Моя крёстная Варвара и её подруги

 

      Все события вымышлены, имена и фамилии изменены, совпадения случайны.

     Выкарабкавшись во  второй раз из лап той самой, которая приходит к нам с косой, я очутился в реабилитационном центре  подмосковного «Переделкино».  По поводу моих инфарктов надо сделать уточнение. Первый,  весьма сомнительный (на мой взгляд), я схватил в  далёком  1982 году и  проходил реабилитацию по его поводу  в пригородном санатории  «Речкуновский» под Новосибирском, где   врачи доставали  пациентов своим контролем и процедурами.
   Этот второй инфаркт я подхватил уже  в Москве, благодаря одной фифе-ассистентке кафедры экономики ВШЭ (высшей школы экономики). А дело было так. После всех ответственных должностей я спокойно преподавал в Академии кадрового обеспечения  АПК. Но тут неожиданно у  нашей академии, с ректором которой я был  дружен, несколько комнат арендовала ВШЭ и пригласила меня читать курс лекций для их студентов. 
       В то злосчастное утро ранней весны я погулял со своей собачкой, включил компьютер и приготовился продолжить любимую работу, писать монографию. И вдруг раздаётся телефонный звонок. Беру трубку и слышу: "Виталий  Василевич , почему Вы дома? Вся белорусская группа ждёт Вас в аудитории на лекции».  Эта ассистентка была весьма симпатичной особой, и  у нас с ней сложились дружеские отношения.  – «Позвольте, - кричу я в трубку,- Вы же вчера мне сказали, что лекция в 14 часов». – «Нет, Вы ошиблись, я Вам назначала на 10 час». Спорить было бесполезно. Хватая на ходу ноутбук, натягивая ботинки, плащ, фуражку, кубарем скатываюсь с 5 этажа, бегу на остановку, но автобус показал мне только свою спину.  На попутке примчался в Академию, взлетел на 3 этаж, заскочил в аудиторию, извинился. Но лекцию прочесть не смог и через 2 недели оказался в  Переделкино.   За этот период ректор, опечаленный моим отсутствием, выяснил, что  ассистентка работает не на своём месте. И передал мне, что договорился с зав. кафедрой  ВШЭ погнать её подальше от учебного процесса. Но я заступился, и её оставили.   Но с белорусской группой, которая училась в стенах нашей академии, я всё же успел ещё несколько раз позаниматься и даже принял у них экзамен. Это была очень интересная и целеустремлённая публика. Но у меня к белорусам предвзятое отношение, я их люблю. И даже тем, кто заработал трояк, я поставил четвёрки.
       Санаторий под ехидным названием «опавшие листья» находился в живописном сосновом лесу. Палаты были на двоих, кормили великолепно, врачи не досаждали. И я проводил время в основном за биллиардным или шахматным столом. Мой сосед по палате, бывший партийный работник средней руки, как-то вечером говорит мне: «Пойдём завтра на экскурсию по знаменитым местам  «Переделкино». Начнётся  экскурсия  с посещения  святого источника, потом по дачам знаменитостей, закончится ознакомлением подворья патриарха Алексия второго». Я согласился. В холле спального корпуса собралось  всего человек  15 любопытных. Глянув на улицу,   я   решил было  отказаться. За ночь весна превратилась в зиму. Но, сосед всё же меня уговорил.  Мы пошли к святому источнику во главе с экскурсоводом, милой девчушкой. В нашей толпе я  намётанным глазом заметил  женщину  среднего возраста в норковом полушубке. Испив святой водицы,  я ощутил озноб и сказал своему соседу, что  если не полечимся сейчас  горячительным, то  точно сбрякаем с простудой. Тот воодушевился: «А где нам найти третьего?».  Услышав эти слова,  дама в полушубке заявила: «могу быть третьей».  Не говоря больше ни слова, мы подались в магазин,  забыв, что надо ещё посетить дачи знаменитостей и подворье патриарха.  По пути сосед спрашивает: «А кто такой Пастернак?». Я, который никогда в жизни не умел читать стихов, и кроме школьных поэтов никого не знал, ответил, что вроде бы этот Пастернак отказался, дурак,  от Нобелевской премии и вроде бы написал какой-то роман «Доктор Живаго», который я тоже не читал. И тут наша дама выдала нам короткую лекцию про этого выдающегося человека и даже прочитала отрывок из какого-то его стихотворения.  Забавная штучка, подумал я про неё, согласилась с двумя  незнакомыми мужиками распить  за углом магазина бутылку и при этом…  «И Шиллера читал без словаря» вспомнил я Высоцкого. Неполных    двести граммов, принятых без закуски, согрели нас и подняли настроение.  Болтая о том,   о сём, мы двинулись в санаторий. И вдруг наша спутница говорит, указывая на дачу типа курятника: «Вот здесь летом отдыхал Илья Эренбург. А вон там, через 2 дома, дача Гдадкова».  – А Вы-то откуда знаете? -  спрашивает мой сосед.  – « Я здесь бывала и раньше»,  - последовал ответ. – «Прямо у Ильи Эренбурга в гостях?»- пошутил я.  – «Представьте себе, да». – «Ни  хрена себе,- подумал я, - что это за штучка нам попалась».
