71. Liberte, Egalite, Fraternite. Священная война

  Около старого устало журчащего фонтана остались Лафоре и граф де Карфадек. Несколько минут отец Мари молчал, нервно покусывая губы и бросая задумчивые и вопросительные взгляды в ясное голубое небо, будто ожидая оттуда подсказки, как лучше поступить.

  Наконец, граф решился прервать неприятное затянувшееся молчание, откашлялся и поправил рукой некогда пышный, но теперь посеревший галстук:

- Я... не имею против вас лично ничего...сознаю, что я и Мари обязаны вам жизнью...и дело даже не в том, что вы не дворянин...на дворе не шестнадцатый век...А вот то, что вы революционер, член Якобинского клуба,  робеспьерист...Но представим себе... если все мы выживем и всех освободят... как будет выглядеть семья состоящая из якобинца и легитимистов? Сегодняшние республиканцы вряд ли станут существенно мягче к дворянам, а вчерашний коллега... робеспьерист для них сейчас тоже "персона нон грата"... Вы сами об этом думали?

- Мавр сделал своё дело... мавр может уходить... - мрачная горькая усмешка возникла на бледных губах Лафоре - понимаю, в сегодняшнем положении я не только не могу быть вам полезен, а в чем-то поддерживать отношения со мной не только невыгодно, но и не вполне безопасно...

 Вы правы... я и сам считаю, что у меня мало шансов... но если сама Мари в этом согласится с вами...честно и без принуждения... я исчезну из вашей жизни...и не стану загораживать вам путь к свободе...  - на посеревшем лице резко обозначились скулы, по горлу прошел комок, Жан-Пьер отвернулся, скрестив на груди руки.

  Карфадек вдруг остро почувствовал, что этот суровый и с виду холодный, безэмоциональный человек очень глубоко страдает. "Рыцарь Революции"... и одинокий остро чувствующий личную ненужность человек, перед которым  на коварные минуты мелькнул свет в конце туннеля...

- Я не желаю вам зла... - графа встретил взгляд расширенных, словно от физической боли темных глаз якобинца - но и своей дочери тем более. Не надо никуда исчезать... Я просто прошу отсрочить свадьбу... Это даст всем нам возможность лучше обдумать свое положение... Может быть молитвы заключенных дойдут до Неба и начнется массовая амнистия?
И да... вот еще...все эти пять лет мне остро хотелось узнать, ради чего такие, как вы разрушили мирную жизнь прежней Франции? Ведь вы явно ничего лично для себя не приобрели... если не сказать хуже...

-  К чему всё это правоверному роялисту?  - Жан-Пьер  взглянул на графа устало и с легким недоумением, почему Карфадек так резко изменил тему? - впрочем, я готов отвечать вам...
  Жизнь видится совсем по-разному, если наблюдать ее из крестьянской лачуги, из убогой комнатушки бедного студента или из окна дворянского особняка или старинного замка...Кто еще, кроме знати, плачет о "Франции, которую мы потеряли"? НИКТО...
  Мы поставили перед собой трудную, но благородную задачу, искать дорогу в лучшее будущее для народа... а вместе с Францией и для всего человечества... ДЛЯ НАС понятия демократии и прав человека не пустой звук, как для этих новых "аристо" - банкиров, торгашей и финансистов, прикрывшихся чужими идеями, как фиговым листком...

- Ради блага  народа? - де Карфадек пожал плечами - а разве не пошли против вас с вилами и топорами крестьяне Бретани и Вандеи?

-  Нет ничего отвратительнее раба, защищающего рабовладельческий порядок и в один голос с хозяевами осуждающего как "бунтовщиков" тех, кто пытается изменить свое положение...- жёстко отчеканил Жан-Пьер - но... главное... - тут в голосе республиканца появилась мрачная ирония -  так говорил мой старый друг Жюстен Ламар, ныне погибший, не надо не ждать в ответ добра и благодарности...чаще будешь встречать непонимание и даже ненависть и проклятия...

- Хорошо... Сплошной идеализм конечно в перемешку с политическим фанатизмом...по-моему... Но откуда взялись ужасные слухи о фабрике под Медоном, где будто-бы... - Карфадек понизил голос, его бледное лицо  исказилось гримасой искреннего ужаса -  с казненных сдирают кожу и шьют из нее, одежду, переплеты для книг и прочее?

  Жан-Пьер нервно дернулся от гнева и отвращения. Но ответить следовало максимально честно... Он точно знал, откуда пошла эта черная легенда...

- Это из области сплетен старух на лавках у подъездов...когда один передает другому, тот "по секрету" третьему и прочим, НО ни один не может поклясться, что лично видел что-то...
 Так и быть, скажу вам больше, источник этой мерзости аристо, бурбонский агент в Швейцарии граф де Монгейар, этот черный анекдот должен был распространяться как доказанный факт с целью внушить простым людям отвращение и ненависть к Республике... Злобную ложь тут же подхватили в Лондоне...некий Томас Карлейль... Если ЭТО продолжают перепечатывать как факт, значит агитатор-роялист отработал свои деньги... Неужели, даже спустя сто или двести лет люди всерьез станут этому верить?!

