Бывших моряков не бывает
Наше время за нами
Колыхнулось стеной –
В двадцать пять с орденами,
В тридцать лет – с сединой!
Пролегли океаны
Под покровом луны –
В сорок пять – ветераны
Той, «Холодной Войны!»
(Николай Гульнев, 2003 г.) (1)
Ежегодный летний отдых экс-декана штурманского факультета ВВМУ им. М. В. Фрунзе обычно проводил не в санаториях и домах отдыха для военнослужащих, а в «полевых условиях» на Транзундском рейде. С командой своих бывших учеников, К. А. Шопотов ежегодно в аквалангах погружались на дно Выборгского залива.
Здесь русский флот в 1790 году одержал блестящую победу под командованием адмирала В. Я. Чичагова. Более двух десятков лет перед экспедицией «Память Балтики» стояла одна и та же задача – обнаружить следы сражения под командованием адмирала Василия Яковлевича Чичагова, которое состоялось, как подтверждали старинные карты, на Транзундском рейде два столетия назад.
Морская стихия Балтики, рассказывают опытные подводники, неприветлива и сурова, придонные воды прохладны и мутны. Во второй половине дня море нередко штормит. Так что условия погружений существенно отличаются от тех привлекательных картин пребывания в загадочном подводном царстве южных морей, где светло, тепло и даже жарко, а на фоне дайверов в стильной водолазной экипировке, как можно часто наблюдать на экране ТВ, неспешно плавают привлекательные экзотические разноцветные рыбки.
23 июня 1790 года шведы оказались в Выборгской бухте. Начав боевые действия, понадеявшись на то, что эскадра российских кораблей под командованием Ф. Ф. Ушакова (2) находится в Черном море, участвуя в военных действиях против турок, сам король Густав III возглавил новый поход. Многочисленные шведские корабли расположились в шхерах Выборгского залива.
Адмирал В. Я. Чичагов малыми силами сумел потопить шведский флот, сохранив все русские корабли. На уцелевшем судне король Густав III, потеряв флагманский корабль, сбежал с места сражения с морскими пехотинцами, которых специально обучали штурму крепостей.
Погибло 2 тысячи шведов, в плен попало 5 тысяч человек. Шведский король потерял 7 линейных кораблей, оказались на дне 3 фрегата, более 90 галер и гребных парусных судов. (3)
Императрица была бесконечно благодарна адмиралу В. Я. Чичагову, что он спас город от захвата и предотвратил «неминуемое», по расчётам шведов, поражение. Жители Петербурга теперь могли спокойно спать по ночам и больше не опасаться стремительного вторжения многочисленных шведских судов в акваторию северной столицы. (4)
За этот бой императрица Екатерина II вручила отважному адмиралу награду – золотой крест - орден св. Георгия Победоносца, 1-й степени (5). С тех пор ещё никто из морских офицеров и адмиралов не заслуживал такого высокого почёта и монаршей милости.
Дополнительно, выразительные краски в памятную картину того исторического периода, когда России пришлось, одновременно, вести сражения на Балтийском и Чёрном морях, с турками и со шведами, привносит личная переписка императрицы Екатерины II c графом Г. А. Потёмкиным. (6)
«Друг мой любезный князь Григорий Александрович. Письмы твои от Троицына дня и от 29 маия мною получены. Ежели ты обрадовался многим чудесам Божиим у Ревеля, то последствия оных не менее тебе приятны будут…26 маия шведы узнали, что от Ревеля адмирал Чичагов идёт с одиннадцатью кораблями к соединению с Кронштадтской эскадрою. Тогда они соединились со своей гребной флотилией, которая их втянула за мелями, за камениями и между островов в Выборгский залив. Тут они доднесь ещё здравствуют, быв от моря заперты нашим всем флотом корабельным; с боков же старание прилагается день ото дня гребному флоту их, зашедшему в Березовый зунд, отрезать возможность к выходу…От Ревеля же идут бомбарды и прамы и, естьли Бог поможет, то, кажется, что из сей мышеловки целые не выйдут. Между тем, в бухте Выборгской они мечутся, аки угорелые кошки, то туды, то сюды делают десанты и стараются где-нибудь находить или проделать пролазу…», – пишет императрица о начале морской баталии.
