Командиры советских субмарин в кино

Мои постоянные читатели знают, что я по профессии врач, но волею ректората Хабаровского медицинского института, где была военно-морская военная кафедра, три года отдал службе на подводной лодке Тихоокеанского флота в должности начальника медицинской службы. Правда, служить пришлось на старенькой, более 15 лет в строю, дизель-электрической подводной лодке 611 проекта, которая известна разве что межфлотским переходом по Северному морскому пути из Североморска до Камчатки, а также тем, что на ней впервые в истории Тихоокеанского флота во время «автономки» была сделана операция по удалению аппендицита.

Служить мне пришлось во времена «холодной» войны между СССР и США и «горячей» вьетнамской, так что боевая служба, в которой я был участником, проходила с торпедой с ядерным зарядом. Правда, ничего героического со мной во время службы не произошло, а потом во исполнении измененного приказа Министра обороны меня с моей близорукостью списали из подводного флота на берег, что я расценил как предательство и предпочел уволиться в запас, стал врачом на «гражданке».

Но бывших подводников не бывает, поэтому я до сих пор интересуюсь всем, что происходит в подплаве всех стран мира. И уж тем более пересмотрел все фильмы о подводниках, снятых и у нас в стране, и в США, и в Японии. Вот перечень некоторых из них, которые я видел на своем компьютере. 

«Четвертый перископ» - СССР, 1939 год.
«Подводная лодка Т-9» - СССР, 1943 год
«В мирные дни» - СССР, 1950 год
«Идти тихо, идти глубоко» - США, 1958 год
«Операция нижняя юбка», - США, 1959 год
«Командир счастливой «Щуки» - СССР, 1972 год
«Тяжелая вода» - СССР, 1979 год
«Правда лейтенанта Климова» - СССР, 1981 год
«Третье измерение» - СССР, 1981 год
«Подводная лодка» - ФРГ, 1981 год
«О возвращении забыть» - СССР, 1985 год
«Охота за «Красным Октябрем» - США, 1990 год
«Последняя подводная лодка» - ФРГ, 1993 год
«Багровый прилив» - США, 1995 год
«Враждебные воды» - США, 1997 год
«Подводная лодка U-571» - США, 2000 год
«К-19» - США, ФРГ, Канада, Британия, 2002 год
«U-429. Подводная тюрьма» - США, 2004 год
«72 метра» - Россия, 2004 год
«Первый после Бога» - Россия, 2005 год
«Битва под Орионом» - Япония, 2009 год

Среди подводников во все времена, особенно в военные годы, непререкаемым авторитетом был командир субмарины. Недаром один из отечественных фильмов так и назван – «Первый после Бога». Поэтому мне захотелось поделиться своими впечатлениями о том, как изображался в советских фильмах командир подводной лодки. Это моё субъективное мнение, возможно, у кого-то из читателей, которые видели или увидят эти фильмы, создаться другое мнение, но, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. 

Я расскажу лишь о некоторых командирах субмарин, увиденных мной в советских кинофильмах. Российские кинофильмы обсуждать не хочу, качество их вообще, по моему мнению, ниже плинтуса, хотя в фильмах о подводниках чуть получше.  Итак, начинаю.

Фильм «Четвертый перископ», вышел на экраны в 1939 году.

Действие фильма происходит в предвоенные годы.] В ходе военно-морских учений три подводные лодки условного противника должны «атаковать» советский линкор. В разгаре «боя» неожиданно появляется четвёртый перископ, свидетельствующий о появлении неизвестной четвертой подлодки. Линкору угрожает реальная опасность, если неизвестная подводная лодка окажется вражеской. Однако четвертый перископ может принадлежать и сбившейся с курса советской лодке «Спрут», которая не должна находиться в этом месте. Эсминец «Отважный» посылает позывные, но ответа не получает. Командира одной из подлодок командует его родной брат-близнец, капитан 3 ранга Григорий Крайнев – артист Владимир Чесноков.  В этом фильме роль командира подводной лодки показана как-то в общих чертах, больше показывают командира эсминца, от действий которого может погибнуть его брат. Но все заканчивается благополучно, к радости матери командиров, которая приехала к ним в гости.

