Что есть в названии твоем, наш город Курск?

Еще Москва качалась в колыбели,
А Курск уже сражался за Москву.
Н. Сидоренко

«Откуда есть пошла земля Русская?» – будто бы однажды задался вопросом и затем сам попытался ответить на него монах-летописец Нестор в «Повести временных лет». Подражая ему, скорее бессознательно, чем осознанно, многие из нас, не раз спрашивали себя, откуда взялось название города Курска, в котором мы живем. И, надо сказать, как-то отвечали…
Традиционно принято говорить и писать, что названия населенных пунктов часто происходят от названий рек либо речек, на которых они расположены. Но тогда закономерен вопрос: как возникло название реки, давшей имя городу, селу? И на такой вопрос есть ответ. Так, во второй половине ХХ века известные курские краеведы Ю.А. Александров-Липкинг и В.Н. Самсонов в статье «Курск – древний русский город» по данному поводу пишут: «Само же имя реки «Кур» очень древнее. Возникло оно не позже 1-го тысячелетия до нашей эры. В то время по всей восточной части нашей области, в том числе и там, где берет начало Кур, проживали племена, говорящие на языке североиранской группы, входящей в индоевропейскую семью языков, то есть отдаленно родственным и славянским, тоже индоевропейским. Слово «кур» и «курас» у ираноязычных и славянских народов издавна обозначало «петух». Видимо, «кур» – «петух» дал название реки, а в дальнейшем и городу».
И тут мы сделаем некоторое обобщение об индоевропейском или, проще говоря, арийском происхождении этого слова, связанного у древних народов с культом солнца, света. Как отмечает один из авторов «Энциклопедии для детей» И. Лебедев, «в большинстве культур его (кура – петуха) связывают с высшими солнечными божествами – Митрой, Ахурамаздой, Аматэрасу, Меркурием, Марсом… Петух считался вестником солнца. В Древнем Египте этих птиц держали в посвященных солнцу храмах, причисляя их к божественным существам. У древних евреев петух – символ «третьей стражи ночи» (от полуночи до рассвета). В китайской мифологии он сопровождает солнце в его движении по небу… Многочисленность традиций, связывающих кур с солнцем, наводит на мысль, что эта связь может прослеживаться и в языке – в названиях птицы, общий  корень которых происходит от слова «солнце». Поэтому кажется правдоподобным, что корень «кур» (и все родственные формы) ведёт начало от праиндоевропейского «ур», означающего одновременно «солнце», «божество», «небесный огонь» и тому подобное… Таким образом, вполне можно допустить, что «кур» и его славянское производное «курица» означают «солнечное», «солнечник» или нечто подобное».
Почему «кур-петух» по данной версии послужило названию небольшой реки, неизвестно – эта тайна за семью печатями…
Но вот в последнее время на страницах Интернета, в том числе на Дзене, все больше и больше появляется статей о гиперборейской или, проще говоря,  северной, возможно, заполярной прародине предков ариев и русов. Согласно их теории, прапредки и предки ариев и русов, будучи пока представителями единой предковой общности, подчиняясь климатическим условиям, в течение нескольких тысячелетий двигались с севера на юг. По ходу своего движения они давали названия водным объектам – рекам речкам и озерам, как большим, так и малым – по именам их богов. И около 4500-5000 лет назад, находясь уже на Русской или Восточно-Европейской равнине, разделились на русов и ариев. Разделившись, русы – частично остались на месте, а частично мигрировали до Причерноморья и Кавказа. А арии двинулись частично на восток, в Сибирь, частично – на юг. В конечном результате они дошли до Индии и Персии (Ирана). И опять по ходу движения арии и русы давали привычные им названия водным объектам – Ганг, Индра, Шива, Рама, Яма и другие. Возможно, среди них был и Кур… Известный приверженец теории пребывания предков ариев и русов на территории Русской равнины Борис Новицкий в одной из своих многочисленных статей на данную тему сообщает, что «индоевропейская гидронимия Русской равнины, особенной северной ее части, многого стоит». По его данным, только озер и рек с названием Гангоозеро (10 объектов), Шива (11), Рама (8), Инду (21), Сурья (12), Сита (9),Сула (11), Сара (11).