Не смотря на непростую работу в водах Балтики, каждый летний сезон приносил все новые и новые уникальные находки подводникам, настойчивым исследователям придонных глубин. Многие фрагменты затонувших кораблей удавалось обнаружить только с экстремальным уровнем погружений с аквалангами.
Руководитель водолазных работ в 1990-е-2010-е гг. на месте сражения адмирала Чичагова, коренной сибиряк, выросший в таёжном селе Бараново Нарымского края, от которого ближайший город Томск находится «за дремучими лесами», Костя Шопотов с детства мечтал о море. В местном колхозе крепкому смышлёному подростку поручили ухаживать за лошадьми. Лошади в первые послевоенные годы были незаменимым ценным транспортом на сибирских просторах, поэтому работа считалась очень ответственной и важной.
Коней нужно было не только поить, но и чистить в быстрой, холодной таёжной речке. Здесь впервые Косте пришлось приноравливаться к водной стихии, учиться управлять лошадьми среди стремительных потоков между речными подводными камнями. Так что к окончанию школы с оценками «отлично» по всем предметам будущий моряк одновременно приобретает ценную профессию – конюх.
В 1955 году Константин Шопотов окончил Высшее Военно-морской командное училище им. М. В. Фрунзе также с оценками «отлично» по всем предметам и вновь вернулся в Сибирь, служить на Тихоокеанском флоте. Завершив, по выслуге лет, службу в должности начальника штаба соединения атомных подводных лодок, он начал преподавать в родном училище (ныне Морской корпус Петра Великого).
Простые ответы на непростые вопросы.
Однажды мы спросили у Константина Антоновича, чем отличается работа командира подводной лодки от условий службы командира наземного корабля? Он ответил сразу, почти не раздумывая, чётко обозначив различия. Коллектив подводной лодки длительное время находится в очень ограниченном замкнутом пространстве, а человеческая природа такова, что конфликты между людьми неизбежны. Поэтому одна из главных задач командира подводной лодки – это создание дружеской, доверительной атмосферы среди моряков, умение своевременно решать назревающие конфликты, а лучше вообще не допускать недовольства и вражды в команде.
Скрыться на подводном корабле особо некуда, уйти до завершения плавания тоже не получится. Поэтому «хлопнуть дверью», бросив всё, как иногда бывает в обычной жизни, здесь нельзя. «Для командира подводной лодки важно не только владеть знаниями по техническому устройству этой сложной громадины и постоянно следить за боеготовностью корабля, но не менее важно быть тонким психологом.
«Жизнь под водой научила меня хорошо разбираться в людях и интуитивно чувствовать, что от них можно ожидать», – так подводил он итог своей многолетней службы в военном коллективе.
Необычную историю рассказал нам Константин Антонович, когда мы спросили, за что ему вручили орден Красной Звезды? «Я и сам не знаю за что, – прозвучал парадоксальный ответ, – наверное за то, что мы смогли вернуться живыми после командировки, которая затянулась сверх срока на сорок дней». С тех пор прошли годы и передать его рассказ в точности, к сожалению, уже не представляется возможным.
Суть состоит в том, что тот раз подводная лодка вышла в море с новыми конструкционными особенностями на своей поверхности. Снаружи лодки решили прикрепить металлический контейнер с запасом масла.
Политическая ситуация в мире в тот период была непростой. Уже при завершении срока плавания лодка была атакована под водой. Главное, что её корпус не повредился, но бачок с маслом оказался пробит. Масло вытекло наружу и оказалось на поверхности океана. Любое масло легче воды, поскольку удельный вес ниже.
Масляное пятно сработало как индикатор бедствия под водой. Масляное пятно заметили спутники из космоса. Командованию поступил сигнал, что случилась беда. Оказывается, если там, где под водой должна находится лодка начинает плавать масло, то это может означать только одно - что корпус судна повреждён. А на самом деле, невредимый подводный корабль тогда смог уйти от преследования, стремительно скрылся и тихо залёг на дно, чтобы атаки прекратились.
