История одной лекции

Зимой две тысячи восьмого года мне предложили возглавить юридическую службу в айтишной компании. Тогда это был молодой и перспективный бизнес. Руководил фирмой предприниматель Александр Стрельников.

Мы были знакомы и до этого просто общались. И вдруг, он делает предложение, от которого не отказываются. Работать на опережение, устранять проблемы, не доводя  до судебных тяжб - всегда было моим стилем . Этому я старался научить подчиненных.

В ту пору я состоял в творческом кружке единомышленников - православно верующих.
Как большинство неофитов, мы считали, что уже познали Истину. Достаточно только умело рассказать о Ней и мир вокруг начнет меняться.  Компьютерные технологии, которыми занималась фирма,пришлись кстати.

Вскоре был создан сайт под названием "Духовный спецназ," где освещались вопросы, встающие перед ищущими Правды.
Нас было немного, а на постоянной основе, вообще, трое: я, приятель Николай - помощник депутата Госдумы и его супруга Ольга.

В  активе имелось свои  стихи и песни на духовную тему.
Несколько лет я участвовал в фестивалях православной  песни, выступал с концертами на приходах и творческих вечерах. Материала было достаточно.
Теперь мы решили издать книгу и записать музыкальный альбом авторских песен.
Для этого нужны были средства. О своих замыслах я поведал руководителю фирмы, объяснив, что наша деятельность принесет пользу и компании, и ему лично.

Он согласился и финансировал издание книги со стихами, а также запись двух музыкальных альбомов.
Когда у нас появилась печатная продукция, было решено расширять сферу деятельности.
Наиболее доступной формой нам виделось чтение лекций в средних школах Москвы.
Мы решили говорить о правовом воспитании, а затем, понемногу, касаться духовной жизни.

Большая юридическая практика позволяла выступать перед молодежной аудиторией.
Администрация школ одобряла лекции только по юридическим темам.
Мы же придерживались своего плана.
В первой части беседы шло ознакомление подростков с понятием юридической ответственности.

Во второй,  старались затронуть вопросы формирования у ребят мировоззрения,
выясняли, каких взглядов придерживаются они, затем потихоньку переходили к вопросам духовности. Но, если встречали непонимание, сейчас же возвращались на освещение юридической тематики.
После мероприятия, нам, как правило, вручалась почетная грамота с благодарностью.

За год мы посетили более полусотни школ и получили благодарственные  письма не только от департамента образования столицы. Нашу деятельность отметили руководители Госдумы, Московской городской Думы, Русской Православной Церкви.

Похвальные грамоты мы получали в адрес руководителя фирмы и вскоре они не помещались на стенах его рабочего кабинета.
Зато производили нужный эффект, когда проверяющие пожарники, прокуроры, налоговики, видели какую общественную деятельность он развернул, какие высокие лица оценивают его труд.

Работа шла, только главной цели не достигала. Никак не удавалось перейти к откровенному разговору о подлинных истоках малолетней преступности. О процессе правильного воспитания личности, при котором исключается противоправное поведение.

Как только мы пытались расширить эту тему и затронуть её духовную составляющую,  тут же натыкались на протесты учителей.
Но, бывали случаи, когда сами ученики не желали воспринимать такой информации.  Тогда приходилось принимать нестандартные решения.

П




Однажды, в солнечный зимний денек, мне пришлось проводить лекцию в гимназии одному. Находилась она где-то в районе Мичуринского проспекта.
Директор попросил прочесть её в актовом зале, сразу с двумя классами выпускников и тремя девятыми классам.

Он выделил в помощь двух учителей, завуча и предупредил, что аудитория не простая, среди выпускников есть известные фамилии, посоветовал быть начеку и не обращать внимания на вольности ребят.
-Сами понимаете, особый контингент, вынуждены терпеть - тихо прошептал он перед моим выходом.

Актовый зал гимназии скорее походил на концертный. Он был большой, с мягкими, бархатными креслами. На сцене стоял белый рояль, колонки- усилители" Маршал" и студийный микшерский пульт.
Я знаком с музыкальной аппаратурой, знаю её качество и цену. Поэтому, встретив здесь такое оборудование, был удивлен.

Тем временем, зал постепенно наполнялся гимназистами. Все старались сесть подальше от сцены, где располагался я с микрофоном. Учителям стоило большого труда рассадить пять классов. Наконец, пришла пора начинать.
Завуч, высокая, статная женщина объявила тему и представила меня.

Она перечислила регалии, которые я заранее написал на листочке.
Там говорилось, что лекцию проведет юрист- практик, который служил прокуратуре, является федеральным судьёй в отставке. Кроме того, на общественных началах исполняет обязанности помощника депутата Государственной Думы РФ и входит в состав экспертного совета Московской городской думы.