Следующий по хронологии событий, но не по порядку просмотренным мной кинофильмов – фильм «Подводная лодка Т-9», вышедший на экраны в военном 1943 году, снимавшийся на Каспии.

Советская подводная лодка Т-9 проходит через минные заграждения Финского залива и проникает во вражеский порт. Моряки начали топить транспортные суда противника, но вскоре узнали, что опоздали — вражеские войска и вооружения уже сгружены и направлены на фронт. Командир подводной лодки капитан третьего ранга Костров оказался в безвыходной для себя ситуации, когда боевое задание почти невыполнимо, но он обязан его выполнить — для него это вопрос чести или бесчестья.

Помешать планам врага можно, только взорвав в горах железнодорожный мост через ущелье. Старший помощник Дамиров высказал идею высадки с этой целью десанта в бухте рядом с ущельем. Четырём подводникам во главе с замполитом удалось незамеченными добраться до моста и заминировать его, но затем и они, и мины были обнаружены охранявшими мост финскими солдатами, одному из которых удалось выстрелом перебить бикфордов шнур. Участвовавший в десанте командир торпедной части Чибисов попытался поджечь его ближе к заряду, но был ранен. Видя приближающийся эшелон, Чибисов пожертвовал собой и подорвал взрывчатку гранатой.

Возвращаясь на базу, подводная лодка потопила вражеский мининосец, затем была обнаружена и атакована самолётами, после чего легла на грунт. Затем место обнаружения лодки начали патрулировать противолодочные корабли противника. На третьи сутки ввиду истощения запасов кислорода Костров отдал приказ подняться на поверхность, чтобы принять бой, но вовремя поспевший на подмогу советский сторожевой корабль вынудил неприятеля срочно ретироваться. Экипаж лодки доложил о пяти потопленных кораблях противника. Командир субмарины капитан 3 ранга Костров – артист Олег Жаков. И в этом фильме о командире рассказывается мало, разве что показана его решимость браться в врагом на поверхности, а не погибнуть в пучинах Балтийского моря без толку, от кислородного голодания.

Следующий фильм «В мирные дни»,  1950 года выпуска.

Первые послевоенные годы. Советские подводники заняты боевой учёбой, выходят в открытое море. Этот факт привлёк внимание разведки одной из капиталистических стран. Спустя какое-то время одна из наших подводных лодок подрывается на мине и, потеряв ход и управление, ложится на грунт. Чётко выполняя приказы командира, экипаж принимается за ликвидацию повреждений…

Но незадолго до этих событий в районе учений появилась и действует другая подводная лодка…

Закончилась война, но продолжается военная служба моряков-подводников. Некоторые из них, как матрос-торпедист Павло Панычук, жалеют, что нет в жизни места подвигу: как тут проявишь себя в мирные дни?
Парень больше увлечен романом с милой библиотекаршей Шурочкой, чем скучными деталями рутинной службы. Ну подумаешь, койку не застелил, офицера не заметил, честь не отдал! Негде же душе развернуться в полную ширь.

Однако служба и любовь оказываются довольно взаимосвязаны. Зять Шурочки, педантичный мичман Григоренко, бдительно следит за расхлябанным претендентом в родню. Ну вот какое ему удовольствие, сидя вечером на террасе в семейном кругу, наблюдать, как подчиненный матрос шарахается по кустам, убегая со свидания с сестрой жены? При этом опаздывает из увольнения!

Помощник командира капитан-лейтенант Орлов пытается достучаться до недисциплинированного героя, тот дает слово, что в учебном походе исправит все свои косяки. Если бы они знали, сколько испытаний предстоит! Иностранная разведка, используя экипаж из бывших нацистов, готовит диверсию. Когда подлодка войдет в намеченный квадрат, в толще воды ее будут ждать зловеще покачивающиеся мины.

Картины 50-х годов, как я уже неоднократно замечал, немного перебарщивают с пафосом, но зато ярки, динамичны, да еще эта красочная пленка, то ли трофейная, то ли созданная по немецким технологиям! В общем - глаз радуется, даже если иногда и режет слух. Под стать зрелищу и музыкальное сопровождение от композитора Юлия Мейтуса.