Позже часть русов возвратилась к прежним местам своего обетования, то есть на Русскую равнину. А некоторая их часть двинулась дальше – до современного Балтийского моря. Но по пути своего следования они оставили следы пребывания в названиях рек и озер, имеющих корневую основу «рус/рос/рас» – Рось, Роса, Росса, Руса, Урусь. (Кстати, на санскрите «rasa» – вода, жидкость, влага. А упоминаемая в «Ригведе» северная река Rasа, многими исследователями отождествляют с Волгой.) А вот название реки Нерусса, протекающей по терри¬тории современных Курской и Брянской областей, прямо указывает на то, что она принад¬лежала не роду Руса, а иному… И название это, возможно, имеет более позднее происхождение, чем Рось, Роса и прочие.
И здесь, как нельзя лучше, приходит на память «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» из Хронографа 1679 года или лета 7188 от сотворения мира , причем с датировкой событий. Согласно текстам «Сказания…», в лето 2244 от сотворения света, что стоит рассматривать как сотворения мира (мир, свет – синонимы) или в 3264/65 году до новой эры земля была поделена на три части трем сыновьям спасшегося от потопа Ноя – Симу. Хаму и Афету (Иафету). Через какое-то время потомки Афета – Скиф и Зардан расселились в Причерноморье, и от них пошла Великая Скифия. От Скифа произошли его дети: Словен, Рус, Болгар, Коман и Истр. Так как места всем было мало, между родами началась междоусобица. По этой причине Словен и Рус в 3099 году от сотворения света или в 2409 год до н.э. отправляются на север. Через 14 лет они дошли до озера Моикса, которое сейчас называется Ильмень, в честь сестры Словена и Руса – Илмеры. Далее Словен со своим родом осел на реке Мутной, которая была переименована в честь сына Словена в Волхов. Здесь Словен поставил город Словенск, который в более поздние времена был переименован в Новгород Великий.
Впрочем, небольшая по протяженности речка (ныне вообще ручей) Кур, давшая название городу Курску, не одинока. Только на Курщине имеется несколько речонок с подобным однокоренным названием: Куренка, Большая, Малая и Гнилая Курицы. А через Курск протекает река Тускарь, которая в прежние времена называлась Тускур. Что же касается географического распространения этого гидронима и топонима, то на Кавказе есть река Кура, а в Прибалтике – Куршская коса и народность курши или куру. В средние же века существовало герцогство Курляндское. Много схожих названий рек и местностей на Русском Севере и Новгородщине: Малокурье, Закурье, Тоинокурья, Курея, Курянка, Шенкурск, Курско и даже Курск. Впрочем, о новгородских гидронимах и топонимах с корнем «кур» более обстоятельно и со ссылками на других исследователей пишут в своих работах такие ученые, как А.В. Зорин, А.И. Раздорский и С.П. Щавелев.
«Исходное в нашем рассмотрении слово «курья» и производные от него названия, – сообщают они, – с глубокой древности фигурируют среди народных географических терминов и севера («кур», «курейка»), и юга («курка», «курь», «кура») России в качестве «общего названия небольших безымянных рек», а особенно их стариц, отмелей. Составленные по писцовым книгам конца XV— начала XVI вв. списки селений и урочищ Новгородской земли насчитывают сотни названий, явно родственных южной топонимической связке «Кур — Курск». В одной только Шелонской пятине это Курецкий погост, деревни Курашъ, Кургова гора, Курецко, Курея, Курохново, Куриково, Курино, Куровичи, Курово, Куровка, Курково, Курухново, Курышино, Курьяково, Курьякино и т.п.; починки Куриско, Курчев Репок и т.п.; озеро Куровское; Куростров; наконец, два села, прямо именуемые Кур(ь)ск, одно из которых располагалось на р. Курее. А в довершение всего этого ряда однокоренных топонимов – д. Курско на р. Курянке». Из поселений Деревской пятины называют они «Курской погост, Курской присуд; «селцо Старокурско на р. Ловоть». И опять же со ссылками на других исследователей делают вывод: «Археологические разведки по местам, отмеченным на Новгородчине ее писцовыми книгами позднего Средневековья  дают основание возводить многие из этих центров к рубежу I и II тыс. н. э., когда происходило славянорусское покорение – «окняжение» данных территорий».