Обычно, после этого, я привык слышать возгласы удивления. На этот раз никакой реакции не последовало.
Публика сидела отрешенная от происходящего. Без конца раздавались звонки на мобильные телефоны и по ним велось общение в полный голос. На замечания учителей мало кто обращал внимания.

Вначале это смутило, но совсем немного. В своё время приходилось выступать в различных аудиториях, вести допросы и беседы с убийцами и насильниками, «ворами в законе».
Рано или поздно, со всеми удавалось находить общий язык.
Поэтому, я начал своё выступление с самых серьёзных вещей - с уголовной ответственности. Буквально, через пять минут понял, что говорю в пустоту.
Всё продолжалось как прежде, каждый был занят своим делом.

Тогда я начал приводить примеры из практики, повел речь о тяжких преступлениях, которые совершали их сверстники, специально подчеркнув, что никому не удалось избежать наказания, не смотря на высокие должности родственников.
Это чуть - чуть изменило положение, некоторые ученики стали слушать, но в целом,
ситуация оставалась прежней.

Особенно меня раздражали три парня, сидевшие во втором ряду. Сразу было видно, что это лидеры гимназии. Все крепкого телосложения, один имел татуировку на руке.
По взглядам, можно было прочесть, что мои старания им  безразличны.
Они развалились в креслах, вытянув ноги, обутые в дорогие кроссовки,
обменивались шутками и нагло улыбались.

Я сделал паузу. Подошел к окну, посмотрел на улицу и подумал:
-Ну, ты и влип.
Такое случилось впервые, аудитория полностью игнорировала меня. Привычные методы не работали. Полномочия отсутствовали. Да и какие тут полномочия. Передо мной всё таки дети, а не преступники. Но переломить ход событий я был не в силах. Ощущение полной безысходности.

Но тут, вдруг, пришло твердое решение. Либо заставлю считаться со мной, либо  лекция будет последней, а мне, как профессионалу - грош цена.
Помню, как я закрыл глаза, и стал повторять :
- Господи, помоги, Господи, помоги....
Больше ничего. Простые слова от всего сердца, спокойно и неспешно....

Сколько я так простоял, сказать трудно.
Вскоре почувствовал, что успокоился, открыл глаза, повернулся и пошел в середину зала.
Мне неведомо до сих пор, откуда возникла история, которую я никогда раньше не слышал.
Рассказ, будто река, плавно истекал из моих уст. Казалось, я только озвучивал чужие мысли.

Для предания трагизма, я попросил выключить свет в зале. Его погасили.
Слабое освещение осталось лишь на сцене. Этот прием давно известен в криминалистике и помогает следователю переключить внимание собеседника.
Наступила короткая пауза, и, понизив громкость, я начал необычный рассказ.

Ш

- Хочу предложить вашему вниманию одну историю. Случилось она не так давно, в одном из областных центров Сибири. В этом городе жили и дружили три товарища, ваши сверстники.
 Учились хорошо, занимались спортом, интересовались компьютером.

Была у них общая страсть - увлечение пиротехникой. Все новогодние праздники ребята конструировали ракеты. Собирали заряды нескольких петард, добавляли туда химические компоненты, доступные в свободной продаже. В итоге получалось изделие, похожее на маленькую ракету.

Такая ракета имела приличную скорость и дальность полета, а при взрыве усиливала шумовой и световой эффект. Получался полноценный салют.

- Делать им нечего - всё в песочницы играют - Раздалось несколько реплик из зала.
- Ага - подумал я - Слушают, значит, заинтересовались.
Я продолжил:
- Бесконтрольная деятельность химиков обернулась большой бедой.

Сделав паузу, я прислушался. Разговоров или звонков не услышал. Двинул дальше.
-Встретив Новый год, ребята проводили каникулы, не покидая города. Вместо лыжных соревнований и других забав, собирали очередную салютную ракету.
А вечером испытывали её, производя запуски в различных местах.

Их гоняли уже со всех дворов, они перебрались в другой микрорайон.
Вскоре надоели и там. Несколько раз их предупреждали в отделе полиции,
но должных мер не принимали. Наконец, ребята нашли место для испытаний на пустыре, на окраине города. Каникулы подходили к концу. Они решили собрать последнюю ракету, большой мощности, заложили туда четырехкратный заряд.

Настал день испытаний, вернее вечер. Они прибыли на место. Пока занимались монтажом, окончательно стемнело.
Ребята подготовились к запуску, и посмотрели по сторонам. Пустырь располагался в верхней части города. Внизу проходила окружная трасса. В двух километрах, расположился автозаправочный комплекс.