Помимо героических приключений моряков-подводников в фильме отражена тема духовной стойкости и ответственности женщин, ожидающих своих мужей и сыновей на берегу. В финале обе стороны, вернувшиеся из плавания и их родные, чтобы не волновать друг друга, делают вид, что ничего не произошло. Что опасного может случиться в мирные дни?

Сергей Гурзо в роли исправляющегося героического разгильдяя. Хулиганистые парни, вообще, по-моему - его конек. Тут еще его персонаж достаточно скромно себя ведет. Георгий Юматов в образе романтичного кока с баяном и чувствительными нервами.

Вячеслав Тихонов в одной из первых ролей. Ему как-то не пришлось развернуться, герой слишком правильный. Запомнилась только озвученная им пословица: "Хорош берег с моря, а море - с берега". Красавица Элина Быстрицкая, которой тоже, в общем-то, нечего особенно играть, но женщине с такими очами достаточно побывать в кадре, чтобы доставить радость зрителям.

В картине также снимались: Николай Тимофеев (командир подводной лодки капитан 3-го ранга Афанасьев), Аркадий Толбузин (помощник командира, капитан-лейтенант Орлов), Александр Гречаный (мичман Тарас Фомич Григоренко), Лидия Драновская (Шура), Виктор Авдюшко (водолаз Степан Матвеев), Лаврентий Масоха (помощник капитана иностранной подлодки Штунц), Олег Смирнов (II) (капитан иностранной подлодки фон Герлиц) и другие.

Следующим будет самый популярный из советских фильмов о подводниках
фильм «Командир счастливой Щуки», 1972 года выпуска. Он вышел на экраны в тот год, когда я получил первый отпуск после года службы на подводной лодке. Поэтому во время приезда в Хабаровск (а служил я во Владивостоке), повел свою жену на этот фильм, чтобы она могла увидеть, в каких условиях проходит служба её мужа. Тем более что в роли «героини» фильма выступает подводная лодка 613 проекта, так называемая «эска», на которой мне доводилось выходить в море, заменяя штатного начальника медслужбы, ушедшего в очередной отпуск.

В 1942 году, когда немецкие войска готовились к захвату Мурманска, советское командование решило активизировать деятельность Северного флота. Экипаж подводной лодки «Щ-721» выполняет задачу по уничтожению вражеского транспорта с солдатами и боеприпасами. Подлодка Алексея Строгова считается счастливой. Экипаж под его руководством творит чудеса и выпутывается из сложных ситуаций. Также Алексей Строгов разрабатывает тактику бесперископной торпедной атаки вопреки скептицизму коллег и руководства. В ходе выполнения боевой задачи на борт лодки пришлось принять эвакуированный экипаж другой советской подводной лодки. Гитлеровцы ведут на подлодку долгую охоту. В конце концов она оказывается в почти безвыходной ситуации — на дне и почти без кислорода. Командиру Алексею Строгову удаётся спасти лодку и экипаж, заплатив за это своей жизнью…

Канун 1943 года. Немцы пытаются захватить Мурманск. В защите города активно участвует подводный флот, в том числе лодка "Щ-721", прозванная счастливой "Щукой", а экипаж, соответственно - "щукарями".

Почему же "Щука" выходит с минимальными потерями из всех передряг, нанося большие потери врагу? Ее командир, капитан 3-го ранга Алексей Строгов, в шутку говорит английскому коллеге Дэвису, что помогают волшебные слова "по щучьему велению...", но дело, конечно, в смекалке и опыте командного состава , мастерстве и сработанности экипажа.

"Щукари" сдружились как одна семья. В боевых условиях, например, находят время справить день рожденья товарища. Праздник получился с небольшим подвохом: Строгов решил поднять настроение экипажу и убедил виновника торжества в том, что тот родился на десять дней раньше.

"Щука" так насолила врагам, что подводную лодку с дерзкой непредсказуемой тактикой знает сам немецкий адмирал, а капитан эсминца барон фон Хинс считает ее командира личным противником. Между Строговым и Хинсом разворачивается война интеллектов. Немец ставит "Щуке" приманки и ловушки, "щукари" стараются их предугадать и нанести ответный удар.

А на суше жизнь продолжается: ремонт, отдых, кино и поиски личного счастья. Каждому хочется душевного тепла и женского внимания, и бывалому командиру, и юному торпедисту, но передышки коротки, а исход морской дуэли неизбежен.

