Сила в немощи

       
«…Довольно для тебя благодати Моей,
ибо сила Моя совершается в немощи"
(2 Коринфяном, гл.12; ст. 9)


           Наташа родилась 2 июля 1959 года в Сибирской глубинке, в селе, расположенном на высоком скалистом берегу Ангары. Село так и называется – Каменно-Ангарск. Родители Петр Степанович и Надежда Николаевна Третьяковы работали в совхозе, растили четверых детей – Любовь, Николая, Наталью и Татьяну. Наташа, разбитая параличом с детства, была прикована к инвалидному креслу. А дальше – недолгая жизнь продолжительностью в тридцать четыре года, покрытая тайной для большинства окружающих людей. От посторонних глаз было сокрыто духовное становление личности в абсолютно атеистической семье. Как такое возможно – не объяснить, если не помнить Евангельских слов, когда «Он сказал: невозможное человекам – возможно Богу» (Евангелие от Луки 18:27). Постараюсь по воспоминаниям родных и друзей Наташи, по крупицам восстановить небольшие фрагменты жизни этого удивительного человека, плоды ее духовного роста и запечатлеть эти воспоминания максимально близко к истине. Господи, благослови!

            В силу немощи Наташа не училась в обычной школе. Однажды она обратилась к своей сестре с просьбой:

– Таня, в вашей школе учителем работает Жанна. Передай ей, пожалуйста, чтобы она с мужем приехала ко мне.

          Таня ответила:

– У нас в школе два преподавателя с таким именем. Наташа, тебе какую из них надо – Алексеевну, или Александровну?

– Александровну, Александровну.

          Матушка Анна (мирское имя Жанна Александровна) Белькова, ныне жена протоиерея Димитрия Белькова, в те далекие годы начала 90-х работала в Балухарской школе учителем математики и организатором внеклассной работы. Сейчас вспоминает:

– Зашли мы в дом к Третьяковым, совершенно не понимая кто и зачем нас сюда позвал. (Не поехать я не могла. В классе, где училась Таня, я была классным руководителем). Муж остался в передней комнате, а меня проводили вглубь дома, где сидела согбенная девушка, встретившая меня взглядом умных и внимательных глаз. Поздоровались, познакомились, завязался разговор. Наташа говорила мне о духовных вещах, о вечной жизни, о загробном мире. И я, до этой самой секунды, до корней волос и кончиков пальцев всю свою юность посвятившая комсомолу (в школе и институте меня неизменно избирали комсомольским лидером), насквозь пропитанная коммунистическими идеями, вдруг поверила ей, незнакомой мне доселе девушке сразу и безоговорочно! Я верила каждому ее слову! Сейчас я понимаю, что в те минуты свершилось чудо! Чудо моего преображения.

        В тот первый вечер Наташа разговаривала только с Жанной. Знакомство ее с Дмитрием (будущим священником) произошло позже, в следующий приезд супругов. Дмитрий увидел, как тяжело для Наташи бремя ее болезни, и с каким достоинством она эту тяжесть несет. Запомнились глаза Наташи – внимательные, добрые, казалось, знающие все о человеке. В эти первые дни знакомства Наташа рассказала Дмитрию и Жанне всю их будущую жизнь. Многое из ее предсказаний сбылось, что-то продолжает сбываться. Дмитрию она сказала:

– Будешь служить.

Дмитрий посмеялся. Он-то знал, что служба в армии для него «заказана» по состоянию здоровья. Мечтал об армии, но служить не пришлось. А Наташа, увидев реакцию на ее слова, повторила уверенно еще раз:

– Будешь, будешь служить.

     Отец Димитрий, вспоминая то время, говорит: «Кто бы в то время мог предположить, что речь тогда шла о священническом служении?!!»



                ***
      В последующее время поездки четы Бельковых в соседнее село стали регулярными. Почерпнув однажды благодать, хотелось пить ее снова и снова. Постепенно Наташа все более приоткрывала перед Дмитрием и Жанной свой духовный мир. Удивительным было то, что Наташа, никогда не учившаяся в школе, могла цитировать по памяти целые главы из Евангелия. Она видела ангельский мир. Говорила, что видит Ангелов- Хранителей людей, с которыми общается. Дмитрий спрашивал:

– Ты и сейчас видишь моего Ангела-Хранителя?