    Во время ужина  за нашим столом освободилось место.  И эта дама  решительно перебралась к нам.  И мы узнали, что звать её Варвара Степановна, что пребывать ей здесь ещё полторы недели. У  нас  с соседом  осталась  целая неделя. После ужина я галантно проводил Варвару Степановну до её корпуса,  и вдруг она мне говорит: «Предлагаю опохмелиться. У меня есть хороший коньяк». Оказалось, что она живёт  в отдельном номере на втором этаже и коньяк, действительно, оказался  «Наполеоном».  Мы разговорились. Она была удивлена, узнав,  что я профессор, доктор каких-то наук, да ещё и член-корреспондент. Она тоже немного рассказала про себя.  У неё был взрослый  уже семейный сын, а мужа она похоронила  15  лет назад. Он у неё был дипломатом средней руки.   И гуляли они по странам соцлагеря. От мужа у неё осталась хорошая двухкомнатная квартира рядом с Курским вокзалом.  Где-то около одиннадцати вечера я вообразил, что могу тут и заночевать, но словно услышав мои мысли,  В.С. сказала: «Вам пора восвояси. Встретимся за завтраком».  Вынужден был вернуться к своему соседу-храпуну. Он, конечно, кинулся с расспросами типа того:  «не оприходовал ли эту козочку». – «Не хватало мне ещё международного скандала». – «Это как?»  - «Так она жена крупного дипломата. И около её номера постоянный дежурный».  У соседа от моих слов глаза полезли на лоб.  – «А ты видел мужика  на экскурсии в кожаном пальто?» - спросил он. – «Что-то припоминаю». – «Так он всё время около неё тёрся. Во, дела!». У  меня пропал интерес врать ему дальше, но улёгшись в постель, задумался. Странная бабёнка попалась нам. С одной стороны, несомненно, начитанная, грамотная,  элегантная, с другой – с незнакомыми мужиками  водку за углом из одного складного стакана. Если и не врёт, то за границей пообтесалась.  Одна загадка. С этим я и заснул.  После завтрака Варвара мне предложила прогуляться по бору. Я согласился. Эти прогулки  продолжались ежедневно до конца моего пребывания в санатории.  Как-то буднично, постепенно  каждый из нас рассказал о своей жизни.  Во время прогулки мы обнаружили заброшенное трёхэтажное здание  с выбитыми окнами среди зарослей кустарника. К нему по утрам на шикарных машинах собиралась странная публика. Они переодевались в камуфляж, делились на две  команды, вооружаясь какими-то странными предметами, и начинали войну. Иногда из здания доносились вопли и крики: «Я его убил».  О таком виде развлечения взрослых мужиков я не знал. Варвара тоже. Оказывается, их оружие стреляло краской, и после схватки они долго друг с другом спорили, кто из них, кто был убит, а кто легко или тяжело ранен. Варвара, посмотрев на всё это сказала: «Бесятся нувориши от безделья. Одного я узнала в лицо. Это владелец крупной фирмы. Ему деньги девать некуда». Я подошёл к одному молодому парню, садящемуся в «мерседес» и спросил: «Как можно записаться в их клуб и поиграть в их игры. Он внимательно на меня посмотрел и любезно ответил: «Наш клуб закрытый. Попасть Вы  в него можете только по рекомендации трёх человек. Один из них должен быть обязательно членом правительства»  - «А если у меня на счету миллионы?» - « Это аргумент в Вашу пользу, но не единственный».  Варвара потянула меня за руку и сказала: «Вас туда и по возрасту не примут. Пошли дальше гулять».
