Загадка Золотого петушка

   Кое-где, в семейном царстве без цифр, подле кровати сына, любо-дорого громоздится книжная полка, любезно вмещающая и мои книжки детские, словно яркие оберёги от натиска того государства, в коем приземлила нас судьба.

   Сын любит читать, но всё ещё просит иногда озвучить сказку на ночь, сознательно доставляя маме исключительную приятность.


   Этим вечером в руках моих оказалась сказка Пушкина "О Золотом петушке" и, используя оркестровую яму голосовых связок, я добралась до финала, торжественно заключая:

   — Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

   — Мам, а какой урок-то? Ну, что сказка не для девочек, это понятно. А вот намёк для добрых мододцев не совсем ясный, - вдруг озадачил меня сын, поправляя одеяло.

   — Ложись спать, завтра обсудим, - взбивая подушку, схитрила я, не имея ответа. Выхожу из комнаты не на шутку задумавшись. Когда-то в дестве, мне встречалась эта сказка, но сын прав — к девочкам "Золотой петушок" не привязывается.

   "А что, если вглядеться в текст глазами зрелого автора?" - думаю я, вновь открывая красочную книжетцу. Как художник художнику, какую загадку припрятал Александр Сергеевич?.

   Удивительно, но первое, что приоткрывает внимательное чтение, так это неточность названия, ведь речь идёт о царе Дадоне, а вовсе не о петушке.

   Как опытный автор, я вижу два персонажа, главный и второстепенный. Тот факт, что мудрец безымянный, склоняет меня особо сконцентрировать внимание на царе.

   Итак, славный царь Дадон, получает систему сигнализации "Золотой петушок" от некоего звездочёта, не из свиты придворной, что подозрительно, и сулит за товар воистину царское вознаграждение (Волю первую твою я сполню как мою) Что это, щедрость или глупость? Цена явно не базарная, хотя и вещица эксклюзивная, на заказ сделанная. Неужели поза "Царствуй лёжа на боку" столь бесценна?.

   За пару-тройку лет, гарантийный срок сигнализации подошёл к концу и сработал "Золотой петушок" неким забористым образом. Здесь в сказке вдруг появляются сыновья Дадона, так же без имён, лишь на первый-второй посчитанные. Зачем? А чтобы ярче обозначить красоту девицы, Шамаханской царицы (И забыл он перед ней смерть обоих сыновей)Не зачалось и чувство отцовской мести священной.

   С неделю помяв бока да шелка в шатре, царская парочка решает сменить полевые условия на дворцовые, собираясь в обратную путь-дорогу. И вот, молва развивает скорость быстрее колесницы, а войско конное снижает шаг в неспешный пешеходный лишь затем, чтобы подготовить триумфальное возвращение Дадона до милого трона в столице.

   Наконец, финальная сцена — встреча "купца" с обладателем товара, надвигается время расплаты за кредитное пользование петушком. Однако, царь не только не сдержал джентльменское соглашение по оплате — уж больно дорого менять децицу на петуха, но и убил кредитора сгоряча. Судорога руки грозного воина в отставке (А девица хи-хи да ха-ха, не боится знать греха) Между прочим, чары её Шамаханские повидали смертей и не только дуэль Дадонычей, но и войсковых ополчений, свершивших братоубийство между гор, где натянут был шатёр! Так с чего бы ей, царице, в ужасе грустить о том, что лапища скопца просвистели мимо талии её, даже не царапнув? (А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало) Этой пропажей задвигает Алекандр Сергеевич роль персонажа в тень истории, акцентируя конец не сказки, но Дадона.

   Жил-был славный царь Дадон. И как бесславно помер он! Не в бою за царство, не в покоях царских, но у люда навиду — петухом в темя клюнутый. Можно ли придумать для сказочного царя кончину более унизительную?

   Намёк Пушкина на то, что среди звёдз всегда отыщется "мудрец" способный обесчестить любой конец? Нет, ночью нельзя читать сказки!!

   Утро подскажет, что отвечу сыну..         


Рецензии