Лежать на дне пришлось долго, почти месяц, без всякой связи с командованием, вышестоящим руководством, чтобы не быть обнаруженными по радиоволнам. А в это время в родном порту приписки корабля события развивались своим чередом.
Когда миновал месяц после того, как на поверхности океана всплыло масло, руководство вынуждено было, согласно утверждённым правилам, сообщить семьям, что моряки не вернулись с задания и погибли при исполнении служебного долга. Поэтому, когда затерявшиеся подводники, здоровые и невредимые, приближались к родному берегу, все их родственники как раз в этот день собрались за поминальными столами отмечать сорок дней с момента гибели экипажа в море.
Радость неожиданной встречи, сквозь слёзы, трудно выразить и передать словами. Вскоре командир корабля, который, не потеряв ни одного матроса, вернул всю свою команду в бухту назначения в добром здравии, был награждён орденом Красной Звезды.
«Без Бога на подводной лодке никак нельзя», - тихо, в задумчивости признался нам Шопотов.
Ещё один дилетантский вопрос мы, по-простому, однажды задали Константину Антоновичу: «Что самое важное, на его взгляд, в работе капитана?»
Ответ на наш дилетантский вопрос напоминал, скорее, философское размышление. Оказывается, работа капитана – это не профессия, а, скорее, искусство, где ценится одно особо важное качество – способность определять местоположение корабля. «Если ты не знаешь своего местоположения, в какой конкретной точке открытого океана сейчас находишься, то считай, что ты уже потерялся», – поведал нам Константин Антонович.
Во все века «на вес золота» были те мореплаватели, которые были способны привести корабль по безопасному маршруту точно к месту назначения, а не пришвартоваться, по ошибке, где-нибудь на рифах, или на необитаемом острове, что могло грозить потерей жизней экипажа.
Здесь требуется не только хорошее владение приборами по измерению географической широты, скорости и направлению морских течений, умение ориентироваться по звёздам на ночном небе и солнечному диску зените и т. д., но и обладание особым чутьём, шестым чувством, интуицией.
Почему древние греки старались плавать только вдоль берегов? Потому что так никогда не потеряешься. В открытом море совсем вступают в силу другие законы и ценой их незнания является жизнь доверившихся капитану людей.
В литературе по морской тематике часто встречаются два названия, применимые к морским путешественникам – мореходы и мореплаватели. Мы спросили у Константина Антоновича, из чисто наивного любопытства, есть ли отличия в этих сходных по звучанию терминах и в чём они заключаются? Неожиданно для нас этот вопрос, для литературного творчества по морской тематике, оказался существенным и важным.
Мореходы – это те, кто просто плавает по морю и не производит счисление координат своего местоположения и не фиксирует эти параметры в «шканечном» журнале.
Мореплаватели – это те, кто владеет знаниями и навыками топографического описания местности, умеет проводить гидрографические исследования, несколько раз в день определяет свои точные координаты и записывает в специальный журнал местоположение морского судна.
Особенно важно знать широту, на которой находится корабль. В этой связи, удивительно было узнать, что, находясь даже среди бушующих волн на широких просторах Тихого океан, когда вокруг ничего не видно, кроме воды, добраться до гавани в Петропавловске-Камчатском очень легко! Нужно всего лишь определить, где находится 52 параллель и тогда идти прямо по ней, никуда не сворачивая с этой географической широты, двигаясь на запад, и рано или поздно, корабль не сможет миновать удобной гавани в Авачинской губе. «Проверено не раз», – утверждал Константин Антонович.
Прослуживший в составе Тихоокеанского флота до выхода в запас по выслуге лет, К.А. Шопотов с 1972 года публиковал свои книги о моряках, имена которых оказались забыты. Две последние книги К.А. Шопотова, увидевшие свет в издательстве ГеоГраф в 2018 году, под названием «Великие географические открытия в Ледовитом и Тихом океанах» и «Возвращение России «Земель оттич и дедич», сразу после их выпуска стали библиографической редкостью. Часть тиража книг Константин Антонович направил на свою малую родину, в город Томск, где он родился в праздник Преображения, в приход старинного Преображенского храма, где его крестили в детстве.