      Когда она узнала, что я не крещёный, то тут же загорелась  желанием окрестить меня на подворье  патриарха.  Я дал согласие, поскольку верил в наличие высшего разума, хотя  не жаловал наземных его посредников. Она пошла на подворье, всё разузнала и рано утром ещё до завтрака привела меня в отдельный домик на подворье. Там уже собралась приличная очередь желающих покреститься. И состояла она в основном из младенцев на руках мамаш и папаш. Я в этой очереди  был самым старшим. Пока мы ожидали начала  процедуры  подкатил шикарный БМВ, из него вышел красивый батюшка и пошёл мимо нашей очереди (об этой встрече я уже писал).  Женщины ему кланялись, он им улыбался и крестил их. Когда он проходил мимо нас с Варварой, я неожиданно для самого себя ляпнул: « Батюшка, а БМВ-то у Вас куплен на подношения верующих?»   Он  зло зыркнул на меня  и, не говоря ни слова, ушёл в подворье.  – «Вы  чё, очумели? - возмутилась Варвара -  это же митрополит Кирилл. Вот если он придёт крестить, то он Вас в купели утопит». Я не на шутку испугался. Но крестил нас молодой симпатичный попик. Я ему сказал, что у меня больное сердце, и меня нельзя с головой в купель окунать. – «Ничего, сын мой, мы это знаем, польём Вам из кувшина  на голову. А окунать не будем». Процедура завершилась  получением документа, который я храню  по  сей день и надеюсь предъявить в соответствующие инстанции. Это мероприятие, которое организовала Варвара, мы скромно отметили в её номере бутылочкой коньяка. И перед тем, как мы расстались, она мне сказала: «Возможно, у Вас были мысли и поползновения переспать со мной, то теперь это невозможно.  Я теперь отвечаю за Вас перед Богом».
       Тут надо сделать небольшое отступление.  Некоторое время назад  всплыла правда, которую скрывала моя жена с момента оформления нашего брака в ЗАГСе. Сама по себе эта правда тогда не повлияла бы ни на что. Я бы, конечно, не отказался взять её в жёны. Но вот 25 лет спустя, узнав  её, эту правду,  я взбеленился и потребовал у неё извинений. Но извинения не последовало, и я, оскорблённый обманом,   решил расстаться со своей женой. Быстро продав  подмосковную дачу, которая стоила мне много труда, средств и даже  унижений, я решил уехать в Сочи, где жила моя дочь. К тому моменту я владел тойотой –камри и собакой Терезой.  Мои планы сводились к следующему. На вырученные деньги купить квартиру в Сочи и пригласить туда для совместного проживания одну сибирячку. Планы начали свершаться.  Вскоре  я стал владельцем достраивающейся однокомнатной квартиры, пригласил Татьяну на смотрины квартиры.  И заметил, что она не очень довольна  ею.  Но, тут случилось непредвиденное. Эта Татьяна окрысилась на мою любимую собаку, чего я вынести никак не мог. И наш союз не состоялся.  Вскоре я понял, что моим родственникам в этой бурной жизни совсем не до меня.  И решил вернуться в Москву. В том же составе: машина, Тереза и я. С женой наши отношения сложились как сугубо соседские.  Вот в этот период своей жизни я встретился с Варварой Степановной.  Конечно, проскакивала мысль, не связаться ли серьёзно с Варварой.  Но, вот крестины я воспринимал всерьёз, и после них у меня подобных мыслей уже не возникало.
    После санатория мы часто с ней перезванивались, но не встречались. Однажды она мне позвонила и сказала, что  хочет сдать квартиру в Москве и уехать жить постоянно на свою дачу.  И если я могу, то  она  попросила бы меня перевезти книги на дачу.  – «А  как с мебелью и утварью?» - спросил я.  – «Это я всё оставляю квартирантам. Там на даче у меня всё есть».  В следующую субботу я приехал на своей  камри к Курскому вокзалу. Мы под завязку загрузили машину книгами и поехали  в строну Егорьевска. Я обратил внимание на то, что книги были в основном по истории и дипломатии.  – «Вы, что, В.С. , любите историю?»   - «Да нет, ничего я не люблю эту историю. Каждую книгу в руках держал мой муж. Это память  о нём. Я не могу их выбросить». Такой ответ прибавил  моего уважения к этой женщине.
