потомственная

Моя пра…
  Ба-Моть… Матрёна Прохоровна. Родилась в восьмидесятых годах 19 века на Дальнем Востоке в с. Раздольном. Это село, расположенное на левом берегу реки  Суйфуна, было основано как военный пост в середине 60-х годов позапрошлого века.
Семья её прибыла морем из Одессы, это были выходцы из Астраханской губернии.  Иногда Ба-Моть пыталась рассказать мне что-то из своих детских воспоминаний, но я была такой невнимательной правнучкой… Мне скорее-скорее надо было к друзьям и подружкам. Какие-такие  воспоминания о старинных казаках, когда на улице  детвора  вовсю в казаков-разбойников играет. Запомнились мне только страсти про хунхузов. Раздольнинские семьи хлебнули от них столько горюшка, что слово «хунхуз»  из  уст моей пра звучало, как самое страшное ругательство. И во мне где-то на генном уровне сидит понимание дружбы с китайцами , как два пишем, пять в уме…  Ничего плохого об этой нации не скажу, но отношусь очень настороженно.
На старой фотографии в центре сидит мама моей пра – казачка Ольга Важова, а может быть Вожжова, я так и не добралась до архивов, чтобы уточнить фамилию. Помню, как  Бать –Моть говорила мне :
- Мы из потомственных казаков. Яицких.
А я  весело смеялась:
-Ба, ну какие потомственные могут быть у казаков? Прямо, как дворяне, что ли?
Её дочь, моя бабушка Белова Евгения Георгиевна останавливала её:
-  Мам, не надо девочке это рассказывать, не надо. Время , сама, знаешь какое.
- Время, время,- ворчала Ба-Моть, - оно всегда  такое-сякое. Спокойным никогда не бывает. Ты-то вон  тоже всю жизнь скрываешь, что сама из дворянского роду-племени.
-Тише, мама, тише! Мы из мещан. Мещане мы,- испуганно как заклинание повторяла бабушка, служившая, как и  моя мама Дина, в штабе округа
- Я из рода потомственных казаков! – подводила итог беседе моя пра.- А твой отец, - она показывала бабушке на портрет мужчины в мундире железнодорожника, висевший над ковриком над её кроватью, - мелкопоместный дворянин из Тамбовской губернии.
 Позже  , повзрослев, я удивилась факту, что этот дворянин Белов Георгий Гаврилович, прибывший по распределению  строить  Уссурийскую железную дорогу, взял да и женился на девице из семьи «потомственных» казаков.
Но что случилось, то случилось… До 1914 года семья моей пра жила безбедно. Пока на строительстве  деревянного моста (не помню какого) прадеда инфаркт не настиг. Разрыв сердца.
- У меня даже бойка  был!- хвасталась  пра.
- Кто-кто? Что за бойка?
- Поварёнок. Китайский мальчишка. Помощник на кухне.
-Понятно, госпожа узурпаторша. Детский труд использовали, значит.
- Семья этого мальчишки очень просила взять его к нам. Он у нас отъелся, отмылся. У него я научилась китайские пельмени – колдуны с фаршем и квашеной капустой делать.
 А я у тебя, роднуля моя потомственная, научилась. Антоныч по три десятка их заглатывал.


Рецензии