Свечной заводик

"Мы скоро заживём иначе. Помнишь, я тебе говорил про свечной заводик. Будет он у нас, и еще кое-что, может быть, будет. И не придется уже тебе самой обеды варить, да еще столовников держать. В Самару поедем и наймём прислугу."

©Отец Фёдор - персонаж романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать стульев".

Сначала немного хронологии. Не думаю, что большинство моих читателей так уж зачитываются моими рассказами, что помнят, когда и где я служил. А расставить вехи, считаю, важно - не хочу, чтобы по ходу повествования Вы запутались.

Итак. В мае 1998 года я распрощался с оставшимися дальше охранять насквозь радиоактивную пла Б-192 немногочисленными членами своего первого экипажа 149 -ой подводной лодки и убыл служить начхимом береговой базы 40 дивизии дизельных подводных лодок СФ. В надежде получить, наконец-то, долгожданное звание "капитан 3 ранга"; да и просто, фантазируя пожить по-человечески. Каптри я там так и не стану, должность станет капитанской, но как живёт тыл, увижу.

После длительнейшего четырёхмесячного почти отпуска, испорченного знаменитым дефолтом, я без личного согласия и рапорта (*) окажусь на боевой дизельной подводной лодке Б-437, "Магнитка" на местном сленге. В должности инженера вычислительной группы радиотехнической боевой части.

Вот набрал сейчас, курсивом, и улыбаюсь. А тогда мне было вообще не смешно. Благодаря помощи своих старших товарищей, в декабре 1998 года, я всё же перевёлся на 74 -ый отдельный дивизион ремонтирующихся пл СФ, с местом базирования на СРЗ "Выдра", город Снежногорск.


Было лето, служил я уже на бербазе, с погонами, в очередной раз, пролетел (что в общем-то, меня уже и не удивляло); и вот однажды отправились мы на очередные по****елки, под руководством командующего Кольской флотилией. Место расположения в актовом зале офицеров 478 -ой береговой базы было крайне неудобным - в центре, очень близко к первым рядам; поэтому, высидев первую часть, и выслушав, вполне себе привычно, как всё вокруг плохо и отвратительно, несмотря на мудрое руководство штаба и управления флотилии и предпринимаемые ими воистину титанические усилия; после перерыва я перебрался на более привычную мне "камчатку" - штатное место расположения офицеров 46 -ой бригады ремонтирующихся пл (на последних рядах).

В надежде обсудить с хорошо знакомыми мне бывшими сослуживцами последние новости, да и вообще, тихонечко по****еть, за жизнь. Но вторая часть Марлезонского балета началась крайне неожиданно.

-"Егоров!" - внезапно, отбросив в сторону повестку дня, обратился командующий к командиру 40 -ой дивизии, который тут же принял строевую стойку - "Вот мне на выходные домой, звонил Главком ВМФ. Я думал, он меня с днём рождения поздравит. А он мне полчаса лекцию читал, про ваши косяки. Когда вы, наконец, разберётесь со своим свечным заводиком?!!"

Далее, всё оставшееся время, командующий топтал вдоль и поперёк, 40 -ую дивизию пл, преемницу легендарной Четвёртой ("чёрной") эскадры, которая у жителей города Полярный традиционно называлась подплав.

Что же такое свечной заводик, нам популярно так и не объяснили. Но если мне действительно что-то интересно, я обычно всегда докапывался до истины. Так произошло и в этот раз. Хотя, скажу честно, в самом конце пути я остановился. Наверное, защитный инстинкт самосохранения сработал!


Через неделю я уже знал, что "заводик" - это полуофициальная частная лавочка, занимающаяся разбраковкой и утилизацией аккумуляторных батарей (АБ) пл, скопившихся на побережье Екатерининской гавани в огромном количестве. Работающая прямо на территории войсковой части, где я служу.

Отмечу также, что про действующего тогда командира дивизии я могу сказать лишь словами офицеров, годами с ним ранее служивших:

-"Из него… хороший председатель колхоза бы получился!"

Я лично с ним, за свою короткую службу на бербазе, не сталкивался никак. Ни по-плохому, ни по-хорошему. Ну а что я вытворил, стоя однажды дежурным по части, прибыв на его любимую вотчину - свинарник - Вы можете прочесть здесь: ( https://dzen.ru/a/Yu4tsCCu2w43SGHg ). Там, по соседству, и первая часть рассказа. Если не читали и Вам вдруг станет интересно.