      Сказать, что меня поразила фазенда крёстной,  этого мало. Всё, что я увидел,  смахивало на помещичью усадьбу. Двухэтажный дом с мансардой, тёплым гаражом, сауной. В другом конце усадьбы  гостевой домик, а рядом с ним  русская баня. Приличный фруктовый сад, две теплицы и несколько грядок для мелочи. Но, больше всего меня поразило, как инженера, всевозможные  технические устройства,  как в самом доме, так и  во всём поместье. Мы разгрузили книги, она пригласила меня поужинать.  -  «Сейчас мы выпьем коньячку, и, конечно, Вам не стоит возвращаться. Завтра уедете». Наш ужин затянулся до поздней ночи. Много интересного я услышал из уст Варвары.  На мой вопрос: «Как это Вы в одиночку смогли отстроить такую фазенду?»  Последовал поразивший меня ответ: «Имея на руках 15-летнего сына и квартиру,  я оказалась в страшном положении,  с мизерной зарплатой, которой не хватало даже на еду, не говоря уж об одежде. Моя институтская подруга, живущая в Брянске, предложила мне стать челночницей,  и не абы какой, как многие, а возить из Вьетнама  плетёную мебель. Первый наш вояж принёс приличный доход.  И  следующую поездку во Вьетнам мы осуществили во главе отряда нанятых нами таких же баб.  Тут уже запахло большими деньгами.   – «А кто же эти изделия покупал?»  - «С руками отрывала нарождающаяся элита. Им же нужно было обставлять загородные замки». Я,  услышав эти слова, вспомнил, как в далёком 1962 году купил у одного старика два плетёных стула, которые служат  по сей день. Лёгкие, как пушинка, прочные и удобные.  – «А что же Вы свою фазенду не обставили такой мебелью?- спросил я. – «Не успела. Хотя одно кресло стоит на 2 этаже в спальне. Хотите посмотреть?»  Кресло оказалось очень красивым и удобным .   – «Благодаря сотням таких кресел, я вот это всё и построила». – «А почему Вы свернули этот бизнес?» - «Заставили. Кому-то более высокостоящему он приглянулся. Две наши девчонки не послушались и сгинули, не доехав до Вьетнама. А мне теперь этот бизнес и не нужен. Я скромно работаю. Мне осталось полтора года до пенсии». Выяснилось, что она работает завхозом на московском заводе шампанских вин. – «Как только сдам квартиру, буду увольняться и сидеть здесь на даче. Заниматься садом, огородом».  – «Так на пенсию же не проживёте, - заявил я.  Она хитро улыбнулась и сказала: «Не учите меня жить. Могу Вас поучить». 
           Какое-то время спустя, моя крёстная попросила меня на машине забрать её личные причиндалы, находящиеся на том самом заводе. Она оттуда увольнялась. Я согласился и в назначенное время приехал на этот завод. В проходной был приготовлен для меня пропуск. Подъехав к административному зданию, я увидел Варвару и какого-то мужичка. Они показали мне, где остановиться и стали загружать в машину  всякие штуки, среди которых было 2 ящика шампанского. Варвара села  рядом со мной и сказала: «Поехали». – «А пропуск?»- спрашиваю я. На что услышал в ответ: «Будем прорываться».  Надо сказать, что тойота моя была чисто японская, праворульная. И Варвара, сидя слева,  показала в окно свою мордашку, охранник увидел её и поднял шлагбаум. Выехав на кольцевую, я её спросил: «А что бы было, если бы стали проверять машину?»  - «Я бы всё взяла на себя». – «И чтобы это Вы взяли на себя?»  - «Ну не больше пары лет лагерей. Мелкое воровство».  – «Вы шутите?!»  -  « А Вы знаете, кто хозяин этого завода? Им владеет дагестанская  мафия. Тут воруют не ящиками, а вагонами». – «И Вы обо всём этом знаете?- спросил я.  – «Не только знаю, но участвовать уже больше не буду». – «Да…»,-  вслух протянул я, - Красиво выглядело бы, если бы мои коллеги по академии узнали, что я ворую шампанское с завода».  – «Надеюсь, что пару передачек  Вы бы  мне в случае чего принесли». Уже подъезжая  к её особняку, я спросил её о сыне. – «Я с ним не общаюсь после того как он потребовал переписать эту усадьбу на его имя. Связался с какой-то «прости господи». Видимо, она его настраивает против меня. А ведь я ему купила двухкомнатную квартиру».