– Да, вижу, – отвечала Наташа, – у каждого Ангела есть свое имя, только я не смогу его повторить.

           Она говорила, что имена Ангелов длинные и трудные для нашего произношения. А иногда во время беседы Наташа вдруг торжественно говорила:

– Встаньте! Христос посреди нас!

          «И мы вставали, вытягивались в струночку, чувствуя важность и значимость момента, ни на секунду не сомневаясь, что вот сейчас с нами рядом находится Сам Христос», – вспоминает отец Димитрий.

           Беседы затягивались иногда допоздна. А в селе без хозяйства – никуда. Дмитрий с женой начинают домой собираться, а Наташа их не отпускает. Они переживают:

– Уже пастух стадо пригнал. Коровы разбредутся, где мы их потом ночью искать будем?

А Наташа:

– Ничего, ничего, за ними присмотрят.

Батюшка Димитрий вспоминает:

– Уже совсем темными сумерками приезжаем домой, а коровы все у ворот стоят, ушами прядают, ноздри раздувают, но никуда не уходят, будто кто-то их держит.  Или другой случай. Однажды коровы ушли, и мы не можем их найти. Всю округу исколесили на машине и мотоцикле – нигде нет. В отчаянии еду к Наташе, а она спокойно так говорит:

– В том-то лесочке посмотрите.

Мы говорим Наташе:

– Да были мы там, нет там никого!

Наташа нам:

– А вы поезжайте еще раз и посмотрите.

Начинаем потихоньку роптать:

– Да пока мы едем, они опять куда-нибудь уйдут!

Наташа:

– Поезжайте, их там подержат. 

       Кто там наших коров "подержит", мы уже не спрашивали. Приезжаем в указанный лесок, а коровы наши действительно будто нас ждут, целы-целехоньки. Там лесок-то – десятка два берез, коровы наши всю землю вкруг вытоптали, а никуда не уходят, будто действительно их кто-то охраняет и не дает уйти с этого места.


                ***

           Наташа почти до тридцати лет оставалась некрещеной. Она просила об этом родителей, но родители никогда не относились к просьбам дочери серьезно. Ближайший храм находился в райцентре Черемхово почти в сорока километрах. Сблизившись с Бельковыми, Наташа стала просить их помочь ей с крещением. Встал вопрос о транспорте. На обычном легковом автомобиле инвалидное кресло не увезешь. Тогда Наташа говорит матери:

– Иди в контору, проси у директора совхоза для меня автобус.

Мать возмутилась:

– К Самбурову? Да ты что! Кто тебе даст автобус?

Но Наташа настаивала, и мать сдалась. Пошла в контору без всякой надежды. В конторе в кабинете директора шло совещание при большом скоплении специалистов всех уровней. Мать постучала и с порога сразу огорошила директора:

– Юрий Николаевич, здравствуйте! Простите, но у меня к вам срочное дело. Наташка моя креститься хочет, просит у вас автобус в город съездить.

     В кабинете повисла пауза. Все перевели взгляд на директора, ждали его ответа. Дело-то было неслыханное – просят целый автобус для одного человека! И куда? В церковь, креститься! Все-таки это время начала девяностых. И тогда было еще не принято говорить об этом вот так - во всеуслышание.

      Юрий Николаевич задумался, а потом говорит:

– Хорошо. У нас сегодня бухгалтер едет в Черемхово, скажите там, пусть и вашу дочь захватят по пути.

     Так Наташа оказалась в городе. Возле Никольского храма Дмитрий с женой помогли Наташе выйти из автобуса. Они же сопровождали ее от храмовой калитки до двери притвора. По пути им повстречался священник. Этот батюшка (не знаю его имени) был родом из западной Украины и служил в то время в Черемховском храме вторым священником при настоятеле протоиерее Исидоре Зубарском.

      После этой случайной встречи, Наташа сказала о повстречавшемся им священнике:

– Он подумал про меня: «Ей уже помирать пора, а она в церковь креститься притащилась». Вот за то, что он так про меня подумал, он проживет не более года.
 