Этот фильм по праву считается лучшей отечественной художественной картиной о моряках-подводниках. Режиссер Борис Волчек с необыкновенной естественностью чередует напряженные и трогательные эпизоды, вовлекая зрителей в сопереживание событиям жизни героев.

Некоторые сцены невольно вызывают слезы на глазах: прощание экипажа "Щуки" с погибшим торпедистом Беляковым, исполнение мальчиком, лишившимся отца, песни "Священная война", уход команды капитана Рудакова с разбитой лодки, потеря слуха молодым акустиком Шуховым и, разумеется, финал.

Прототипами командира "Щуки", с которыми случались происшествия, включенные в сюжет, были разные люди, но с Иваном Васильевичем Травкиным, героем реально произошедшего на войне последнего сюжетного инцидента, все обошлось благополучно. Он успел добежать до рубки и погрузиться вместе с остальными. Храброму моряку было присвоено звание Героя Советского Союза, и он прожил еще долгую жизнь в мирное время. В фильме же предпочли показать самопожертвование героя.

Замечательная актерская работа Петра Сергеевича Вельяминова в роли "отца-командира" Алексея Строгова, сыгранная с непередаваемым мужским обаянием и шармом. Характерно, что при ошибочном "наезде" на своего подчиненного, мичмана Носова (Владимир Кашпур), командир тут же публично извиняется: по-настоящему сильный человек не боится признаться в допущенной слабости.

Волнующая музыка Александра Зацепина и песня "Давным-давно была война" на стихи Леонида Дербенева. Фильм получился непосредственным, и жизнеутверждающим, несмотря на трагическую сцену в финале.

В остальных ролях: Донатас Банионис (комиссар подлодки Виктор Шеркнис), Владимир Иванов  (торпедист Анатолий Голик), Михаил Волков (капитан-лейтенант Валерий Рудаков), Елена Добронравова (главный инженер плавбазы Светлана Веденина), Станислав Бородокин (акустик Сергей Шухов) и другие актеры.

Следующий фильм «О возвращении забыть» 1985 года выпуска. Он рассказывает об успехе советских подводников на Балтике. Как известно из истории, Балтийский флот во время существования Российском империи базировался в тех базах – в Кронштадте, в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки, столица Финляндии) и в Ревеле (ныне столица Эстонии город Таллинн).  После Первой мировой войны Финляндия и Эстония стали самостоятельными государствами, поэтому весь флот СССР на Балтике оказался в Кронштадте. Правда, в 1940 году после вхождения Прибалтийских стран в состав ССР часть флота перебазировалась в Таллинн. Но с началом Великой Отечественной войны и с приближением войск к Таллину флот с немалыми потерями под бомбами немецкой авиации вернулся в Кронштадт, где и простоял почти всю войну. Его там заперли немцы и финны, перегородив неглубокий Финский залив металлическими сетями и минными полями. Все попытки прорыва на Балтику наших субмарин приводили или в гибели их, или к возвращению в Кронштадт. И лишь после поражения Финляндии в войне наши торпедные катера и подводные лодки смогли выходить на просторы Балтики после проделывания проходов в минных полях. Именно тогда и произошло событие, которое нашло отражение в фильме «О возвращении забыть.», а в России в фильме «Первый после Бога». В них рассказывается об успешной атаке нашей субмарины С-13 под командованием Александр Маринеско на немецкие суда у выхода из Данцигской бухты. Итак, вот этот фильм.

Порт Данциг, конец 1944 года. Идёт Вторая мировая война, .
Антон Васильевич Исаев, командир советской подводной лодки «С-31», получившей в ходе боёв серьёзные повреждения и требующей срочного ремонта, получает задание обнаружить и атаковать крупный войсковой транспорт противника «Тироль». Немецкое судно следует из Данцига в Киль с находящимися на борту отборными частями СС и семьюдесятью экипажами подводных лодок, закончивших обучение в школе подводного плавания в Данциге..

