19 апреля
А.М.
Апрельский ветер ворвался в комнату утренней свежестью и запахом дождя. Даже здесь, в центре города, чувствовалась весна. Она тянулась клейкими листиками деревьев в парке, мелькала солнечными зайчиками в оконном стекле и, как всегда, будоражила и беспокоила.
Небо сегодня было необыкновенно высоким, хотя с моря неслись разорванные в клочья мрачные тучи.
Александр подошел к окну. Странное чувство с раннего утра не давало ему покоя. И конечно, виной всему была она, та, что так же внезапно, как сегодняшний ветер, ворвалась однажды в его жизнь, заставила думать о себе.
На столе стояли гиацинты, бледно-розовые, голубые и желтые. Это для нее Александр выбирал самые лучшие, тугие, упругие, дивно благоухающие цветы. Сама нежность воплотилась в их тонких лепестках.
И теперь их аромат дразнил его, не давая сосредоточиться. Но вынести гиацинты из кабинета равносильно предательству или измене. Впрочем, во французском языке для этого существует одно слово - trahison. Неприятное слово.
Александр вздохнул , наверное, в сотый раз за утро и .... запел. Вначале тихо, еле слышно, потом громче и громче.
Это было старинное бретонское песнопение. Печальная мелодия, в которой словно оживала древняя земля, с ее просторами, менгирами, суровыми ветрами, кельтскими арфами и певцами. Но пелось в ней не о красавицах прошлого, не о доблестных рыцарях и их возлюбленных, не о феях, населявших некогда леса и озера Бретани.
Песня эта была о Деве Марии, которая пришла к кресту и сначала не узнала своего Сына - так изменилось от страданий Его лицо. А когда узнала , то заплакала горько и пожелала превратиться в птицу , чтобы взлететь к Нему, обнять Его крыльями своими и утешить поцелуем. И тогда крест сам наклонился к Матери. И после того как Она обняла и поцеловала Сына, отерла платком кровь с Его чела, Он попросил сохранить этот платок, не стирая.
Не стирай его в воде, что спит,
Иначе не будет больше ни ночи, ни дня.
Не стирай его в бегущей воде,
Иначе наступит миру этому конец.
Не стирай его ни в пруду, ни в реке,
Иначе Суд придет в этот мир.
Александр стоял у окна. Небо, еще недавно свинцово-серое, понемногу прояснялось. В ветвях дерева, росшего неподалеку, он заметил птицу, несомненно, ту самую, что щебетала накануне вечером, торопливо, будто захлебываясь, желая выговориться на неизвестном ему языке.
Сколько сострадания в этой старинной бретонской песне! Сколько милости и человечности...
Не стирать платок, чтобы не стереть память о прошлом...
Как всегда бывало в этот день, девятнадцатого апреля, Александр чувствовал на своих плечах тяжесть всего мира. Каждый год, именно в этот день, он пел в полном одиночестве Страсти , все три части, на бретонском языке. В память о погибших и выживших после восстания в Варшавском гетто, которое началось 19 апреля 1943 года и было обречено на поражение.
Надеялись ли они на успех? Ждали ли помощи откуда-нибудь со стороны? Думали ли, что жители Варшавы - те, что оставались вне стен гетто, - поддержат восставших? Или они просто выбрали, как умереть? Не в газовых камерах Треблинки, куда их должны были вскоре депортировать, а с оружием в руках, защищая свое достоинство и честь своего народа.
Ничто в мире не могло заставить Александра изменить скорбной традиции. В этот день он отменял все встречи и, оставшись один, пел Passions. Старинный напев, почти мертвый язык... Не идиш, которого он почти не знал, а язык той земли, где он жил уже много лет.
В этой бретонской песне его поразили когда-то слова:
А если знает кто об этом,
Но промолчит, - наказан будет
он на суде последнем...
Ведь важно не только помнить, но и говорить об этом, вспоминать. Каждый год Александр писал эссе, посвященные 19 апреля. Каждый год рассказывал о тысячах погибших и горстке выживших. Об Анелевиче , который будучи взят в окружение фашистами, вместе со своими бойцами покончил жизнь самоубийством. О Мареке Эдельмане, который возглавил восстание после гибели Анелевича.
Невероятно, но они встретились когда-то давно в пригородной электричке. В тот осенний день они с мамой возвращались из Парижской клиники, и случайным попутчиком оказался Марек Эдельман. На всю жизнь запомнился ему добрый, внимательный взгляд врача, когда тот взял в свои ладони руки болезненного мальчика. Потом, спустя много лет, Александр думал, что это было не просто проявление сочувствия, а что-то вроде посвящения. Эдельман этим жестом доверия словно передавал ребенку право хранить память.
Когда-то Марек Эдельман предпочел остаться в Польше, отказавшись от репатриации в Израиль. Там, в Варшаве, были похоронены его друзья и близкие. И он называл себя "хранителем еврейских могил".
"Кто-то же должен остаться... " - отвечал Эдельман, когда его спрашивали, почему он не уезжает из Польши. Остаться, чтобы жить и помнить. Поэтому он и не покинул страну даже после волны государственного антисемитизма в 60-х .
Помнить, чтобы никогда не повторился весь ужас бесчеловечности нацизма? Never again.
Plus jamais. Никогда больше. Но Александр знал, что, к сожалению, память о тех событиях вовсе не значит, что подобное не случится в другое время, в другом месте, под другими знаменами. И все же нельзя забывать об этом.
Анелевич, Эдельман... За каждым именем - жизнь и судьба, сила духа и глубина отчаяния. Помнить имена... А скольких имен мы не знаем и никогда не узнаем? Сколько их, канувших в Лету? Но разве их жизнь, их жертва значила меньше?
Не потому ли Марек Эдельман отказывался принимать участие в мероприятиях, посвященных тем трагическим дням? А ведь это с его именем связан символ памяти о восстании - желтые нарциссы.
Нарциссы, одни из первых весенних цветов, символ пробуждающейся природы. И они так похожи на желтые звезды...
Александр закрыл окно.
У него на столе сегодня нежные, словно акварельные, гиацинты, цветы дождя, которые он выбрал для той, чье имя теперь тоже всегда в его сердце.
У нее сегодня день рождения. Еще одно невероятное совпадение. Она родилась в тот самый день, но только много лет спустя.
Вот она, жизнь, торжествующая, несмотря ни на что. В этих хрупких цветах, в любимых строчках поэтов, в плывущих мимо дождевых тучах.
И хотя они не встретятся в ближайшие дни из-за того, что внезапно отменили все авиарейсы, - все же она всегда рядом. И пусть это непостижимо и похоже на сказку, но он чувствует ее присутствие. В лепестках гиацинтов, в старинном напеве, в своем сердце.
Свидетельство о публикации №224042100527
Непрерывная связь времен.
Анелевич - это героическое военное прошлое многострадального народа.
Марек Эдельман-патриот, гуманист, герой, хранитель еврейской памяти.
Александр-будущее великого народа.
Будьте здоровы и счастливы!
С глубоким уважением,
Сергей Химочка 06.12.2024 14:36 Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам за отклик.
Думаю, прототипу Александра (его зовут иначе) будет очень приятно прочесть это. Он много делает для того, чтобы сохранить память о лучшем в культуре и истории тех народов, частью которых считает и себя.
Спасибо и всего Вам самого доброго!
С уважением,
Вера
Вера Крец 06.12.2024 18:52 Заявить о нарушении