Точки и тире

- Как хорошо, что я в последний момент не поступил в университет!
Эта мысль посетила меня уже гораздо позже, когда я уже был выпускником военного училища в звании лейтенанта.
... Хотя несколько позже меня и посещала противоположная мысль:
 - Лучше бы я стал все таки археологом, или, в крайнем случае, учителем истории...
Эти мысли и суждения, - наверное дань тем обстоятельствам и событиям, которые со мной происходили.

А в то время... Не поступил! Значит скоро в армию. Пошел на завод работать токарем. Призывная комиссия определила мою годность к военной службе. Представитель военкомата сразу "предложил" пройти допризывную подготовку. "Предложил" - это значит, - ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Вариантов было не много. Всего два. Или на курсах водителей, или телеграфистов можно было приобрести будущую воинскую специальность.
Раскинув еще незамутненными после школы мозгами, решил обрести более “интеллигентную” профессию телеграфиста.
Так мозги и судьба привела меня на курсы телеграфистов.

Точки и тире... Изучение их значения и прочее...
Мо-ло-ко-ки-пит... Я-тетя-Ка-тя...Я-на-гор-ку-шла... Те, кто знает значения телеграфных напевов, - поймут эту, написанную мной чушь.
Курсы я благополучно закончил. И вот тут, уже после их окончания, преподаватели предложили мне заняться радиоспортом.
Что  это за спорт такой?...

Там много чего оказалось! Радиоспорт — технический вид спорта, включающий различные комплексные соревнования с использованием приёмной и передающей радиоаппаратуры в сочетании с общефизическими упражнениями. Это по научному...
Там были и скоростные прием и передача радиоданных азбукой Морзе, и охота на “лис” (об этом чуть позже), и спортивное ориентирование на местности, и радиосвязь на КВ (включает несколько дисциплин) и УКВ – установление радиосвязей с другими участниками эфира.
Пошли занятия, тренировки. Сложнее всего мне давалось скоростные прием-передача. С "приемом" еще нормально. Но вот передача цифрового текста на большой скорости, - это уже сложно. В каждой цифре много точек и тире. Цифра “0” - на-ша-ка-ша-ша... одна чего стоит... Целых пять тире нужно передать!
А чтобы достичь каких-то спортивных результатов нужно было уже работать со скоростью 100-120 знаков в минуту. Это тоже было непросто. Но после долгих тренировок, я все же достиг уровня больше 150 знаков в минуту. А это уже норматив кандидата в мастера спорта был!

... Но все это наверное скучно для читателя...
Дальше, - про спортивное ориентирование.
Задача, получив специальную карту маршрута, максимально быстро пробежать с этой картой и компасом до финиша, отметив все контрольные точки у судей, или статистов, которые прячутся где-то в лесу, в точках с координатами, отмеченными на вашей карте.
Про термин “пары шагов в метре” я не буду рассказывать. Это уже тонкости. Скажу лишь о том, что каждый статист на контрольной точке (как и я, когда становился этим статистом), норовил еще и где-то спрятаться... Ищи его тогда, суку!
Одна такая умудрилась залезть на дерево! Она моча наблюдала за мной, суетливо мечущимся в районе ее “засады”.
Именно, - она! Обнаружил я ее только тогда, когда она заржала на дереве, слушая мои громкие маты - перекаты. Даже обиделась, когда я ее адресно обматерил. Но отметку поставила. А я время на ее поиски потратил!

Зато, когда бегали уже девки, а я был арбитром на контрольной точке, я отмстил... Так спрятался в стогу сена, подвернувшегося в районе моей контрольной точки, что одна из них даже присела... по естественной надобности,.. буквально в полуметре от меня...
Нет! Так прятаться опасно!.. Могут и на голову...

Охота на “лис”. Почти то же, что и в спортивном ориентировании. Только вместо компаса и карты у тебя в руках радиопеленгатор, а на контрольной точке маскируется кто-то с радиопередатчиком в руках.
В то время у нас не было привычных и часто демонстрируемых у нас приемников с круглой антенной. У нас в руках, за исключением уже дипломированных ассов радиоспорта, были пеленгаторы с плоскими антеннами, которые, для улучшения засечки сигнала “лисы” приходилось иногда опускать к самой земле.

Такие приборы были в диковинку для простых обывателей. Помню, как то раз во время тренировки, я встретил в лесу парочку грибников.
 - Ой! А что это у тебя такое? - увидев мой радиопеленгатор и наушники на голове, удивленно спросила “гриболовка”, а ее напарник, на всякий случай, спрятался за ее спину.
Ответ родился сам собой:
 - Это приспособление для поиска грибов! - соврал я.
 - Как работает? Где купить можно? - уже совладав со страхом от непонятного, выступил вперед ее напарник.
 - Все очень просто! В наушниках слышен писк. Чем он сильнее,  - тем ближе гриб! - ответил я.
И для наглядности продемонстрировал им эти свойства, заметив гриб, который рос как раз в направлении затаившейся "лисы".
 - А купить можно в любом охотничьем магазине. Только они в дефиците! - заинтриговал я грибников.
Не знаю,  - обращались ли они потом в охотничьи магазины в поисках "приспособления для автоматизации сбора грибов", и какими глазами на них смотрели продавцы этих магазинов... Но я этих грибников явно "уловил"!

Насчет приема и передачи данных по радиостанции, - там все понятно,.. надеюсь! Бежишь с тяжелой радиостанцией за спиной в указанную точку. Разворачиваешь радиостанцию, настраиваешь на указанную частоту, и потом принимаешь и передаешь телеграфный текст. Тоже на скорость.

По результатам моих достижений и тренировок меня включили в состав сборной команды области. Итогом стало то, что мы поучаствовали в республиканских соревнованиях по радио многоборью в г. Винница.
Сами соревнования на местности проходили  в лесу, неподалеку от поселка Стрижановка. Это место было "знаменито" тем, что во время Великой Отечественной войны именно здесь располагалась одна из ставок  Гитлера "Вервольф".

Сосновая роща, в которой располагались остатки взорванных бункеров ставки, в те годы уже разрослась в приличный сосновый лес.
Трудно было уже предположить, что многие деревья в этом лесу были специально посажены для маскировки логова Зверя.
Лишь останки взорванных бетонных укрытий напоминали, что здесь некогда был огромный подземный бункер.
Место все таки мрачноватое...
Короткая экскурсия, которую провели для нас в перерывах соревнований, только добавила ощущения мрачности этих мест. Особенно рассказ о том, что при строительстве этого мрачного логова погибло около 46000 наших военнопленных... Наверное это правильная цифра, хотя многие источники указывают другие данные...

Поговаривают, что это место еще и "фонит", в смысле, по радиоактивности из-за красного гранита, из которого были построены некоторые элементы бункеров...
Как бы там ни было, но соревнования там прошли... По результатам мне было присвоено звание кандидата в мастера спорта. Эти званием я гордился тогда!

Потом поступил уже в артиллерийское училище, где уже мои знания и навыки специалиста по радиоспорту не были востребованы...

Но азбуку Морзе до сих пор помню! Нужна ли она сейчас, при современном уровне информационных и коммуникационных технологий?... Не знаю!


Рецензии