  Вмешался в разговор стоявший в стороне и задумчиво молчавший до времени отец Этьен:
- Ваши утопические построения, сударь, будут все время запинаться о несовершенный человеческий "материал", который в своей массе предпочтет тихое привычное существование по-старому... по вашим республиканским понятиям - рабство и бесправие,  вашей рискованной бурной активности...
 Простого  человека в большинстве куда как больше беспокоит физическое, конкретное, а не абстрактное, личное, а не общественное, благополучие своей семьи, а не всего человечества...
  По-прежнему сильный будет доминировать над слабым, хитрый над простодушным... такова природа человека... Уйдут одни господа, значит, на смену им придут другие, но суть не поменяется...

  Лафоре окунул ладонь в лениво журчащий фонтан и утер лицо, сколько бы ему не осталось жить, он выскажет то, что думает...

- Доминирование сильного и хитрого... это досталось человеку от мира четвероногих...
 Беда человечества в том, что данный ему высшими силами Разум занят лишь тем, что обслуживает животную природу человека...  Всё это зло досталось нам от животного мира...в истинной природе ЧЕЛОВЕКА тяга к сотрудничеству и братству, а не к насилию и доминированию над кем-либо. Истинный ЧЕЛОВЕК не убивает и не насилует не потому, что боится тюрьмы и казни, а потому что эти действия претят его натуре существа наделенного душой и разумом...

  Мы сказали четко, нам не нужны привилегированные в принципе, не согласны они с этим, значит, их место на эшафоте, это касается также и тех, кто пытается занять место прежнего дворянства... всякого рода финансистов и банкиров...

  Что касается и формы устройства общества, монархия потому и самая древняя форма государства, что копирует звериную стаю, где есть несменяемый вожак - король, его верные дружки из  молодых агрессивных самцов - аристократия, есть средние рядовые члены стаи и наконец "изгои", которых третируют все кому не лень...

   В человеческом обществе в отличие от стаи животных, "сильный" далеко не всегда означает лучший, более сильным и приспособленным к выживанию может оказаться  преступник, которому ограбить и убить не проблема... а не священник... не  профессор и не кабинетный интеллектуал...
   Не надоело ли человечеству подражать обезьянам и не пора ли встать на две ноги не только физически, но и внутренне?

  Так говорил мой старый приятель... Ламар, я часто вспоминаю его,  некоторые высокомерно его считали болтуном-идеалистом...некоторые влиятельные господа говорили о нем, как о жалком неудачнике, который хочет разрушения старого общества лишь потому, что не смог добиться равного с ними статуса... а осенью 1792 он ушел добровольцем на фронт и погиб при Вальми...пока его критики отделались от службы в армии солидным денежным взносом и сидели по ресторанам и театрам...
 Удивительно, отчего носителя чуждых идей непременно нужно унижать лично, выставлять бездарем и ничтожеством?!

  Кстати, не потому ли священники в большинстве роялисты и считают монархию единственно "угодной Богу" властью, что только монархия даёт духовенству привилегии и роль 1-го сословия? В то время как Республика отделила церковь от государства и власти и сделала вас таким же гражданином, как и все прочие французы...

  Некоторое время отец Этьен задумчиво молчал, но потом решился дать революционеру ответ:
- Нет убедительности в поношениях и нет истины, где нет любви. Руссо, Вольтер и прочие коллеги... вслед за ними, много и старательно поносили современную Франию и ее историческое прошлое, но настоящей любви к Франции ни у кого из них не было, а поэтому в их поношениях не было и нет истины. Они были первыми у нас из числа тех несчастных  идеалистов, которые исповедуя утопические социальные и политические теории, были в силу этого пророками "злого добра".

  Любовь революционеров к будущему, к будущим людям становилась источником ненависти к настоящим, к живущим ныне,  "приземленным и неидеальным. "...В якобинцах  отразилась вся французская философия нашего века: скептицизм Вольтера, филантропия Руссо, политический цинизм Дидро и Рейналя; но все в нескладном и искаженном виде, как все предметы криво отражаются в кривом зеркале. Они есть истинный представитель полупросвещения, особый "малый народ" посреди большого...

  Неожиданно раздался резкий выкрик:
- Лафоре, выйти! Вас требует к себе гражданин Клерваль!


Рецензии
А ведь отец Этьен абсолютно прав. Но и Лафоре тоже. Кто-то должен делать людей лучше.

Светлана Енгалычева 2   23.04.2024 21:36     Заявить о нарушении
Да, и священник и революционер каждый прав по-своему. И как примирить эти противоречия?...
Света, спасибо)

Ольга Виноградова 3   23.04.2024 22:20   Заявить о нарушении
Во многом это зависит от политики государства. Ограничения для власти имущих, более высокое налогообложение для них, расширение доли среднего класса как основы. Неравенство всё равно не исчезнет, но оно будет сглажено, благодаря чему в какой- то мере примирит противоборствующие стороны.
И упор на нравственное воспитание.

Светлана Енгалычева 2   24.04.2024 00:57   Заявить о нарушении
В этом что-то есть..

Ольга Виноградова 3   24.04.2024 17:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.