Читательский дн. 20. Кушнер. Биография
Вот кое-что из этой статьи, вероятно, не главное.
«… Поэзии в еде и вине не меньше, чем в гордом одиночестве ( даже обглоданный рыбий позвоночник на тарелке похож на кифару), про любовные объятия уж не говорю…»
«В ранней молодости она <судьба> подарила шестидесятилетнего друга — Лидию Гинзбург, но в анкете ведь не напишешь: Л. Я. Гинзбург научила меня трезвости суждений и отвращению к претенциозности».
«Пруст в моей жизни значил больше, чем «оттепель» и «брежневский застой».
«Сегодня написано немало воспоминаний <…> Читать их неловко, иногда — стыдно, наверное, потому, что мемуары всегда лгут, как бы ни был честен их автор, — такова природа этого жанра <…> ».
«Уж не написать ли мне о своём детстве? Ни в коем случае. <…> С некоторых пор рассказ о детстве, особенно о своём, стал узаконенной формой любви к себе…»
«Я родился в России и не считаю, что мне не повезло. Родись я в другой стране, я был бы другим человеком — и это мне неинтересно. <…> Только здесь судьба могла свести меня с человеком, которого я так люблю, что и бессмертие мне будет нужно в основном для встречи с ней <…>.
Ни в какую Россию я не верю, так же как не верю во Францию или какую-нибудь Зимбабве. Но я надеюсь, что жизнь здесь наладится, всё устроится к лучшему; не может же провалиться сквозь землю бОльшая часть материка».
«И расхожая метафизика, и трагическая патетика кажутся теперь проявлением дурного вкуса».
«Дар — это то, чем нельзя гордиться: твоей заслуги здесь нет, его надо отработать».
«Пошлые ритмические качели Сологуба, кремовые, приторные розы Бальмонта; что касается вытянутых, длинных, как макароны, стихотворных повествований Белого, то они даже графически вызывают тоску и тошноту».
«Разбиться об эту крошащуюся скалу жалкого декаданса было так же легко, как наскочить на другую — я имею в виду твердую, гранитную Харибду советской сюжетной поэзии, этих неукротимых рассказчиков, с их правдой-маткой и случаями из жизни: «Вот стихи, а всё понятно, всё на русском языке»…
(Последнее, как вы помните, строчка Твардовского). И дальше:
«Об авангардизме, нынешнем и семидесятилетней выдержки, не говорю. Авангардная роль в поэзии — такое же самозванство и разбой, как в политике».
(Только не подумайте, что я мог бы подписаться под этим. А вот с чем я безусловно согласен и сам всегда так считал):
«Стихи имеют смысл и возможны только потому, что есть поэзия в самой жизни».
Свидетельство о публикации №224042000905