       Тогда Дмитрий с Жанной не придали значения этим словам Наташи. Но вспомнили о них, когда они сбылись. Священник тот неожиданно уехал на свою родину – Украину. А примерно через полгода пришло известие о его скоропостижной кончине.


                ***

       После крещения Наташа чувствовала себя совершенно счастливой. Каждое крестное знамение ей давалось с большим трудом. Более обездвижена была правая рука. И чтобы наложить крестное знамение, Наташе приходилось левой рукой поддерживать свою правую руку, и так усилием обеих рук она накладывала на себя крестное знамение.

         Однажды, когда Дмитрий с Жанной были в гостях у Наташи, они увидели нечто необычное. Все присутствующие наблюдали, как на тыльной стороне запястья у Наташи образовалось красное, как от ожога, пятно величиной с пятак. И только Дмитрий видел не только пятно, но необычайной яркости луч света, исходящий из этого пятна. Он спросил Наташу:

– Что это?

Она ответила:

– Это Господь дал мне защиту от всякой нечисти.

И далее пояснила, что, когда бесы одолевают ее, она не может быстро перекреститься, но стоит ей поднять руку с исходящим из запястья лучом света, как нечистые разбегаются. Дмитрий попросил:

– А можно потрогать?

И Наташа разрешила ему дотронуться до пятна на запястье своей руки. После этого Дмитрий с супругой вскоре засобирались домой, где их ждали дети. Едва подъехали к дому, как навстречу выбежал младший Андрюша и бросился с объятиями к отцу. Дмитрий, обнимая маленького сына, правой рукой машинально дотронулся до головы ребенка. И Андрюша тут же упал без чувств. Встревоженные родители пытались привести ребенка в сознание, но безрезультатно. Тогда Дмитрий схватил сына на руки, положил в машину, и они снова помчались к Наташе. Она уже ждала их, зная, что произошло, и встретила с улыбкой. Успокоила, потом дотронулась до головы Андрюши, и ребенок очнулся.

         Позже, вспоминая этот случай, Дмитрий понял, что внезапная потеря сознания Андрюши была как-то связана с тем пятном на запястье Наташи, до которого Дмитрий дотронулся перед отъездом домой. Обсуждая случившееся, супруги удивлялись тому, что в момент, когда сын потерял сознание, им даже в голову не пришло вызвать для сына «Скорую помощь»! Так они были уверены, что помочь им может только Наташа.

          Наташа предвидела свою скорую кончину. Говорила матери:

– Вот ты матом ругаешься, поэтому не будешь меня хоронить.

Мать возмущалась, что такого не может быть! Как это она не будет хоронить свою дочь?!

             Но все случилось по слову Наташи. Отошла ко Господу раба Божия Наталия 16 декабря 1993 года. Накануне мать уехала к родственникам в Узбекистан, навестить близких. Расстояние дальнее, ехать пришлось поездом. Именно в это время Наташа умерла. Матери отбили телеграмму о кончине дочери. Но свободных билетов на поезд в кассе не оказалось. Так продолжалось несколько дней. Мама Наташи никак не могла выехать в сторону дома.

             Наконец, билет удалось купить, и стал известен день приезда матери. На этот день и назначили похороны Наташи, это был девятый день со дня ее кончины. Но что-то произошло в дороге. Или поезд опаздывал, или автобус от райцентра до села отменили. На кладбище похоронная процессия выдвинулась так и не дождавшись мать. И только когда провожавшие Наташу в последний путь люди уже возвращались с кладбища, они увидели спешащую им навстречу Надежду Николаевну – маму Наташи.

            Дмитрий же, находясь в доме Третьяковых у гроба новопреставленной рабы Божией Наталии, накануне похорон очень скорбел. В какой-то момент он вышел из дома в веранду и замер на месте. В дальнем углу стояла Наташа! Живая, светлая, такая хорошая и родная! Такой ее Димитрий никогда не видел при жизни. При жизни он привык ее видеть согбенной и немощной.