После тяжёлого преследования командир принимает единственно правильное решение: под покровом ночной темноты лодка всплывает и в надводном положении со стороны берега подходит к цели с ходовыми огнями на расстояние выстрела и четырьмя торпедами успешно атакует «Тироль» на глазах растерявшегося командира немецкого  охраны…

Командира,  капитана 3 ранга Исаева, играет артист Александр Филипенко. Играет неплохо, хотя излишне нагнетает напряжение. Вообще эта роль, по- моему, не подходит ему. Большинство ролей в кино у него отрицательные герои.  А теперь, когда артист убежал в Прибалтику и поносит Россию, я этот фильм пересматривать не стал.

Закончилась война, но в советском флоте продолжали действовать наряду с атомными подводными лодками и дизель-электрические, менее шумные по сравнению с атомоходами. А скрытность одно из важных качества субмарин. И два фильма, о которых я хочу рассказать, как раз о таких «дизелюхах, лодках 641 проекта, по классификации НАТО «Фокстрот».

Фильм «Правда лейтенанта Климова», год выпуска 1981 год

Морского офицера Климова (Андрей Ростоцкий) за «пьяную драку» понизили в звании и перевели на Северный флот. На новом месте службы ему не доверяют и назначают на тренажёр. Постепенно выясняется, что Климов отличный специалист, что он боксёр и не пьёт, и что ударил любовника своей жены всего один раз. Лейтенанту удаётся получить назначение на лодку и хорошо зарекомендовать себя во время учений. Во время плавания заклинивают рули и Климов вместе с матросом во время шторма устраняют неисправность. Командира капитана 2 ранга Степанова играет артист Юрий Каморный. Он запомнился в роли командира танка в сериале «Освобождение».

А в этом фильме он показан как человек, который может переступить о сложившееся в отношении Климова предубеждение и начинает доверять ему. Мне особенно понравился эпизод, когда после устранения неисправности, промокший Климов отогревается в каюте, командир благодарит его не только за устранение неисправности, но и за то, что сам Климов не утоп, и матрос тоже остался жив.  Степанов говорит примерно такую фразу: «Я взял у матерей их сыновой взаймы, на время службы, и по её окончанию должен вернуть живыми-здоровыми». Замечательные слова, особенно в нашей время, когда командиры ВСУ посылают своих подчиненный на убой, не задумываясь, что это чьи-то дети.

Следующий фильм «Осмотреться в отсеках», 1985 года выпуска.
В далеком 1942 году советская подводная лодка под командованием капитана 3-го ранга Филиппа Ивановича Логинова незамеченной пробралась в бухту Багряную, захваченную противником. Потопив торпедами транспорт гитлеровцев водоизмещением около 6000 тонн, подводная лодка погибла с экипажем.

С тех времён прошло больше сорока лет. Командование военно-морского флота проводит учения в районе гибели подводной лодки. Командиру подводной лодки Николаю Логинову, сыну геройски погибшего отца-подводника, а также командиру противолодочного корабля Сергею Золотницкому, его другу, поставлены следующие задачи: стать условными противниками, по возможности не дать обнаружить себя, найти противника и условно его уничтожить.

Во время учений Золотницкий попадает в рыбацкие сети и становится лёгкой мишенью. Не желая лёгкой победы, Логинов не «уничтожает» противника из выгодной позиции. Как только командиру противолодочного корабля удаётся обнаружить подлодку, он производит «потопление» цели.

На совещании командующий учениями, принимая во внимание все произошедшее, решает повторить учения. Во время повторных учений Логинов действует так же, как и его погибший во время Великой Отечественной войны отец, и побеждает в них.
Командира субмарины,  капитана 2-го  ранга Логинова, играет артист Борис Щербаков.

Следующие два фильма рассказывают об экипажах атомоходов и их командирах.

Фильм «Тяжелая вода»   1979 года выпуска.

Следующий сюжет отправляет нас в эпоху "холодной войны". Советская атомная подлодка бороздит глубины Атлантики, соблюдая секретность. Долгое время мы наблюдаем быт подводного корабля и взаимоотношения экипажа субмарины, а также знакомимся с тревогами героев, которые они именуют "грузом земли". Быт, надо сказать, впечатляет. Это вам не прежние клаустрофобные помещения дизельных подлодок!

Приличный спортзал, столовая, напоминающая кафе, на столах деликатесы, включая бутерброды с красной и черной икрой. Красное вино тоже полагается, хотя нам этого не покажут. Молодой доктор Георгий Аратский подолгу тут задерживается, снимая пробу. А что ему еще делать, если экипаж до неприличия здоров?