Ветер дул в сторону дороги. По их расчетам, испытания не представляли для города опасности. Об остальном они не думали.
Тут я опять сделал паузу, прислушался. Стояла, тишина, лишь небольшое хихиканье раздалось со стороны второго ряда, где сидели крепыши.

-Запуск прошел успешно, со свистом, ракета пошла вертикально вверх.
Однако, спустя несколько секунд, на высоте пятидесяти метров, подхваченная ветром,
она изменила траекторию и полетела в сторону заправки.
Ребята как завороженные смотрели вверх.

Там, в ночном небе, словно комета, проносилась их ракета. Вот-вот она должна была взорваться и рассыпаться на сотни мелких огоньков. Но этого не происходило.
Ракета, не снижая скорости, стремительно приближалась к заправочной станции.
На лицах ребят застыла тревога, которую сменил ужас.

Запущенное в ночное небо изобретение, приземлилось и разорвалось рядом с резервуаром, куда в этот момент, сливал топливо автозаправщик.
Вначале послышался хлопок, за ним, яркая вспышка. Потом раздался мощный взрыв, потрясший  округу.

Взрыв был такой силы, что земля задрожала под ногами горе-изобретателей.
Все сооружения заправки охватило ярким пламенем.
Стали раздаваться взрывы новых резервуаров. Но ребята слышали их уже на бегу.
Теперь они хотели только одного. Скорее оказаться дома, забыв этот кошмар.

В теленовостях сообщалось, что сгорел автозаправочный комплекс.
По счастливой случайности жертв удалось избежать, хотя имелись пострадавшие с
ожогами.

- Вот это - придурки — Раздалось со второго ряда. - Их нашли?-
А кто докажет, что это они? - Сами виноваты- Послышались возгласы из зала.
Не давая шансов опомнится аудитории, я поспешил завершить эту часть рассказа и
совсем тихо, выделяя каждое слово, произнес:
- А дальше, друзья мои, было самое интересное. Дело в том, что сгоревший комплекс принадлежал серьезному криминальному авторитету.

Я выключил микрофон и пошел в сторону сцены.
Стояла абсолютная тишина, все взоры обратились ко мне.
Я не спеша сел за стол, вставил микрофон в стойку и посмотрел в зал.

Там, как прежде, находилось несколько десятков учеников. Только лица их сильно изменились.
Все сидели молча. Телефонных звонков не раздавалось. Глаза  были широко раскрыты.
Они с напряженным вниманием смотрели на меня.
Я спросил:
-Хотите узнать, чем всё завершилось?-
-Конечно - Дружно, грянул зал.
-Тогда будьте любезны, пересядьте, пожалуйста, ближе, мне трудно говорить,
что-то голос подсел.

Тут я изобразил гортанные звуки, похожие на глухой кашель.
В одно мгновение, тихо и организованно, были заполнены первые ряды, прямо передо мной.
Я, довольный результатами, стал продолжать.
- Итак, заправочная станция принадлежала серьезному человеку, как принято сейчас говорить.
На самом деле, в прошлом неоднократно судимому, а ныне бизнесмену, по кличке «Сударь».

Он, конечно, не стал обращаться в полицию, хотя она вела обязательное в таких случаях, расследование.
Служба безопасности Сударя на вторые сутки нашла любителей салютов.
-Что он с ними сделал?-
-Наверное, зарыл где-нибудь в лесу? Скорее, закатал в бетон?- Полетели вопросы со всех сторон.
-Нет, он поступил с ними очень жестко, но, по его мнению, справедливо.
К нему доставили отцов этих ребят, поскольку именно родители отвечают за детей, до достижения ими совершеннолетия. Там находились его адвокат и нотариус.

Он коротко объяснил родителям, что дело будет иметь только с ними. Его мало интересует, чем закончится расследование, он не желает видеть самих подростков. Он возьмет с отцов расписки о возмещении ущерба и всё. Дальше трем мужчинам были выданы авторучки и листы бумаги. Адвокат попросил дословно  записать текст, который был  такого содержания.

Являюсь законным представителем такого то. По его вине произошел пожар на принадлежащей Судареву автозаправке. В результате пожара причинен ущерб в размере двадцати одного миллиона рулей. Поскольку, причинивших вред  трое, то на долю каждого приходится по семь миллионов рублей.

Данный ущерб признаю и погашу его в течение месяца.
Если к указанному сроку долг не выплачу, обязуюсь продать принадлежащее мне имущество, включая жилое помещение, в котором проживаю.
Нотариус заверял эти расписки. Вот и вся история,  которую я  хотел рассказать.

Я все время смотрел на аудиторию и в конце рассказа видел на лицах учеников выражение несогласия и возмущения. Предусмотрев это, я решил «поддать жару», и закончил следующей фразой:
-Предвижу ваши вопросы, поэтому добавлю, что в месячный срок достать необходимую сумму, не смотря на все займы и кредиты, семьям не удалось, поэтому пришлось приступать к продаже жилья. И морозной зимой, на улице могли оказаться три семьи.