Естественно, их видение рассматриваемой проблемы, особенно в части датирования времени, не вписывается в теорию Б. Новицкого и других авторов о движении прапредков ариев и русов (русо-славян) с севера на юг, а также на восток и запад. Но А.В. Зорин, А.И. Раздорский и С.П. Щавелев являются приверженцами официальной исторической науки, а Б. Новицкий – ярый приверженец набирающего силу альтернативного видения отечественной истории на основе теории ДНК-генеалогии, выдвинутой ученым А. Клёсовым.
Возвращаясь же к нашему Курску, отметим, что у него на Курской земле есть «меньшие топонимические родичи» – села Куркино и Курасово, а еще деревня Курица. Но эти «родичи», по-видимому, производные более позднего времени – XVI-XVII веков, когда после долгого монголо-татарского нашествия и литовско-польского владения землями нашего края, приведшего к его тотальному опустошению, вновь началось заселение. При этом в числе первых поселенцев были служилые «по отечеству» и «по прибору» (по найму) людьми. (Из служилых «по отечеству» – боярских детей и дворян – образуется класс помещиков, а из служилых «по прибору» – однодворцы.)
Среди версий названия древнего Курска, получившего свое имя по названию речки Кур, возникшего будто бы от ираноязычного «курас» или от славянского слова «курья», обозначающее заводь, тихий залив, есть и другие. Среди других называются  балтийское, финно-угорское, тюркское происхождение слова «кур». Так автор книги «Надписи на карте» В.А. Прохоров предлагает версию, что данное название возникло от названия одного из небольшого прибалтийского племени куру. Автор книги «Тайна происхождения Древней Руси» А.Ф. Студенцов, исследуя вопрос сарматской топонимики на Новгородской земле и в Белозерско-Вологодском регионе, приходит к выводу, что «кур» – это «рыть ход», «канал», а «Курск» – «печь для обжига». В какой-то мере с версией А. Студенцова солидарен и известный курский краевед и литератор Н.В. Борисов, который связывает возникновение этого названия с процессом выплавления – «курения» – на берегах реки железа – крицы – из болотной руды. Не безынтересна для читателя будет и версия другого курского краеведа Анатолия Бирюкова. Он работая над расшифровкой славянских рун или руниц, приходит к выводу, что в слове «Курск»«руна «ку» на языке древних курян означала «корм», «пища», а руна «ра»  – «свет», «солнце». Следовательно, Курск в сочетание двух рун – «пища для солнца». «Нагретая солнечным теплом вода испарялась, по-русски «курилась», – пишет А. Бирюков, разъясняя попутно понятие «курилась», отличное от интерпретации этого слова другими авторами, –  что давало повод считать пар «пищей» солнца… Руна «ск» у праславян обозначала «крепость». Отсюда Москва, Изборск, Севск, Рыльск, Ратск. Слово «Курск» не что иное, как выражение «крепость на реке Куре». Примерно такой же версии о значении слова «кур» придерживается и украинский автор исторических произведений В. Малик, который в примечании к «Слову» о полку Игореве» пишет: «…до кур Тмутороканя» раньше переводили как до «петухов Тмутороканя». И это совершенно не верно. Кур-хан, курган – это городище на холме, обнесенное валом, то есть земляной стеной».