Но и врачу находится дело: командир подлодки Арнольд Петрович Можаров обеспокоен состоянием акустика Мидядько. Тот второй день докладывает о слабых беспорядочных сигналах, которые больше никто не слышит. Поскольку замполит в курсе личных переживаний Василия Мидядько, руководство подозревает акустика в слуховых галлюцинациях, но правы ли они?

Вскоре пути подлодки пересекутся с иностранным сейнером, что создаст аварийную обстановку, а между командиром и судовым доктором возникнет напряженный моральный конфликт.

В общем-то до реально острой ситуации в картине проходит почти час, а, в основном, нас ожидают психологические проблемы экипажа. Старослужащие привыкли держать переживания в себе и публично проявляют только рабочие функции, поэтому впечатление самых живых обитателей субмарины производят простодушный акустик и инфантильный доктор.

Порученного пациента он вместо лечения рисует, но это еще можно понять: у госпитализированного от здоровья щеки, того гляди, лопнут. Но демонстрация "Герники" Пикассо вместо обучения экипажа искусственному дыханию - прямой саботаж. Тем более что "Герника" - не очень доходчивое до масс искусство.

Впрочем, и на берегу неугомонный медик вламывался в отношения старпома Галаева с вдовой друга, как слон в посудную лавку, из-за чего напряжение между ними так и звенит в воздухе. Неудивительно, что в решительный момент Аратский будет буквально биться об стенку. К счастью, блестяще провести хирургическую операцию это ему не помешает.

Кто же все-таки прав, врач, ставящий на первое место ценность человеческой жизни, или командир, отдающий приоритет выполнению задания? Ведь за бортом не война, или "холодная война" в эпоху ядерного паритета тоже не мир? Тяжелая вода - не только морская толща над стальной обителью героев, но и название оксида дейтерия, имеющего ядерные свойства.

Надо сказать, что, по сравнению с двумя предыдущими картинами, фильм пресноват. Лучшим его украшением является Наталья Вавилова, актриса с лицом иногда ангельской, иногда ведьмовской красоты, играющая роль взбалмошной студентки. Не знаю, входило ли это в замысел создателей фильма, но незрелость в поведении молодого поколения в нем просто изумляет.

Картина снята по мотивам одноименного романа Виталия Логвиненко, причем, ну очень "по мотивам". Многие имена изменены, не говоря уже о характерах. Фактически из книги перенесена только история проблем акустика. Роман, сам по себе, неплох, но это совсем другая история.

В съемках участвовали: Борис Борисов (командир Арнольд Петрович Можаров), Сергей Десницкий (старпом Борис Галаев), Геннадий Шкуратов (врач Георгий Аратский), Виктор Мамаев (акустик Василий Мидядько), Наталья Вавилова (Лена Соловьева), Валентина Титова (Ольга Андреевна) и другие.

И последний фильм, о котором хочу рассказать, называется «Третье измерение», вышедший на экраны в 1981 году.
Сегодня мы вспомним один из лучших советских телефильмов о военных моряках-подводниках атомного флота, снятый по мотивам одноимённой повести Леонида Борича. Это не боевик, это - рассказ о людях опасной и трудной профессии.

Автор, окончивший в свое время военно-медицинскую академию в Ленинграде, почти десять лет прослужил на дизельных и атомных подводных лодках. Именно поэтому, видимо, и получилась неторопливая, спокойная, но очень обаятельная история без пафосных слов, лозунгов и призывов. Тысяча мелочей в сценарии придают фильму "Третье измерение" вышедшему на экраны в 1981 году, прелесть и человечность, которых порой не хватает в фильмах о военной службе.

Например, в качестве строевой песни нарядившиеся подводники распевают знаменитое танго "Утомленное солнце". Или во время проверки, когда строгий командующий обходит отсеки подлодки, старпом и командир с каменными лицами прикрывают от высокого начальства невесть откуда вылезшего чумазого матроса.

Вообще в фильме много моментов, когда без слов все понятно, - и грустных, и лирических, и смешных, и служебных. Впечатление от ленты остается очень приятное. Здесь нет экстремальных ситуаций, но актерам удается цепко держать зрителя на протяжении трех серий.