Почти вся бывшая эскадра, преобразовываемая на моих глазах в дивизию, тупо встала у пирсов. Поскольку старые АБ свой ресурс выработали, а новые не поступали на КСФ вообще. И выгруженных элементов на пирсах и рядом с ними скопилось огромнейшее количество. Я к тому времени уже знал, что такое АБ и с чем её едят (зачёркнуто). Во всяком случае, как её с атомных подводных лодок выгружают - мои руки помнят до сих пор. Отмечу, что на "дизелях" каждый бак, либо элемент, называйте его как хотите, массивнее и солиднее. Про сравнительные массогабаритные характеристики я давно уже ничего не помню, а внешний вид "дизельных батареек" представлен ниже:

+ ФОТО + №1

Зачастую информация собиралась сама собой, по крупицам:

-Электролит из баков аккумуляторных батарей (АБ) в залив сливают? Странно, рыбной мелочи на мелководье полным-полно;

-Флагманский химик дивизии с моего склада выписал тридцать респираторов РМ-2? И, говорят, выписывает их постоянно? Странно, на*** ему столько?! А для чего они предназначены - для защиты от аэрозолей - хммм;

-На разводах суточного наряда и вахты дежурные по дивизии стали обращать внимание на то, что предназначенные к разборке элементы АБ гражданские по ночам раздраконивают, проникая незаконно через дыры в заборе? Странно, а почему эти инструктажи, начались, в аккурат после разноса комдива-40 командующим на совещании?!

-etc.

Так, потихоньку, нарисовалась схема утилизации АБ… в свой карман. Электролит восстанавливался и продавался, свинец - также реализовывался. Не удивлюсь, если в баках огурцы солились на каком-нибудь агропромышленном предприятии в средней полосе России. Я тут не собираюсь Вам показать, какой я типа умный и честный, а лишь обрисовываю, в общих чертах, сложившуюся ситуацию.

-"Ворюги!" - подумал я - "Ну чтож, каждому - своё!"

И сделал для себя определённые выводы. Надо сказать, что дежурный по части (бербазе) в то же время являлся и начальником караула:

+ ФОТО + №2

Назначаемого из роты охраны той же береговой базы. Сознаюсь, как раз в это время, меня стало накрывать (**), периодически. Обычно ночью. Я, как всегда, обратился к знакомым военным врачам. Они, уже зная, что я обращаюсь только в крайнем случае, подошли к делу весьма ответственно. В результате, через неделю где-то (анализы, тесты, беседы), мне сказали, что это индивидуальная реакция организма. И то, что через десять лет жизни (службы) организм приезжего из других климатических зон начинает безвозвратно и окончательно привыкать к условиям крайнего Севера. Естественно, при этом организм ломает. Рекомендовали либо перевестись на Большую Землю, либо забить на это дело и начать регулярный приём настойки золотого корня. Причём сказали просто:

-"Как накроет - так и принимай! Но не стаканами!!"

-"По себе людей не судят!" - довольно дерзко ответил я, выслушал в ответ - "Это где ты на подводных лодках людей - то видел?!", и от души поблагодарив, принялся лечить свой организм. Потихоньку и без фанатизма.

В караул я приходил с ночной проверкой где-то к 03.00, и ждал вышестоящего проверяющего (***), обычно назначаемого из подразделения ооСпНбПДСС (152 -го отдельного отряда специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами); расположенного на территории той же 40 -ой дивизии подводных лодок.

Тем летом, практически постоянно, на моём дежурстве им был капитан - лейтенант Спицын. Мы познакомились, и регулярно, обстоятельно и неторопливо беседовали при наших ночных встречах. Жаль, забыл я, как его зовут. Первая же наша встреча была довольно своеобразной. Я как раз накапал в чай спиртового раствора радиолы розовой (строго по рекомендации врачей - ни капли больше!) и неторопливо его попивал. Заходит проверяющий, мы представляемся друг другу, а он начинает на кружку мою коситься. Я ему объяснил ситуацию.

-"Подумаешь, удивили!" - говорит он, садится за стол, просит чаю и, открыв дипломат, достаёт оттуда… кучу "колёс" (таблеток). У него со здоровьем, как оказалось, тоже были проблемы.

А теперь представьте себе картину: - четвёртый час утра (или ночи). Обезумевшее северное летнее солнце уже вовсю шпарит. Но бакланы ещё не проснулись, и над Екатерининской гаванью сонная тишь и благодать. А под скалой, в караульном помещении, сидят два каплея с кружками в руках. Причём один из них с секундомером. А вокруг бойцы с автоматами, в касках и бронежилетах бегают. Иногда и хватая что-то, попутно, с пожарного щита. Отрабатываются, одним словом. Красота!