К памятной дате 35-летия работы подводно-археологической экспедиции «Память Балтики», которая отмечалась 15 января 2019 гола, участники экспедиции сложили несколько четверостиший, посвящённых К. А. Шопотову, бессменному руководителю подводных водолазных работ на месте Выборгского сражения:
На Балтике Выборгский замок стоит
Там контр-адмирал подвизается.
Во славу России он снова для нас
Новых артефактов добивается.
В подводных глубинах эскадра лежит,
Побед Чичагова награда.
Достать, для потомков сберечь,
Военному историку отрада.
У первого в России храма прп. Серафима Саровского.
3 марта 2019 года Константина Антоновича не стало. До последних дней жизни он работал над книгой, посвящённой адмиралу В. Я. Чичагову, которую так и не успел издать. К. А. Шопотова похоронили на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, где покоится много подводников, где разместился мемориал морякам подводной лодки «Курск».
Первые захоронения появились в этой местности в 1904 году. Тогда же здесь был построен один из первых в России храмов, посвящённый прп. Серафиму Саровскому, незадолго до этого, в 1903 году прославленному в лике святых. Поэтому кладбище на окраине Петербурга у Чёрной речки ещё тогда в народе стали именовать Серафимовским.
Это название, так же, как и величественный старинный храм из благородного тёмного дерева, с элементами декора из ювелирной разноцветной эмали, сохранились до наших дней. Долгие годы настоятелем этого храма был известный протоиерей Василий Ермаков, похороненный сразу за храмом.
Многие заметили, что когда приходишь на могилу К. А. Шопотова, расположенную неподалёку, всего в нескольких десятках метров слева от алтаря храма, почему-то не ощущаешь уместных здесь чувств безысходной скорби и одиночества. Вдруг представляется, что это место как-бы окружает ставший Бессмертным батальон тех моряков, имена которых он поднял из забвения времён.
Источники.
1 - Гульнев Николай Николаевич, род. в 1941 г. в Курской обл. Военный моряк, капитан 1 ранга, выпускник 1965 г. ВВМКУ им. М. В. Фрунзе, ныне – Морской корпус Петра Великого. Службу закончил на Северном флоте. Выполнял интернациональный долг в качестве военного специалиста при зам. Командующего по боевой подготовке революционного ВМФ республики Куба. Член Союза писателей России.
2 - Контр-адмирал Ф. Ф. Ушаков назначен командующим Черноморским флотом 12 марта 1790 года. Победа эскадры Ф. Ф. Ушакова над турецким фортом капудан-паши Хуссейна у мыса Тендра обеспечила господство русского флота на Чёрном море. Фёдор Фёдорович Ушаков (1745–1817) – русский флотоводец, командующий Черноморским флотом (1790–1798), командующий русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798–1800), адмирал (1799), знаменитый на всём Востоке непобедимый «Ушак-паша».
3 - В Выборгском сражении под командованием шведского короля Густава III участвовало свыше трёх сотен шведских парусных и гребных судов, в том числе 22 линейных корабля. На их борту находились более тридцати тысяч матросов и солдат.
4 - Следующая война со Швецией началась в феврале 1808 года. 20 марта того же года вышел Манифест «о покорении Шведской Финляндии и о присоединении оной навсегда к России». Так император Александр I решал давнишнюю проблему России – близость границы к столичному Петербургу.
5 - Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия (Орден Святого Георгия) – высшая военная награда Российской империи. 1-й степени всего удостоено 25 человек.
6 - Григорий Александрович Потёмкин (1739–1791) – великий русский государственный деятель, граф, светлейший князь (Потёмкин-Таврический), генерал-фельдмаршал (1784). Член Российской академии (1783). фаворит и ближайший сотрудник императрицы Екатерины II. Сыграл большую роль в освоении Северного Причерноморья, Новороссии, Крыма, строительстве Черноморского флота.
Свидетельство о публикации №224042101388