Выше уже была ссылка на статьи в Интернете. Сошлемся еще раз. В Дзене «гуляет» множество работ о некой древней битве на Курукшетре (в переводе с санскрита – Курском поле), запечатленной в  древнеиндийском эпосе. И в одной из этих работ приводятся выдержки из статьи писателя и историка Г. Климова. «Как гласит древнеарийский эпос «»Махабхарата, – сообщает Г. Климов, – в 3102 г. до н.э. на Куру-поле (на санскрите «Курукшетре») произошла великая битва между двоюродными братьями – Пандавами и Кауравами (и те, и другие были потомками Куру или «Каравья»).  В данном случае к названию местности «Куру» просто прибавлялось слово «кшетра», что значило на санскрите «поле».  Таким образом, Курукшетра – буквально означает «поле, земля, родина, страна Куру или Кауравов». Битва на Курукшетре произошла на территории древней прародины ариев. Если судить по текстам «Ригведы», «Махабхараты» и «Авесты», древняя провинция ариев Куру – это черноземные земли на правом берегу реки Дон.  Примерно там, где сегодня города Лиски, Острогожск, Семилуки, Курск».
Еще конкретнее древнюю битву на Курукшетре с нашим Курским краем и топонимикой с основой «кур» связывает исследователь текстов «Махабхараты» Н. Павлищева в книге «Запрещенная Русь». Всего лишь небольшой отрывок из пространного текста о Центральной России: «По «Махабхарате» рядом с городом Варанаси  (по версии Н. Павлищевой – город Воронеж. – Н.П.) был расположен город Хасти (по версии Н. Павлищевой – Костенки. – Н.П.), ставший в 3102 году (до новой эры. – Н.П.) после битвы на Курукшетре (Курском поле) столицей ариев. «Махабхарата» помещает семь стран со священными столицами на землях между Гангой и Ямуной на Курукшетре. Каких только хвалебных эпитетов Курукшетре нет в эпосе!  «Прославленная Курукшетра. Все живые существа, стоит только прийти туда, избавляются от грехов»,  «Кто поселился на Курукшетре, тот никогда не узнает печали». А вывод Н. Павлищева делает таким: «Хотите на Курукшетру? Да ради бога!  Сколько там стоит билет от вашего города до Курска?  Прибавьте еще автобусный билетик до Курского поля – и вы практически в раю. Вполне по карману, если, конечно, не с восточной окраины Чукотки. Курукшетра в дословном переводе и есть «Курское поле».
Таким образом, как видим, топонимы с корневой основой «кур» имели древнеарийское происхождение и существовали более трех тысяч лет до новой эры. И это, в определенной мере, соответствует версии Б. Новицкого и в чем-то перекликается со «Сказанием о Словене и Русе и городе Словенске».
Кроме этого, возможно, не безынтересен и такой факт уже не местного, а так сказать, мирового значения употребления в словах-названиях населенных пунктов корня «кур», что, по-видимому, говорит о сакральном значении этого слова. Например, город (областной центр) Курган в России, Куре и Курасики – города в Японии, Курган-Тюбе – город в Таджикистане, Курессааре – город в Эстонии, Куритиба – город в Бразилии, Курахово – город на Украине и многие другие населенные пункты в других странах.
Вот сколько интересных и по-своему обоснованных версий.
Автор же данной работы, с симпатией относится к теории Б. Новицкого. Она близка по духу понимания истории, к тому же наполнена конкретикой и весьма обоснованна. А, исходя из концепции довольно частого образования гидронимов от имен русо-славянских князей, автор очерка считает, что свое название небольшая, ничем не примечательная речка Кур получила, как было сказано выше, по имени одного из первых русо-арийских вождей, остановившихся в данной местности.
Впрочем, не стоит отрицать и более позднего образования названия реки Кур, давшей название нашему «древнему, но всегда молодому» городу Курску. При миграционных процессах русов (славян) с юга на север оно могло заново возникнуть (возродиться)  и в более поздний период, например, в сармато-антский. Вспомним имена князей этого периода, так или иначе упоминаемых в различных источниках: Рус, Сар, Бус, Кий… Короткие, как удар хлыста. Почему же не быть Куру?!. С веками личность этого вождя забылась, стерлась из памяти потомков, а название водного объекта осталось и послужило основой для названия города.


Рецензии