Места души моей 35

Река Адыл-Суу бушевала внизу, а я перешла на другой ее берег и отправилась  по широкой грунтовой дороге с пологим уклоном. Я пока даже не очень представляла, куда иду, знала только, что где -то недалеко относительно можно полазить по скалам. Везде здесь чернели коровьи лепешки и Солнце, уже начинающее припекать, грело их и мух, которые стаями кружили над лепешками. Мухи садились и на меня, чувствуя разогретое уже тело и пот, жужжали и надоедали. Высота над уровнем моря ущелья значительно ниже по сравнению, например, с Терскольским. Там я не встречала никаких назойливых насекомых даже в самую жару. Да, в общем, в высокогорье и не бывает жары,  воздух прохладен и свеж, просто много солнечных лучей. Здесь, в нижней части  ущелья Адыл-Суу обстоит все несколько иначе. Хотя, стоит пройти километров десять и атмосфера изменится, станет холоднее и приятнее.

Дорога вильнула  серпантином. Я поднялась на второй виток, а потом и на третий. Вот и они, коровушки. Лежат по обочине и бьют хвостами, отгоняя мух. С левой стороны дороги росло несколько облепиховых деревьев. Здесь они были высокие  по сравнению с тем, что я видела ближе к Терсколу. У нас, в Иваново облепиха тоже кустарник. Однако, когда я съездила в Нижний Новгород, то была поражена тем, что облепиха в тех краях - это огромные деревья!

Я остановилась и попробовала несколько начинающих желтеть ягод.

Я поднималась все выше и выше, но навстречу мне попалось только два маленьких мальчика, никого в округе больше не было. Наконец, вдалеке я увидела деревянные домики. Похоже, что это был альплагерь. "Ну, наверное, здесь уже кто-то есть" - подумала я. Мне необходимо было всё -таки узнать, долго ли ещё идти до места, где можно куда-то залезть. Хотя, пожалуйста - слева крутой склон. Залезай -не хочу!

Подойдя ближе к домикам, я увидела выходящих из него трёх человек в экипировке. Скорее всего, они собирались идти к уже виднеющиеся выше по ущелью вершинам.

- Добрый день! - поприветствовала я их. - Не подскажите, далеко ли до места, где можно полазить по скалам! Все трое обернулись и сурово посмотрели на меня.

- Да Вы уже почти пришли. Немного спуститесь и слева будет камень "Некантуй" - ответил один из мужчин и заперев дверь, они направились вверх по ущелью.

Я прошла ещё метров сто и справа от себя увидела деревянный указатель, на котором было выжжено: "Лес над Некантуем" и нарисована стрелка в сторону склона.

А метров через десять возвышался, собственно, сам Некантуй. Огромный камень, метров десять высотой, наверное, прилетевший сюда когда -то со склона. Я подошла с противоположной стороны. Вверх, по практически отвесной стене,  уходили шлямбуры. В два последних были вставлены карабинчики -рапиды. Как здорово! Значит,я смогу полазить! Но, нижней страховкой я ещё не пользовалась. Значит, придется искать место, где на камень можно подняться пешком. Я продвинулась направо и  я обнаружила берёзу, растущую практически из камня. У ее основания ползла наверх еле заметная тропка. Надев скальники, я вынула из рюкзака веревку, закинула ее на плечо и отправилась вверх по тропе с каменными ступеньками. Ствол березы помог мне сделать рывок и выйти на плоскую верхнюю поверхность камня, откуда можно было прокинуть веревку через карабины, что я и сделала. Но, времени на это пришлось затратить немало, потому что длина веревки составляла пятьдесят метров. Таким образом, около 30 метров оказалось просто на земле. Затем я спустилась, чтобы надеть страховочную систему, мешочек с магнезией и закрепить веревку одним концом за нижний шлямбур. Но, вот беда, на тот момент я не помнила как завязать узел "восьмерка", чтобы встегнуть карабин и вставить его в шлямбур. Неожиданно, около камня появилось двое мужчин. Они были крепкие и загорелые. Ну, впрочем, это закономерно...Я решила спросить о том, как вяжется "восьмерка".

- Добрый день, знаете, не могу вспомнить как вяжется восьмерка...- пожаловалась я одному из мужчин. Он, недолго думая схватил веревку и стал ввязывать ее мне в систему.