До конца этого лета я несколько раз по пути на рыбалку заезжал к Варваре, которая жила здесь постоянно. Иногда привозил ей рыбу,  и почти всегда  она меня угощала сытным обедом или ужином.  Она обзавелась помощницей, и они содержали сад и огород в идеальном порядке.  Однажды Варвара попросила меня  включить нагрев сауны. И тут я споткнулся, обнаружив явную инженерную ошибку в схеме электропитания,  о чём ей и сообщил. Спросил, кто монтировал эту проводку.  Она сказала, что её двоюродный племянник,  засекреченный военный,  присылал целую бригаду для монтажа.  Монтаж был так тщательно сделан, только немцы на такое способны, и я засомневался в правильности  своего вывода. Проверил ещё раз тестером всю проводку и заявил, что если  она хочет устроить пожар, то может включать систему.  Варвара засомневалась в моих знаниях и, видимо, позвонила своему племяннику.  К вечеру Павел  приехал  с каким-то штатским. Выглядел он усталым и худым. Ему было около 40 лет. Так мы с ним познакомились.  Мне он  сразу понравился,   он относился к тем людям, которые при первой  же встрече  располагают к себе. Его помощник прозвонил всю проводку и согласился со мной. По этому поводу мы немного выпили, племянник неожиданно быстро захмелел и стал рассказывать, как он участвовал в операции по уничтожению Масхадова. Варвара в ужасе пыталась его остановить,  и он произнёс:  «Тётя, кончайте дурью  маяться. Ничего они со мной не сделают. Не успеют». Утром мы распрощались. А недели две спустя Варвара попросила меня срочно приехать, не объясняя причины.   Там я застал целую компанию уже сидящую за столом. Было 2 женщины Варвариного возраста и молодая женщина с девочкой лет восьми. Эта женщина была вся в чёрном. Оказалось, что я попал на поминки  по Павлу, который умер от рака   9 дней назад.  Он был в звании полковника. А молодая женщина в чёрном  была его вдовой.   Судя  по разговорам за столом, эти две женщины и Варвара были не просто  с ним знакомы, а были в какой-то степени связаны с его работой.  Не случайно же Варвара без всякого страха украла 2 ящика шампанского с завода. Эти мои подозрения в дальнейшем не подтвердились.  Но настороженность по отношению к ним у меня осталась.  Вскоре мне пришлось опять приехать уже по другой причине. Наше Ново-Косинское начальство ( Ново-Косино - район Москвы) решило сносить так называемые ракушки, заполонившее все дворы. И я остался без гаража. Варвара разрешила поставить на зиму мою тойоту в её усадьбе. В этот приезд я опять застал у неё в гостях  тех двух дам, которые были на поминках. А за 2 недели до этого Варвара по телефону меня спросила,не определился ли   я в отношениях со своей так называемой женой.  – «Вы никак мне невесту нашли? - спросил я.   – «Что-то вроде того». И когда я увидел этих дам, стал соображать, которая из них невеста.  Одна из них Инна Александровна, более симпатичная, обратилась ко мне с таким вопросом: «У Вашей Терезы есть родословная?»  - « До десятого колена», - ответил я.   – «Так у меня для неё есть жених. Не знаю, говорила ли Вам Варвара, что я занимаюсь собаководством. И мы  с Вами могли бы неплохо заработать. Щенки ягдтерьера  сейчас в большой моде».  – «Извините, но подобное предложение я уже однажды отверг. Моей девице сегодня уже семь лет. И вряд ли роды ей пойдут на пользу». Вторая дама слегка округлых форм и с привлекательным грудным голосом оказалась майором в отставке. Её и прочила Варвара мне в суженые. Но когда она спросила, что такое член-корреспондент, и я ей рассказал мой любимый анекдот, про собачью свадьбу,  я понял, что  интерес её ко мне пропал. Но самое  смешное случилось  к вечеру, Варвара, слегка захмелев, потребовала от меня включить сауну. Я, не мудрствуя лукаво, пообрезал  все хитросплетения проводов и на живую подключил  ТЭНы. Когда температура в сауне поднялась до 130 градусов, эта троица подалась туда.  Пригласили и меня, но я скромно отказался. Вечер закончился хорошей попойкой этих дам. И когда Варвара попросила меня  достать из подвала пару бутылок шампанского, я был поражён и размерами этого подвала, и  его содержимым.  Чего там только не было… Громадные бочки с красками и лаками, канистры со спиртом, ящики с коньяком и шампанским, рулоны ковров и даже какие-то картины в рамах.      Всё это богатство она,  наверняка, спёрла на своей работе. Это ж надо, какая смелая у меня крёстная. 