Зал закипал , но я продолжал - А теперь прошу вас ребята, вспомнить, с чего всё начиналось? С обычной шалости подростков, которые, конечно, не хотели ничего подобного.
Жизнь сама преподносит уроки тем, кто не думает о последствиях своих поступков.
Теперь, прошу вопросы, только, не все сразу.

Не буду описывать шквал негодования, который последовал в выступлениях учеников.
Очень яркие, эмоциональные. Я сидел, слушал и отвечал.
Все они сводились к несправедливости, который учинил местный авторитет.

Прежде чем завершить разговор, я с горечью подумал :
- Не расскажи этой истории, вряд ли удалось бы добиться такого внимания.
Но самое поразительное было, в другом. Ведь ключевым моментом, переломившим ход событий, явилось не само по себе, совершение правонарушения по неосторожности, нет.
Я вспомнил выступления и реплики ребят:
- Сами виноваты, придурки, надо было думать головой.

Но стоило сказать, что ущерб нанесен криминальному авторитету, как тут же всё повернулось другой стороной.
Мгновенно возник большой интерес у слушателей.
Я лишний раз убедился, что в наше время слово «криминальный авторитет» в кругу молодого поколения звучит по - особому.

Все понимают, что в этой среде придется нести ответ за содеянное. Здесь происходит всё быстро, неотвратимо и жестоко. Тут не пройдет ложь, или притворство, которые можно пустить в ход в школе или полиции.
Прискорбно было убедиться в этом.

Но я, конечно, не мог просто так оставить ситуацию, я обязан был перевести её в рамки торжества закона, хотя бы на словах.
Я встал, поднял руку и попросил внимания. На этот раз всё было выполнено беспрекословно и так быстро, что казалось, будто не я стоял в зале, а воплощение авторитета «Сударя».

-Хотелось бы закончить рассказ с менее трагической развязкой. Дело в том, что история получила большой общественный резонанс в городе, особенно, когда дело дошло до продажи жилья.
Тут вмешались правозащитники и пресса. Они написали обращение в прокуратуру.
После проведения проверки, был подан судебный иск. Суд признал долговые расписки незаконными.

Кроме того, в ходе расследования уголовного дела, экспертиза установила, что сумма ущерба, которую обозначил «Сударь» была завышенной. А действия по его возмещению признаны самоуправством и вымогательством. Он сам оказался под следствием.
Что касается реального вреда от действий подростков, то он был определен в судебном порядке и, как положено, начал возмещаться родителями. Короче, всем досталось по заслугам, только в рамках закона.

Лекция была завершена, тем более что уже давно прозвенел звонок.
Никто не хотел расходиться. Вопросы не прекращались. Тогда, мы вместе с педагогами, решили провести подобную встречу, но построить её в форме вопросов-ответов.

Когда зал покинул последний слушатель, учителя поблагодарили меня ,а завуч казала:
- Этот контингент , да ещё в таком количестве, может послушать минут пять лишь меня и директора, затем всё равно теряется нить управляемости.
Я видела, что в начале у вас ничего не получалось и хотела вмешаться. Но каким то чудом, все начало меняться. А уж эта история. У нас и самих дух перехватило. Просто удивительно.

Чего греха таить, приятно. Я ответил, в стиле, что нас этому учили и пр.
На самом деле, я понимал, что усилий моих было недостаточно.
Как сработал духовный механизм, который воздействовал  на душу слушателя?
Откуда прилетел сюжет истории, с помощью которой удалось достойно выйти из тупика?
Конечно,  не стал я делиться своими соображениями , а получив грамоту, покинул  заведение в прекрасном расположении духа и направился к метро.

Вечерело. Появились первые звезды. Мороз ослаб и не кусал за уши, как утром.  Повсюду сверкали  огни рекламы и елочных украшений.
Приближался Новый год.  На проспекте, возле магазина подарков я  стал рассматривать витрину. Здесь выставили  много пиротехнических чудес.

Неожиданно в  небе раздался сильный хлопок. Взгляд устремился туда. На высоте пятидесяти метров, прямо надо мной, с шипение пролетала  огненная ракета.
Через мгновение она  разорвалась на тысячи мелких огней, наполнив светом темное небо.  Со всех сторон послышались радостные крики, которые  сопровождают салют.

Я застыл в изумлении. Мысли возвратились к рассказу, который час назад  выручил меня:
- Да, ничего в жизни не происходит просто так.
В бесконечной суете не успеваешь  разобраться во всём, потому не понимаешь очевидных вещей. И когда случается что-то необычное, сразу ведешь речь о чудесах.


Рецензии