Весь тон фильму задает командир подводной лодки в исполнении замечательного актера Александра Парры. Суровый, требовательный, молчаливый, настоящий служака. Улыбка на его лице кажется чудом. Но его обожает вся без исключения команда. Он тот самый офицер, которого Лермонтов так образно когда-то назвал "отец солдатам". Букреев, созданный Паррой, ох как не прост, но он - из тех людей, которым можно без колебаний доверить жизнь.

"Третье измерение" - фильм о людях. Командир - тоже человек. И его суровое сердце дрогнуло от встречи с нежной и милой Марией Викторовной, отправленной на подлодку для испытаний акустической аппаратуры. Как говорит наш герой, "широта, долгота - вот тебе и все измерения, а тут...". Наталья Егорова второй раз играет вместе с Александром Паррой: тремя годами ранее актеры снялись в драме режиссера Прошкина "Стратегия риска". Но наш Букреев женат. Его супругу, грустную женщину, воспитывающую на берегу двоих детей, играет Светлана Светличная. На заставке кадр из фильма с участием Александра Парра и Натальи Егоровой.

Офицерский состав, о котором так печется командир, - сплошь интересные и красивые офицеры в исполнении Владимира Грамматикова (доктор), Евгения Меньшова (великолепный штурман и главный сердцеед), Валерия Носика (вездесущий мичман), Германа Юшко, Валерия Кравченко, Рубена Симонова, Валерия Шальных, Юрия Лученко.

Остается добавить, что фильм частично снимался в Североморске на легендарной атомной субмарине "К-38", и то, что актеры играют не в декорациях - очевидно.

Подводя итог, позволю себе процитировать строки из песни композитора Леонида Афанасьева на стихи Сергея Гребенникова:
Уходим мы на глубину
В холодную волну…
В подводный мир, где сам Нептун
Придумал тишину…
В его владениях немых
Преград немало,
Но мы навстречу им идём,
Подняв забрало!
Бурлит тяжёлая вода –
Идет вперёд
Подводный наш атомоход.

И как говорится, «галопом по Европам», расскажу  о нескольких зарубежных фильмах о подводниках. Один из них, американский фильм «Операция нижняя юбка», рассказывает, как на американской субмарине оказались несколько женщин, которых надо было вывезти с одного из островов в Тихом океане, где они оказались после аварии гидросамолета. Это комедия с элементами трагедии. А фильм «Враждебные воды», тоже снятый американцами, рассказывает о реальной истории, когда на нашей атомной ракетной подводной лодке случилась авария – загорелась баллистическая ракета, нацеленная на один и городов США, а лодка находилась недалеко от Атлантического побережья Америки.  Очень интересно рассказывается, как поступили командиры нашей и американских субмарин в этой ситуации.

Фильм «Охота за Красным Октябрем» сплошная фантастика. Якобы командир нашей подводной лодки типа «Акула», самой большой в истории человечества, оказался предателем и хочет угнать лодку и отдать американцам. Ну прям как предатель-вертолетчик, недавно убитый в Испании, которые угнал вертолет в Украину и убил двух членов своего экипажа.  Искажены американцами и факты, связанные с субмариной К-19, одной из первых советских атомных субмарин, на которой случилась аварийная ситуация, грозящая «Хиросимой» в океане.

А вот немецкий фильм «Подводная лодка» считается самым лучшим фильмом, рассказывающем о действиях немецких подводников годы «Битвы за Атлантику, в которой 75% немецких подводников нашли свою смерть на дне морей и океанов.  Фильм очень длинный, самая полная версия идет свыше 4-х часов, так сказать, на любителя, но он того стоит.

Еще в одном американском фильме рассказывается, как героические подводники захватили немецкую подводную лодку, которую подбили американские самолеты в океане, и сумели доставить на берег шифровальную машину «Энигма».  А в японском фильме повествуется, как командир субмарины не позволил экипажам «кайтенов», молодым людям-камикадзе, сесть в свои аппараты, когда война уже проиграна.  Так что в фильмах про подводников, как отечественных, так и зарубежных, можно узнать много интересного о нелегкой службе моряков, у которых девиз не как у всех моряков, плавающих на поверхности, «Семь футов под килем», а «Чтобы число всплытий было равно числу погружений».


Рецензии