Его короткая война

                Не для войны рождаются мужчины,
                А для того, чтоб не было войны.
                Сергей  Островой

                Мальчишки, рождённые спустя тридцать – сорок лет после окончания Великой Отечественной войны, воспитывались в семьях, где ещё были живы деды, которые воевали. От бабушек, переживших грозное время, знали об оккупации. У кого-то родственников угнали в Германию, кто-то скрывал под одеждой номер. В концлагерях не было имён, только татуировки с цифрами… В учебниках истории было много параграфов, посвящённых войне.  Первого сентября проводился Урок Мужества.  Школьники той поры хорошо знали имена пионеров, ставших Героями Советского Союза. Но мало кто мог представить себе, что когда-то ему придётся взять в руки оружие, чтобы защищать свою страну. Такое было спокойное время…
          
                Сашка рос, как и его сверстники. Учился, хулиганил, любил бродить в лесу в поисках, нет, ни грибов или ягод, а того, что напоминало о далёкой войне. Мальчишка был счастлив, обнаружив каску. Иногда попадались гильзы от снарядов. Находки становились экспонатами школьного музея.

                У повзрослевшего Саши появились  другие интересы, но то, что  есть Родина, а защищать её — обязанность каждого мужчины, он помнил всегда. И получив повестку из военкомата, он ни на минуту не задумался о том, что можно сослаться на учёбу или семейные обстоятельства.  Призвали — надо служить. Два года в ВКС России на космодроме Плесецк пролетели быстро. Позже началась обычная жизнь: работа, семья, стремление создать хорошие жилищные условия для подрастающих двойняшек.

                А потом, просматривая в свободное время новостные передачи, Александр стал обращать внимание на то, что происходит на Украине. Когда-то его родной дед, воевавший во время Отечественной, продолжил службу на львовщине. Не всегда лестно он отзывался об обстановке той поры, а что происходит сейчас… Факельные шествия сначала на Западной Украине, а позже и в столице. Чествуют не победителей, а бандеровцев,  участников дивизии «Галичина».   В школах детям прививают ненависть к русским.  Да что там в школах, даже в детских садах детям говорили, что нет имени Николай, есть Мыкола, и малышку зовут не Аней, а Ганной...

              Оранжевые  революции, майдан, горящие покрышки в центре Киева, первые выстрелы, брошенные коктейли Молотова и… Донбасс.  Атакованный украинской армией Донбасс…  Шахтёры взяли в руки оружие, чтобы защищать свою землю.  Ополченцы на протяжении  восьми лет мужественно сражались с неонацистами.

              24 февраля 2022 года началась специальная военная операция.  Александр работал в Москве.  «Новости» всё чаще вызывали желание встать в строй.  Окончательное решение пришло в тот момент, когда утром, вернувшись после смены, мужчина включил телевизор и, готовя себе завтрак, услышал, что по Клинцам был нанесён удар. В тот момент в его голове будто что-то щёлкнуло.  Под ударами родная Брянщина. «Значит, пришло наше время», мелькнула мысль. Вместо полагающегося после смены отдыха, вернулся на работу, чтобы написать заявление на увольнение.  Мирная жизнь закончилась.

              Не оповещая близких о своем решении, чтобы их не беспокоить, Александр вернулся на родину и обратился в военкомат.  Добровольцу быстро оформили все необходимые документы, выдали предписание.  Сказав семье, что возвращается в Москву, мужчина отправился в указанную в предписании часть. Еще в военкомате он познакомился с будущим сослуживцем и в часть поехали вдвоём. Разговоры в дороге были о разном. Предстояло служить вместе, хотелось узнать друг друга лучше.  Не с каждым, как говорится,  пойдёшь в разведку…

             В мотострелковую часть приехали вечером.  Там ещё двадцать шесть добровольцев из разных мест, объединённых желанием служить.  Разместились в казарме, переночевали, а утром полк построили и отправили «за ленточку».  «Новобранцы», естественно, остались в расположении части. Получили обмундирование, оружие.  Предполагалось, что Александр будет командиром отделения. Но, человек предполагает, а командирам видней. И стал доброволец старшим стрелком.  Начались армейские будни, новичков обучали обращаться с оружием. Стрельбы на полигоне, физическая подготовка.  Первые испытания на выносливость. Жара стояла такая, что гимнастёрки быстро становились мокрыми от пота.   В один из дней мужчинам предстояло переселиться в другую казарму. А это значит, что нужно было перенести оружие, боекомплекты, полученное снаряжение под палящими лучами солнца. Одному бойцу стало плохо, и  в казарме он прилёг на кровать, чтобы отдышаться. Когда сослуживцы   вернулись, оказалось, что у них первая потеря. Мужчина скончался. Он прошёл чеченскую кампанию и хотел снова послужить родине. Вдвоём с младшим братом отправились в часть, и ещё до начала участия в боевых действиях младшему пришлось сопровождать брата на родину …

