Не потерянное детство нахимовцев... Книга

«Я не влачу за собой шлейф громкого имени,
но делаю честь тому, которое ношу»

Франсуа Мари Аруэ (Вольтер)


                От автора.

Идея написания автобиографической книги, в которой рассказывается о самом обыкновенном взводе Нахимовского училища, пришла внезапно. Прекрасным поводом для этого послужил сбор нахимовцев 39-го выпуска на его двадцатилетие и грядущий двадцатипятилетний юбилей этого события. Но причиной, как часто случается, было другое. Я давно заметил, что узы дружеских отношений, связывающие выпускников НВМУ, сильнее, чем школьная дружба и товарищество высших учебных заведений, как военных, так и гражданских. Эти узы, как правило, не касаются деловых отношений жизненных хитросплетений и носят чистый, бескорыстный характер времени, когда все проблемы сводились к исправлению неудовлетворительных оценок да возможности сорваться в город в очередное увольнение.
Вот и решил я написать о нашем 43-м классе набора 1985 года. И то сказать, кому другому придет такое в голову? Середина восьмидесятых годов была вовсе не героической, и хотя шла война в Афганистане, но для четырнадцати – пятнадцатилетних ребят она воспринималась как нечто таинственное, романтическое и очень далекое. Время великих потрясений, связанных с назначением на пост Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева, было только – только в самом начале. Да и геополитическая обстановка в мире была относительно спокойной. О чем тут можно писать? Пожалуй, не о чем.
Сейчас, спустя четверть века, когда мы живем уже в другой стране, объективно оценивая достижения выпускников нашего класса, можно констатировать: обычные ребята, кто-то служит, кто-то ушел в коммерцию, одни богаче, другие живут от получки до получки, многие на виду, некоторые затерялись во времени. Нет среди нас крупнозвездных генералов, членов правительства, героев России. Есть бизнесмены средней руки и скромные труженики своего дела. Все как в 85-м, ничего героического. Но что-то нас тянуло все эти годы друг к другу, наверное, те самые узы дружбы. Именно о нахимовской дружбе эта книга.
Так как трудности написания, связанные с малым временным промежутком описываемых событий и желаемым объемом произведения, огрехами памяти из-за давности лет, отсутствием достаточного фотографического материала, я предвидел заранее, была составлена специальная анкета. В ней выпускников 43-го класса просили указать сведения о себе, которые они хотели бы поместить в книгу, с приложением фотографий и, по возможности, воспоминаний о годах, проведенных в Нахимовском училище. Ответственность за рассылку анкет по электронным адресам взял на себя Дмитрий Сабельников, наш нештатный активист-организатор. Тут-то и начались непредвиденные трудности.
Несмотря на то, что анкеты были разосланы почти всем выпускникам нашего класса, и даже на то, что после рассылки некоторые созванивались со мной и Димой и клятвенно обещали прислать сведения о себе, фактически этих обещаний никто не выполнил. Так что описание двухгодичного обучения в Нахимовском училище сделано мною, опираясь, в основном, на собственную память. Наверное, что-то было не совсем так, участником каких-то событий я не был и потому ничего о них не написал. Характеристики нахимовцам, командирам, преподавателям, друзьям, а их здесь около пятидесяти, давал исходя из личных критериев оценки. Заранее прошу извинить меня, если кому-то что-то не понравится, я старался быть объективным, а явный негатив скрашивал или вообще опускал.
Процесс написания был усложнен еще и тем, что постоянно появлялись дополнительные сведения, фотографии, всплывали какие-то воспоминания, в связи с чем приходилось более сотни раз вносить изменения в написанное, переделывать напечатанное. Я понимаю, что для писателя это обычный процесс, но я не отношу себя к таковым. К тому же, очень не люблю и практически никогда не берусь за дела, выполнение которых ставлю в зависимость не только от себя, но и от других людей. Но все же, я готов переделать книгу еще сто раз, лишь бы приходили сведения, в соответствии с которыми можно вносить поправки, улучшающие достоверность написанного. Качество используемого фотографического материала оставляет желать лучшего, но он имеет неоспоримое преимущество перед самыми распрекрасными снимками тем, что все приведенные здесь фото относятся только к нашему классу, в крайнем случае, выпуску.
В этом плане отдельное спасибо хочется сказать Лёне Сурикову, первому и чуть ли не единственному, кто предоставил мне целый диск с фотографиями, сделанными в период 1985 – 2010 годов. Право, имеющихся в моем распоряжении снимков того же периода явно не хватило бы для иллюстрации этой книги.
Совсем не представляю процесс работы над рукописью без главного помощника, вдохновителя, советника и лингвиста – моей жены Наташи. Именно она поддерживала меня, когда все валилось из рук, хотелось все бросить. Она, часами просиживая у компьютера, отыскала множество сведений и фотографий, очень пригодившихся в работе. Будучи по специальности культурологом, Наташа исправляла опечатки, ошибки, иногда стилистику готового материала. К концу работы она безошибочно узнавала по фотографиям всех моих однокашников.
Также приношу благодарность моему отцу д.т.н. профессору, автору нескольких книг по теории физических полей и истории Службы защиты кораблей Пархоменко Владимиру Николаевичу, главному рецензенту материалов этого опуса на этапе работы. Он делал ценные поправки, добавления, вносил конструктивную корректуру.
Большое спасибо моему сыну Кириллу, который, будучи курсантом четвертого курса НУ, по мере сил снабжал меня архивными документами, новыми фотографиями и «горячими» сведениями из училища.   
И, наконец, особую признательность хочу выразить, упомянутому выше, Леониду Сурикову, взявшему на себя финансирование издания небольшого тиража этой книги. Также благодарю его дочь Лену, которая на этапе контакта автор – спонсор – издатель, часто выступала посредником и курьером. Без них мои благие намерения, даже при условии добросовестного и полного завершения взятых на себя обязательств по написанию книги, так бы и остались лишь намерениями.   
Моя работа не носит исследовательский характер, не содержит энциклопедических сведений и углубленных экскурсов в историю. Она написана обычным разговорным языком так, как будто я рассказываю кому-то историю своей жизни в Нахимовском училище, параллельно показывая фотоальбом, исписанный комментариями к снимкам.

                Александр Пархоменко

                Аннотация

В этой книге живым, разговорным языком, автор на примере одного отдельно взятого класса пытается рассказать об условиях жизни и быта нахимовцев 85-го – 87-го годов прошлого века.
Период двухгодичного обучения в ЛНВМУ редко описывался авторами книг о Нахимовском училище и воспринимался ими как нечто несерьезное. Автор, описывая события, участником которых был сам, хочет показать, что два года того времени ничем (кроме срока) не отличались от трех, четырех и семилетнего обучения, а может быть были и посложнее, ведь за более короткий срок надо было получить не менее хорошую военно-морскую и общую подготовку. Дружбу же, зародившуюся за эти два года, выпускники пронесли через все последующие события и годы.
По характеру изложения книга задумывалась, как иллюстрированный фотоальбом с глубокими текстовыми комментариями. Этим объясняется большое количество фотографического материала и сканированных документов.
Книга–альбом, выполненная на автобиографической основе, посвящена нахимовцам 43 класса 39 выпуска и приурочивается к 25-й годовщине этого события. Она предназначена, прежде всего, для прочтения нахимовцами вышеназванного класса, но автор выражает надежду, что книга вызовет живой интерес как у однокашников по выпуску, так и у других читателей.


Рецензии