       Второй год нашего знакомства начался с того, что она попросила меня свозить её на родину в Брянскую область на могилки родителей. Отказать я ей в этом не мог. И сразу после майских праздников отправились в районный центр  N. Она заявила, что все расходы по этой экспедиции берёт на себя. Нас встретила очень радушно её школьная подруга, пригласила к столу и объявила первый тост за то, что Варвара нашла свою половину.  Варвара промолчала, я тоже. На спать в другую комнату.  Наутро мы поехали километров  за 10 на погост. Почти у самого кладбища стояла убогая хатка.  Как оказалось, там жила ещё одна её одноклассница. В отличие от первой, которая работала зоотехником на птицефабрике и выглядела ровесницей Варвары, эта была, видимо, была настолько изношена жизнью, что казалась древней старухой.  Варвара меня предупредила, что эта женщина живёт с сыном. И с сыном не всё в порядке. Мы зашли в дом, где было очень чисто и пусто.  Никакой мебели, кроме  стола и двух лавок.  Увидев Варвару, эта женщина расплакалась,  поздоровалась, пригласила нас  к столу, но Варвара, передав ей все подарки, которые она привезла, в основном продукты, предложила пойти сразу на кладбище.  Когда мы уходили, из-за печки вышел парень  лет 35 в спортивных штанах, босиком, с хорошо развитой мускулатурой и обратился к Варваре с такими словами: «Тётя Варя, а Вы привезли то, о чём я Вас просил?»   - «Да, Саша, привезла. Но моя сумка в машине. Будем с кладбища возвращаться, я тебе отдам».  Мы прошли через всё кладбище, которое было довольно большим и старым. На взгорке, поросшем могучими соснами, стояло несколько мраморных памятников над ухоженными могилами в оградках.  Женщины  выложили на небольшой столик две бутылки напитка, закуски и приготовились помянуть лежащих. Я обратил внимание на то, что   дата кончины на всех трёх  надгробьях была одна и та же. На мой вопрос, как они скончались в один день, был ответ - их расстреляли фашисты, отступая в 1944 году.  Я прикинул в уме, сколько же было тогда  Варваре лет. Получалось, что было года 3-4.  Ох и хлебнула она, видимо, лиха в своей жизни. Женщины, выпив по рюмке, кинулись в воспоминания.  А я  стал ходить поблизости  и смотреть на другие надгробья.  Попались ещё три могилки с одинаковой датой захоронения.  И тут я вздрогнул, когда за моей спиной раздался голос: «А вот это мои одноклассники».   Обернувшись, я увидел того самого Сашу, одетого  в джинсы и пиджак, на котором висел орден  Красной звезды.  Мы разговорились. Оказалось, что эти ребята - жертвы афганской войны, его одноклассники.  – «Как же они погибли?- спросил я.  – « Их бронетранспортёр подорвался  на фугасе». – « А ты кем воевал?»  - «В разведроте».  – «А орден за что?»  - «Спас командира». На другие мои вопросы, он  не ответил, сказал, что не хочет на эту тему говорить.   Мы вернулись к женщинам, а они оживлённо  обсуждали бизнес-проект.  Он касался  сбора и сбыта корней хрена, что меня очень заинтересовало. Тут надо сделать ещё одно отступление. Ещё работая в институте , я познакомился с одним интересным человеком. Он многие годы возглавлял колхоз, но после горбачёвско-ельцинских реформ этот колхоз приказал долго жить.    И чтобы как-то продержаться на плаву этот предприимчивый мужик засеял несколько гектаров хреном особого сорта.    И корни его  стал сбывать во Францию, спасая преданных ему крестьян от голодухи. Вроде бы французы из нашего хрена делали противораковый препарат.  Я сдуру взял у него несколько корешков и посадил у себя на даче, и через два года угол моего участка принадлежал уже не мне. От покупателей дачи я скрыл этот факт.  Но  приправлять пищу хреном я люблю с малолетства.