Кстати, парни из взвода охраны на моей вахте всегда старались и отрабатывали все вводные с оценкой не ниже "хорошо". Что товарищ Спицын с удовольствием в журнал и записывал.

И вот иду я однажды, весь такой в кителе и с повязкой, осматривая территорию, по знакомому уже маршруту. Третий час ночи, до времени моего стандартного прибытия в караульное помещение ещё далеко, и чёрт меня дёрнул заглянуть на территорию "свечного заводика". А там разгар трудовых подвигов - трое гражданских лиц бомжеватой наружности медную пластину из раздраконенного элемента АБ выковыривают!

Время на секунду, казалось, остановилось. Немая сцена. Я пощупал, задумчиво, перочинный нож и плоскогубцы в кабуре (****), и… спокойно пошёл дальше. Решив, что рисковать своей жизнью и здоровьем (городок маленький - огреют при входе в подъезд обрезком трубы, запросто причём) во благо новоявленных предпринимателей в погонах не буду.

+ ФОТО + №3

Караул "в ружьё" я, естественно, поднял. Прибыли мы на место через три, где-то, минуты. Вокруг - никого, естественно. Задумчиво покрутив в руках брошенную медную пластину, толщиной в ладонь и с многочисленными отверстиями, я услышал от бойцов:

-"Берите, товарищ капитан-лейтенант!"

В ответ я лишь хмыкнул, пояснил, что просто вижу её впервые; а в моём понимании, офицеры Флота такой ***нёй, как они мне предлагают, не занимаются, и аккуратно положил пластину на место.

Вскоре из караульного помещения я уже докладывал дежурному по дивизии. По смене с дежурства нам объявили устную благодарность. Выразив лёгкое сожаление, что вот хорошо бы ещё арестовать негодяев, прямо на месте преступления.

Вот, пожалуй, и всё.
.

P.S. Стоп дуть! Я передумал - не хочу на такой ноте заканчивать этот рассказ. Категорически. Поэтому расскажу-ка я Вам немного про достойнейшего человека, сменившего на боевом посту господина Егорова.

Как я уже отмечал, в "новых экономических условиях" Флот, в подавляющем своём большинстве, мёртво стоял у стенки. То есть ржавел потихоньку в базах у пирсов и причалов. И поэтому такие настоящие моряки и мужики, как контр-адмирал Ящук Владимир Степанович, стали особо не нужны. Их опыт и горячее желание водить бригады подводных лодок в море были просто не востребованы.

Пришла на СРЗ "Выдра" утилизироваться очередная подводная лодка. Её начхим мне, своему флагманскому, докладывает, что на боевом посту химслужбы им зашхерена (спасена от разграбления) большая партия креплений к РДУ (регенерационным двухъярусным установкам). Что серьёзный, по тем временам, дефицит.

+ ФОТО + №4

Вывез я через неделю полтора чехла от СГП (спасательных гидрокомбинезонов подводника, образец - на фото вверху) этой прелести, вполне себе официальным образом, "для сдачи на склад в/ч 36094" - бербазы, в которой не так давно ещё служил. Поскольку знал, что АБ потихоньку на флот пошли (заслуга в этом, кстати, шефских организаций - в основном городов России, ставших "брать под крыло" боевые корабли и подводные лодки, а не Министерства нашей с Вами обороны). Я уже не помню, из какого сплава делались эти крепления, но знающими "прихватизаторами" собирались они с подводных лодок подчистую.

Прибыл я в Полярный. А на месте ни флагманского, ни начальника склада, никого, кроме девушек в бухгалтерии химслужбы - нет! И тут я вижу в штабе дивизии Владимира Степановича, и поприветствовав его, знакомлю его с сутью проблемы. Он сначала меня не понял, а когда узнал, что я привёз имущество просто в подарок, тут же схватил один из чехлов и занёс его в свой кабинет, в комнату отдыха. Второй чехол принёс я. Отметив, что в комнате отдыха стоит на стандартной стойке штанга и гантели с гирями аккуратно разложены.

Выслушивать слова благодарности, скажу честно, мне было неловко, но пришлось задержаться на короткую беседу.

- "Слушай, капитан," - по простецки начал Владимир Степанович - "а ты в море был?"

-"Конечно, товарищ контр-адмирал, я при Союзе ещё начинал!" - ответил я.