             А остальные продолжали осваивать полученное оружие. Александр взял РПГ (ручной противотанковый гранатомёт), его новые  друзья Олег и Алексей решили стать пулемётчиками.  Кто-то стал обучаться работе на АГС (автоматическая гранатомётная система). Вторым номером к Александру прикрепили Данилу. Во время боя тот должен был прикрывать огнём Александра.  Подошли к концу «курсы молодого бойца», и спустя десять дней  после подписания контракта,  добровольцы отправились «за ленточку».  Колонна военных автомобилей выдвинулась в Харьковскую область.   Вдоль дороги их встречали местные жители. У обочины стояли женщины, старики, дети, приветствуя русских мужчин… И это были люди, которые не принудительно вышли встречать высокопоставленных гостей, как было когда-то, а по зову сердца, с искренней надеждой…   У бойцов от такого приёма наворачивались слёзы.  Они понимали, что едут не напрасно. Их ждут.

             Одна из машин  остановилась в небольшой деревушке.  Старший группы приказал быстро всё выгрузить и укрыться в свободном доме,  чтобы не попасть под обстрел противника, так как в небе появился вражеский дрон.  Прибывшая группа выполнила приказ, а машина  быстро рванула с места.

             В доме группу встретил прапорщик.   Он  довёл до сведения вновь прибывших обстановку, которая на тот момент был весьма и весьма сложной.   Размещаться добровольцам предстояло в школе.  Подхватив  оружие, БК,  снаряжение бойцы отправились к месту дислокации.  Группу тут же обстреляли,  но к счастью, все остались живы, никто не получил ранения.  В школе к ним пришёл офицер,  предложивший немного освоиться на новом месте и привыкнуть к звукам обстрелов и прилётов. Работать предстояло на следующий день.

                Утром офицер не пришел, накануне он  был ранен и эвакуирован в госпиталь. Старшим группы стал старший сержант, взявший на себя временное командование. Он  отправился в штаб, получил первое боевое задание.  Группе предстояло провести разведку. Несколько человек на БМП выдвинулись в сторону соседней деревни.   БМП остановилась на краю леса, а бойцы вошли в деревню, где попали в засаду. Начался стрелковый бой. Разведчикам пришлось ретироваться к БМП,  разведка не удалась, но к счастью, снова никого не зацепило.  Вернулись в школу.

             Начались боевые будни.  Группу на очередное задание повёл уже успевший повоевать боец, хорошо знавший местность. Позывной «Большой» соответствовал гренадёрскому росту солдата. Ещё несколько человек из другой роты шли вместе с группой «Большого». Им предстояло вынести из леса погибшего накануне офицера.  Шли лесной дорогой. Внимательность обострена до предела. Под ногами мог оказаться «лепесток» или едва заметная растяжка.  Но иногда и природа преподносит неприятные сюрпризы. Группа подошла  к непролазной чаще, через которую просто невозможно пройти.  Рядом с лесом — небольшое пшеничное поле.  Александр предложил пробежать через него до другого участка леса.  Бойцы задумались. В любой момент над открытым местом могут появиться «птички».  Но пока их нет, небо чистое… Александр бросился через поле к лесу.  Остальные  — за ним.  Отдышавшись, мужчина сообщил «Большому», что пока бежал, увидел в лесу антенны радиоточки. По рации «Большой» сообщил координаты противника. По «точке» успешно отработала артиллерия. 

             Группа тем временем осмотрелась.  В лесу накатанная дорога для «блуждающей» миномётной установки противника. Кругом валяются пластиковые бутылки из-под украинской минеральной воды.  Ребята оказались в тылу  противника.  Александр предложил пройти вглубь леса, и ударить по врагу.  «Большой»  возразил: «Вы ещё совсем ни к чему не готовы, не обстреляны. Возвращаемся».

              Возвращаясь в расположение, бойцы увидели в лесу  ополченцев, разгружавших своё имущество, оказавшееся весьма многочисленным.  Воевали  уже несколько месяцев…   Жители ЛНР и ДНР вступили в ополчение, но как оказалось, не все готовы были к военным действиям.  Окопавшись в лесу, продвигаться вперёд не хотели, а несколько человек оставив  позицию, заявили, что им надоело воевать.  Увы, не все родились «Моторолами» или Жогами.