       Когда   мы возвращались с кладбища, я спросил у Вариной подруги, нельзя  ли мне накопать  немного хрена. – «Да мы Вам завтра хоть целый мешок накопаем». Причина остаться до завтра появилась.  На другой день рано утром бригада в составе Варвары, её подруг  прибыла на огромное поле, где уже копошилось несколько человек. Мы, действительно,  очень быстро накопали  с пуд корней хрена.  Заехали на небольшую речушку, где его отмыли,  и мы с Варварой отбыли в Москву.  Мне не терпелось расспросить её про Сашу. Почему он не завёл семью и так убого живёт.  Варвара взяла с меня слово, что  я не должен никому передавать то, что она мне скажет. И рассказала, что Саша побывал ещё и в Чечне и оттуда вернулся инвалидом.  – «И не просто не может иметь детей, но ему их нечем делать. Хохлушка-снайперша  отстрелила всё его мужское  естество. Вы, наверное, и так догадаетесь, что я ему передавала». – « Но, это же стоит огромных денег» -  заявил я. – « Выручает то самое поле, где мы только что были. Но, мне кажется, что он и его мать долго не протянут. Она же с ранней весны до поздней осени ковыряется на этом поле, пытаясь побольше   заработать».  Варвара как в воду глядела. Ранней осенью она опять попросила меня съездить на её родину. Там прибавились две могилки. Её подруги и Саши, который наложил на себя руки.
   В эту зиму моя тойота уже нашла приют в Бобруйске в гараже  брата моей жены. И не случайно  мы всё чаще стали обсуждать вопрос о переезде в  Беларусь, где я провёл детство и юность, а у жены жили все родственники.  Но меня ещё сдерживала  в Москве очень нравившаяся мне работа   в  Тимирязевке и  в Академии кадрового обеспечения  АПК, где я читал лекции.
         Ранней весной звонит моя крёстная  и приглашает меня на всё лето на свою фазенду. Меня это  устраивало по двум причинам. От её дачи  до любимого рыбного озера всего 30 км. Кроме того наличие бани  очень меня привлекало. Мне было предложено жить в гостевом домике и  питаться вместе с хозяйкой.   Я с Терезой на тойоте в начале мая  приехал туда.  Хозяйка попросила меня, чтобы моя любимая собачонка не шастала по её дому.  В штате моей крёстной оказалась  дама лет 50 на правах домработницы.  Как выяснилось, это бывшая учительница  с Юга, разведённая. Она сразу стала оказывать мне недвусмысленные знаки внимания, что не укрылось от глаз хозяйки. Но учительница была не  в моём вкусе, и я остался равнодушен.  Варвара, видимо, решила, что тяжёлая работа утихомирит темперамент её помощницы и заставила её покрасить по периметру забор усадьбы.    Меня же она попросила выбрать зелёную краску в подвале. Я нашёл две  50-литровых пластиковых канистры с хорошей нитрокраской. И  когда я их отодвинул от стены, то обнаружил странный прибор. Любопытство  являлось основным  свойством моей натуры и остаётся до сих пор.   В ранней юности я увлекался радиолюбительством. Сам собирал детекторные приёмники, и высшей точкой моего мастерства был передатчик, с помощью которого  я с друзьями  транслировал в эфир на майские праздники похабные  частушки.   Обнаруженный  прибор имел небольшую антенну, но ни на приёмник, ни на  передатчик не был похож. Я позвал Варвару. Она спустилась в подвал и, увидев этот прибор, как-то смутилась.  – «Эту штуку Павел  попросил меня спрятать, а теперь её надо или выкинуть или куда-то отдать».  Потом она вдруг сказала: «Он ведь был в команде Рохлина». Историю этого  генерала вы, видимо, знаете.   Прибор я, конечно, не выбросил, а положил в багажник своей машины. В тот раз я обнаружил классный пульверизатор в  упаковке и решил помочь учителке в покраске забора. Дождавшись отъезда Варвары в город,    я настроил его и за  полдня  сделал то, что эта несчастная «малярша» делала уже  3дня.  Правда, и краски ушло в 3 раза больше, но её запасы были не ограничены.  Увидев завершённую работу, Варвара мне сказала: «Зря Вы этой корове помогаете. Ещё и надышались всякой   гадостью, наверняка. А пульверизатор, который Вы взяли без спроса, принадлежит не мне. Так что, покупайте новый, а этот можете взять себе».   