-"Оооо, старый капитан!" - с долей уважения заметил он - "понимаешь, я тут в море был недавно, смотрю - один каплей ведёт себя как-то… неуверенно. Спрашиваю его тихонько - сынок, ты что, давно в море не был? А он мне - да я вообще в первый раз, товарищ комдив! Представляешь?"

-"Представляю…" - ответил я, подумав про себя - "Господи, бедный Флот! Офицер до капитан-лейтенанта дослужился, а в море идёт в первый раз…"

Мы ещё немного побеседовали, и тут Владимир Степанович, заметив, что я поглядываю на часы, меня спросил:

-"Ты торопишься, что ли куда?"

-"В финчасть бербазы Вашей, за отпускными!" - с отвращением ответил я.

-"Да ладно, подождёшь немного да в отпуск поедешь! Я знаю, какая сейчас обстановка с деньгами - лето же!" - ответил командир 40 -ой дивизии.

-"Да мне семью бы отправить! А я потом, как уж получится…" - ответил я.

-"Слушай, ты же флагманским служишь - что командир твоего дивизиона помочь не может?"

-"Командиру моего дивизиона важны только отпускные нашего начальника штаба - у них отпуска друг на друга завязаны…" - тихо ответил я, собираясь прощаться.

-"Я тебя выслушал, но извини, помочь тебе ничем не могу. Я с лейтенантов ненавижу бербазы эти! Да погоди, ты же у них, вроде, недавно служил?" - посуровев и нахмурившись, ответил Ящук.

-"Точно так. Но не пришёлся ко двору, видимо. Я ничего у Вас и не прошу. Извините, что так получилось, и забудьте про разговор - не хватало ещё, чтобы Вы подумали, что я хрень эту…" - тут я пнул, не сдержавшись, один из чехлов - "спецом привёз, чтобы провернуть многоходовочку…"

Тут я остановился, чтобы не сказать лишнего, стандартно попросил разрешения, и, козырнув, вышел. Шёл я в расположенное напротив здание весьма неторопливо, встретил по дороге знакомых, ну и остановился, естественно. Чтобы переговорить, за жизнь. Под сигаретку.

У подъезда меня неожиданно встретил начфин.

-"Ну и где Вы там бродите, Ящук звонил, идите быстрее в кассу!" - крайне недовольным тоном сказал он.

Семья моя, через пару недель где-то, в отпуск уехала. Спокойно и с комфортом. Я помню, что никуда в том году не поехал. Платили не особо много (особенно если разделить на четверых), а сидеть постоянно на шее у родственников жены - это не про меня. Впрочем, мне было уже не привыкать. Ягодно - грибной сезон я зацепил, а пара - тройка недель неторопливых походов по сопкам - была для меня, пожалуй, в ту пору лучшим отдыхом.


Что-то подсказывает мне, что при товарище Ящуке, свечной заводик бы ну вот никак не функционировал. Что Вы? Я ни на что не намекаю. Для расследования таких… гмм… интересных случаев существуют специальные органы государственной власти, наделённые соответствующими полномочиями. Мне же ещё судов по защите чьей-то там "чести и достоинства" на старости лет только не хватало! Так что, если и создалось у Вас какое-то там мнение, мои уважаемые читатели, по результатам моего сегодняшнего рассказа, спешу Вас расстроить - Вам показалось! ;)))

+ ФОТО + №5

А это документ руководящий. Помню, изучал его, лейтенантом. В части касающейся. Только обложка была другого цвета.

20.04.2024
.

Сноски:

(*) - если военнослужащий приказом не был назначен на нижеоплачиваемую должность (с меньшим тарифным разрядом), в качестве наказания, эти требования были обязательны. Правда, только на бумаге, как я узнал из личного опыта.

(**) - я не могу кратко описать Вам, что творилось с моим организмом. Скажу так - ничего хорошего. Колбасило.

(***) - "дежурный по обеспечению воинской дисциплины…" или что-то подобное. Ну извините, не запомнил я придуманного флотилийским отделом БВС (безопасной военной службы) названия этого суточного наряда. В своё оправдание скажу, что нормальному человеку такое… гмм… словосочетание и в кошмарном сне не приснится, а безумие, как известно - заразно, так стоит ли самого себя провоцировать, запоминанием?

(****) - как раз дежурному по бербазе перестали оружие выдавать. Впрочем, эта хрень за мою службу на КСФ повторялась с завидной регулярностью, и я уже к тому времени вполне себе привык.
.


Рецензии