             В один из дней в деревню прибыла военная колонна: танки, БМП, «мотолыги».  Им предстояло двигаться вперёд, а стоявший в деревне полк из-за больших потерь оставался на месте… Начальник штаба с болью в голосе констатировал: «Не с кем двигаться вперёд. Остались одни добровольцы, а у них боевого опыта с гулькин нос». После короткого отдыха колонна начинает движение, заходит в лес, где попадает под яростный артиллерийский огонь противника. Техника сожжена. Большие потери личного состава.  Оставшиеся в живых вернулись в свою часть.  Жаркое лето 2022 года было таковым в прямом и переносном смысле.

                Во время одного из разведывательных рейдов, оставив БМП в лесу, группа продвигаясь вперёд, нарвалась на украинцев, завязался бой, в ходе которого на позицию разведчиков вышли трое украинцев. Двое из них  были ранены.  Разведчики, пленив противников, осмотрели торсы неприятелей, убедились, что это не ярые нацисты. Тела не были украшены никакой символикой.  Разведчики приняли решение доставить пленных в штаб.  Окажись на месте пленных другие бойцы, судьба их могла быть иной.  На войне как на войне…

              Задачи у бойцов были разные. Не только разведка, но и доставка на другие позиции воды, которая в жару была на вес золота.  Александр получил задание сходить в медсанчасть и взять для ополченцев бинты, жгуты, медикаменты.  Вчетвером бойцы отправились на другой край деревни, а в небе появилась «птичка» и тут же прилетела мина.   Услышав над головой хлопок, мужчина увидел боковым зрением присевших Олега и Данилу, упавшего Богдана,  рванул вперёд.  Сзади раздался взрыв, взрывной волной Александра отбросило вперёд.  Упав на живот, сквозь красную пелену перед глазами успел перед собой увидеть правую ногу, в ушах раздавался звон… Боец подумал, что ногу оторвало и он отвоевался… Сознание отключилось.  Пришёл в себя, когда  его на плащ-палатке четверо бойцов несли к санчасти.  Первый вопрос: «Ребят, ногу оторвало?» Его успокоили, что он ранен, но нога на месте.  Когда практически были у цели, снова раздались взрывы. Опустив раненого на землю, бойцы укрылись в подвале.

             Приподняв голову, Александр увидел неподалёку ещё двоих раненых  в такой же ситуации. Не успели донести до санчасти…  Мелькнула мысль «Конец».  Ситуация критическая. Сделать ничего невозможно, осталось уповать на Всевышнего.  Страшно смотреть в небо, думая под звуки разрывающихся рядом снарядов о том, что видишь эту июльскую синь в последний  раз.  Но наступила тишина. И раненых погрузили в машину. Александр стал снова терять сознание. Сидящий рядом Олег начал бить его по щекам, возвращая в реальность.  Разбитая дорога, подпрыгивающая на выбоинах машина,  хлопки Олега по щекам, а ещё страшная боль…

             Раненых доставили в Изюм, где в подвале разрушенной церкви был оборудован медсанбат.  Тяжелораненый  Александр сразу оказался на операционном столе.  После  сделанной анестезии, он погрузил в сон и перед глазами  начало  мельтешить почти мультипликационное изображение круга, в центре которого находился чёрный квадратик, который ассоциировался  у оперируемого с собственной  персоной.   Круг  быстро вращался, мелькали фотографии близких и какие-то события,  квадратик уменьшился до крошечных размеров, и когда он практически исчез, Александр почувствовал, что он умирает. Оказалось, приходит в себя после операции…  На ноге фиксирующий металлический каркас.  В этот же день носилки с Александром доставили  на аэродром.  На раненом только покрывало из фольги.  День очень жаркий, хочется пить, но после операции ему только смочили губы. Прилетевший вертолёт забрал тяжелораненых на борт для эвакуации в тыл.  Рядом с Александром оказался боец с ампутацией обеих ног, которого он днём раньше помогал поднимать на БМП.  Тот, увидев знакомого,  упрекнул: «Я ведь тебя просил — пристрели!»   Александр вспомнил, что слышал неразборчивое бормотание раненого. Оказывается, вот о чём тот просил…  Возмутившись, Александр сказал: «С ума сошёл? Выжил! И без ног люди живут. Благодари Бога»…

              В госпитале Александру, потерявшему много крови, сделали переливание крови и плазмы, а вечером самолётом отправили в госпиталь Петербурга. В палате ещё одиннадцать «тяжёлых».  У каждого свой боевой путь, окончившийся потерей рук или ног, или иным тяжёлым ранением.  У Александра — череда операций, аппарат Илизарова, с которым пришлось сродниться на несколько месяцев. Реабилитация в госпитале Нижнего Новгорода. Многие месяцы на больничной койке и желание выздороветь и вернуться «за ленточку».  Осенью 2022 года прошла частичная мобилизация, армия пополнилась вновь призванными…  А он, который добровольно отправился в зону СВО,  снова рвался к тем, с кем так недолго успел повоевать…
 


Рецензии