Этот небольшой конфликт  сгладила моя Тереза, принеся на крыльцо дома двух задушенных кротов, с которыми Варвара вела борьбу уже не один год без всякого результата.  Тереза была награждена сахарной косточкой.  Но, через несколько  прекрасных летних дней, разразился грандиозный скандал. Я как раз пил кофе, когда услышал крики, визг и лай. Выскочил из домика и увидел такую картину. Варвара  с   палкой от граблей  отбивается от Терезы, а та явно пытается её укусить. Обычно моя собака дружелюбна  с людьми.  Единственный раз в жизни  в поезде она укусила женщину, которая хотела поправить одеяло на моей полке, когда я спал.  А тут кидается на хозяйку. Я её окликнул, схватил за ошейник,  отвёл в домик и вернулся  к месту конфликта.  Варвара сидела на крыльце и горько плакала.     – « Что случилось?  Она Вас укусила что ли?». – «Посмотрите вон на ландыши»,  -  сказала она.  Среди многообразия цветов в усадьбе клумба цветущих ландышей была особой гордостью моей крёстной.  И надо же было такому случиться, что в этой клумбе Тереза унюхала крота. То, что делает норная собака в поисках зверя, передать словами трудно. Клумба фактически перестала существовать. Когда Варвара увидела это безобразие, то у неё зашлось сердце, и она  бездумно набросилась на невинную собаку, выполняющую свой долг. Но, Тереза не терпела насилия над собой.  – «Чтобы я эту собаку, гуляющей по усадьбе не видела. Только на поводке возле домика».
       В очередной раз внутри меня щёлкнул какой-то тумблер (http://proza.ru/2024/04/20/1191) и вечером с Терезой, забрав свои пожитки, не попрощавшись,  уехал восвояси.
     Перед самым отъездом ко мне подошла учителка и  предложила мне поехать с ней на Юг и наказать Варвару за то, что она меня так оскорбила. При  этом она  прошептала мне, что она знает, где лежат побрякушки  «этой стервы».  Я не сказал ни слова, пробурчал что-то невнятное и выехал на Егорьевское шоссе. Там остановился у магазина, набрал номер Варвары  на сотовом и сказал: «Проверьте свои драгоценности». Она начала  что-то говорить, но я не слушая, отключил телефон.
   На другое утро она мне позвонила и стала извиняться  за этот скандал.  Я, конечно, сказал, что зла на неё не держу и хотел бы остаться  с ней в дружеских отношениях, но планы мои изменились. И я в срочном порядке уезжаю в Белоруссию.  – «Может быть, Вы передумаете?» На что я твёрдо сказал, что нет, не передумаю. Я, действительно уехал на всё лето в Белоруссию. И провёл  лето на рыбалках, походах за грибами. Везде меня сопровождала моя любимая собака. А окружающая публика была предупреждена моей супругой, что Тереза у этого «старого дурака» в особом статусе.  Вернувшись в Москву осенью,  я позвонил Варваре, поздравил её с праздником Покровом Богородицы. Похоже, что она обрадовалась моему звонку и пригласила в гости.  Но, я, сославшись на занятость в академии, не поехал. Готовя  машину к консервации,  обнаружил тот самый прибор и отнёс его в лабораторию к одному толковому парнишке, попросив выяснить, для чего он предназначен. Через неделю, он,  встретив меня в коридоре, отозвал в сторонку и сказал: «Это дистанционный взрыватель и лучше бы его где-нибудь прикопать». Я тут же вспомнил Павла и подумал,  что, видимо, этот полковник в  связи со своей смертью не успел сделать что-то грандиозное.
   Теперь мои отношения с крёстной сводились только к нечастым звонкам по случаю  религиозных праздников.   В ноябре 2010 года, прочитав последнюю лекцию и похоронив свою любимую Терезу, твёрдо решил убираться из столицы, что вскоре и сделал.  Общение по телефону с Варварой продолжалось.  Потом ковид, закрыл мне путь в Москву. И, когда я выкарабкался из его лап и захотел поздравить свою крёстную с Пасхой, то ни по сотовому, ни по   городскому телефону   мне никто не ответил. Последующие многократные попытки  дозвониться были безрезультатны.   По прошествии 10 лет я не могу забыть и не забуду свою крёстную, которая приблизила меня к Богу, познакомила  с прекрасными людьми глубинки.   В памяти моей эта умная, сильная  женщина,   сумевшая в трудную годину выстоять, видимо, останется навсегда.   
 19.04.2024 г. Минск


Рецензии