- Да нет, нет, Вы не поняли, мне нужно просто на конце завязать веревку и вставить петлю в карабин и шлямбур.

 - Интересно! - удивился мой неожиданный  помощник.  - А дальше что?

И я рассказала о том, каким образом буду залезать на "Гри-гри".

- Я в первый раз такое вижу! - не переставал удивляться мужчина. - Вы из какого города?

- Из Иваново - ответила я.

- А мы из Сургута. Мы  так не лазим...

Мужчина помог мне с "восьмёркой". А меж тем его друг, без всякой страховки забрался на камень и так же быстро спустился со стороны березы. Я и глазом моргнуть не успела... Но, это конечно, дело рискованное. Какими бы отличными навыками скалолазания не обладал человек, высота здесь приличная и падать, если что, придется на землю, а не на маты, как на скалодроме.

Пока я надевала "Гри-гри" и встёгивала его в систему, друзья уже собрались уходить, пожелав мне удачи.

Ну, что ж! Я была готова оттачивать навыки скалолазания уже в естественных условиях. И мой путь по камню начался. Поверхность оказалась довольно скользкой и зацепиться было особо не за что. С трудом я выбралась на первый выступ. Затем, участок был посложнее. Я выбрала веревку из "Гри-гри" и шагнула правой ногой на отвес, но нога соскользнула. Видимо , это был не вариант.  Повернувшись другим боком и поставив левую ногу выше и взявшись за край трещины, все-таки забралась ещё повыше  и выдернула веревку. В какой -то момент, мне показалось, что веревку травит через "Гри-гри". Но, нет, это только показалось. Я посмотрела вниз. Река Адыл-Суу блестела плоской лентой и мне даже показалось, что я очень высоко забралась. Я пошла дальше. Теперь залезать уже было достаточно легко. Ещё рывок и я дотронулась рукой до верхнего шлямбура. Теперь нужно спуститься, что , в общем -то труда не составило. Потом я ещё раз повторила свой маршрут.  Затем я решила посмотреть, с каких сторон ещё можно полазить. Прямо над дорогой проходил маршрут посложнее. Здесь просматривался небольшой противоуклон в начале пути, а дальше зацепиться было практически не за что. Я попробовала поставить ноги и руки, но руки соскальзывали. Здесь можно было пролезать только враспор. И все -таки я решила прокинуть веревку и здесь.

Я снова поднялась на камень со стороны березы и поднялась на площадку, чтобы смотать веревку. Пока я работала с веревкой, набрасывая виток  за витком на плечо, по дороге проехала машина и остановилась под камнем. Видимо, кто-то приехал полазить. Но, оказалось, что дальше просто запрещен проезд. Из машины вышло трое человек: двое взрослых и подросток. Они взяли вещи и отправились вверх по ущелью, за закрытый шлагбаум.

Чтобы добраться до верхних шлямбуров второго маршрута, нужно было залезть выше площадки, на которой я стояла и я пошла. Вот и "вершина" Некантуя.

Слева от меня виднелся один из шлямбуров с рапидиком.  Я присела и протащила веревку. Второй шлямбур находился справа от меня, над каменной вертикалью обрыва. Чтобы достать до него, нужно было встать в полный рост и шагнуть по наклонному участку, обросшему мхом,  на самый край. Я взвесила все "за" и "против" и решала, что это всё -таки глупый риск, хотя мне очень хотелось сделать это...

Возможно, что сейчас бы я нашла какое -то Соломоново решение, но на тот момент его не находилось.

Я повесила веревку на плечо и пошла вниз, не забыв сделать пару фотографий.

Где же ещё может быть маршрут? Ну, да нужно заглянуть со стороны березы. И да, он там проходил, но ещё более жёсткий, чем на противоположной стороне. Когда-то я завезу и там и здесь, но пока морально не готова. Ну, что ж! Для первого раза вполне достаточно и этого...

Время уже перевалило за полдень и захотелось перекусить. Я отправилась на берег Адыл-Суу, чтобы съесть фасоль с грибами с хлебцами и запить все это водой. В запасе были ещё яблоки и орехи.

На крутом, высоком берегу росли деревья и я укрылась в их тени от палящих лучей. Только я закончила свою обеденную трапезу, как увидела поднимающуюся вдоль дороги знакомую уже фигуру.

Продолжение следует


Рецензии