            Тут же Наташа стояла совершенно прямо, свободно, в какой-то красивой одежде и смотрела на него так ласково, так ободряюще. Первое желание Дмитрия было кинуться ей навстречу и обнять. Но она сделала предупреждающий жест рукой: нельзя. Он остановился, так они стояли и смотрели друг на друга какое-то время, а потом Наташа стала таять, как облачко. Дмитрий не мог понять: как такое возможно? Он только что отошел от гроба, где лежала мертвая Наташа, а здесь, он ясно видел ее живой! Да еще какой живой! Они не сказали друг другу ни слова, но все было понятно и без слов. Видимо, душа Наташи появилась перед Дмитрием, чтобы явить ему доказательство ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ, чтобы таким образом укрепить его веру для будущего священнического служения, ведь тогда ему не один раз придется говорить людям о загробном мире, о безсмертии души и жизни вечной.

            P.S. Мне, к сожалению, не удалось при жизни увидеться с Наташей. Хоть и жили в двенадцать километрах друг от друга.  Люди часто узнают о светильниках Божиих, когда для жизни земной они уже погасли.

             Зато с Наташей был знаком мой муж Андрей. Их знакомство состоялось в семье Дмитрия и Жанны, куда Андрей случайно заехал в семью брата по какому-то делу, а Наташа была у Дмитрия с Жанной в гостях. Наташа посмотрела на моего мужа своим пронзительным взглядом, а после его ухода сказала: «Наш будет. Не сразу. Но будет наш». Что она имела в виду? Мы пока не знаем. Жизнь продолжается. Продолжают сбываться и предсказания Наталии, блаженной жизни и кончины которой стали свидетелями будущий протоиерей Димитрий и его супруга матушка Анна.

             P.P.S. Не так давно моему мужу приснился необычный сон. Приснился старец - схиархимандрит Виталий (Сидоренко) (1928-1992) в белом светящемся одеянии. Была в этом сне мужа и я, как бы напомнила мужу, что нужно взять благословение у старца Виталия. Андрей протянул руки, и отец Виталий его благословил.

(Тут хочется сделать отступление. Много лет назад к нам в семью попала молитва батюшки Виталия, которую он благословлял своим чадам читать для защиты дома. Мужу эта молитва так понравилась, что он молился по ней много лет. Но в последнее время стал забывать. И вот отец Виталий так напомнил о себе и своей молитве).

               Опуская подробности, скажу только, что во сне Андрей видел наше село, чудесным образом преобразившееся к лучшему, новые красивые дома, новую сельскохозяйственную технику и нынешнего Владыку Максимилиана (Клюева), митрополита Иркутского и Ангарского, который шел впереди Андрея и благословлял все вокруг.
 
               В конце сна, по словам Андрея, он услышал величественный громкий голос: «Блаженную Наталью ведут! Блаженную Наталью ведут!» Он обернулся и увидел, что ведут очень высокую, метра три ростом, девушку. Ведут ее, поддерживая под руки, два светлых и тоже очень высоких юноши.

        Конечно, я человек маленький и никакой не трактователь снов. Но, услышав от мужа о блаженной Наталье, идущей по нашей земле, почему-то сразу подумала о Наташе Третьяковой. И эти символы сна – что ее ведут под руки, как намек на ее прижизненную немощь. И ее неимоверно высокий рост – когда она выше всех, кто окружает ее. Возможно, в этом заключен духовный смысл. Не могу вспомнить в наших краях человека более набожного, чем Наташа.

         В декабре 2023 года исполнилось 30 лет со дня ухода рабы Божией Наталии в мир иной. А в июле нынешнего, 2024 года, исполнится 65 лет со дня ее рождения.
          Знаю, что за молитвенной помощью обращаются к Наташе в семье отца Димитрия и матушки Анны Бельковых. С недавних пор стала обращаться и я: Матушка Наталия! Вечная тебе память и Царствие Небесное! Будь заступницей перед Богом за мою семью, и семьи моих близких!
    

На фото: Наталья Третьякова (слева)
с мамой Надеждой Николаевной (в центре)
и сестрой Любовью (справа). 
               
            


Рецензии
Интересная история. Очень.

Лина Ранецкая   05.05.2024 20:29     Заявить о нарушении
В эти Пасхальные дни говорю вам, Лина, Христос Воскресе!
Спасибо за отклик.

Виктория Белькова   06.05.2024 10:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.