.

        Очнулся, когда Николай Васильевич Сидельников, – наш преподаватель, доктор технических наук, уже в почтенном возрасте, – начал очень осторожно теребить меня за плечо. «Молодой человек, молодой человек!», – негромко повторял он, видимо, чтобы не вспугнуть. Я очнулся и, оглядевшись увидел, что в аудитории, кроме нас двоих, никого не было. Виновато посмотрел на Николая Васильевича, ожидая законного приговора, в неизбежности которого был абсолютно уверен. Вместо этого неожиданно услышал: «Что, вчера слегка перебрали? Но вы молодец, что с утра не стали поправляться пивом, а пришли на экзамен! Да еще такой нарядный. Уважаю таких студентов. Просто фантастическая тяга к знаниям!», – продолжал он.   После чего предложил поставить мне «тройку», и на этом завершить мучения. Я же, неожиданно для самого себя, заявил, что готов отвечать по экзаменационному билету. Он удивленно посмотрел на меня и пару минут терпеливо выслушивал мои толкования теории вероятностей. Потом прервал, взял в руки билет, прочитал его и спросил: «Откуда Вы знаете этот материал? Я вам его на лекциях не давал! А вы так бодро его излагаете. Этот билет со второго курса, и он случайно оказался здесь на столе». Теперь уже настала моя очередь удивляться. Не дождавшись вразумительного ответа, Николай Васильевич молча взял зачетку, заполнил, закрыл, и протянул мне. Когда вышел из аудитории, меня обступили однокурсники с вопросом: «Ну, что? Почему так долго?». Открываю зачетку и вижу – «честно заработанная тройка».

       Это был мой первый экзамен в институте. Впереди ждали шесть лет обучения и более 50-ти различных экзаменов. Но этот запомнился навсегда.

  Влад Боков.               
                16.04.2024.


Рецензии