Письма Учителей Мудрости, Первая серия

      Письмо 19

    Г. С. Олкотту

Опять же, когда вы приближаетесь к Лондону, я хочу сказать вам пару слов. Ваша впечатлительность так переменчива, что я не могу вполне полагаться на неё в это критическое время. Конечно, вы знаете, что все было настолько сфокусировано, что потребовалась настоящая поездка, и что мысль, вдохновившая совершить её, пришла к вам извне, так же как членам Совета – дать согласие на неё. Обуздайте свои чувства всеми необходимыми средствами, чтобы вы могли поступать правильно в этой западной неразберихе. Следите за своими первыми впечатлениями. Ошибки, которые вы совершаете, возникают из-за того, что вы этого не делаете. Пусть ваши личные пристрастия, привязанности, подозрения или антипатии не влияют на ваши поступки.
Между членами Общества, как в Лондоне, так и в Париже возникли недоразумения, которые ставят под угрозу интересы движения. Вам скажут, что главным виновником большинства, если не всех, этих беспорядков является Е.П.Б. Это не так; хотя её присутствие в Англии, конечно, имеет к ним отношение. Но наибольшая доля этих беспорядков приходится на других, чьё безмятежное неведение о своих собственных недостатках очень заметно и заслуживает порицания. Один из самых ценных результатов миссии Упасики состоит в том, что она побуждает людей к самопознанию и разрушает в них слепое раболепство перед личностями. Возьмём, к примеру, ваш собственный случай. Но ваш бунт, милый друг, против её непогрешимости (как вы когда-то подумали) зашёл слишком далеко, и вы были несправедливы к ней, за что (мне жаль, но придётся сказать) вы вынуждены будете пострадать в дальнейшем вместе с другими. Только что, на палубе, ваши мысли о ней были мрачными и греховными, и поэтому я нахожу момент подходящим, чтобы заставить вас насторожиться.
Постарайтесь устранять такие неправильные представления, как только вы их обнаружите, добрыми убедительными аргументами и взыванием к чувству преданности Делу истины, если не нам. Заставьте всех этих людей почувствовать, что у нас нет ни любимчиков, ни привязанностей к людям, а только к их благим делам и к человечеству в целом. Но мы используем посредников — лучших из доступных нам. Из них в течение последних тридцати лет главной была личность, известная миру как Е.П.Б. (но иначе нам). Без сомнения, она кажется некоторым несовершенной и очень беспокойной; тем не менее, нет никакой вероятности, что мы найдем лучшую кандидатуру в ближайшие годы — и ваши теософы вынуждены будут это понять. С 1885 года я не писал и не заставлял писать никаких писем и ни одной строчки кому-либо в Европе или Америке, кроме как через её посредничество, непосредственное или опосредованное, а также не общался устно с какой-либо третьей стороной или через таковую. Теософам следует знать это. Позже вы поймете значение этого заявления, так что имейте его в виду. Так как её преданность нашей работе неизменна, и страдания обрушиваются на неё из-за этого, то ни я, ни кто-либо из моих Собратьев не покинет её и не заменит. Как я уже однажды заметил, неблагодарность не числится среди наших пороков.
С вами у нас непосредственные отношения и имеют место (за редкими исключениями, о которых вы знаете), как и настоящие, на психическом плане, и так будет продолжаться в силу обстоятельств. А то, что они столь редки — вина ваша, как я уже писал вам в последний раз.
Чтобы помочь вам в вашем нынешнем затруднении – Е.П.Б. почти не интересуется административными делами, и ей следует держаться подальше от них, насколько можно управлять её сильной натурой. Но вот что вы должны сказать всем – она всецело занимается оккультными вопросами. Мы не покинули её; она не «передана челам». Она – наш прямой посредник. Я предостерегаю вас от того, чтобы ваши подозрения и негодование по поводу «её многочисленных безрассудств» не повлияли на вашу интуитивную преданность ей. При урегулировании этого европейского дела вам придётся учитывать две вещи — внешнюю или административную и внутреннюю или психическую. Первую держите под своим контролем и под контролем самых благоразумных товарищей, а вторую предоставьте ей. Вам остаётся продумать практические детали с обычной для вас изобретательностью. Только будьте осторожны, говорю вам, и умейте различать, когда какое-то её случайное вмешательство в практические дела направляется вам в виде просьбы, между тем, имеет чисто экзотерическое происхождение и последствия, и теми случаями, когда, начиная с практических дел, такое вмешательство склонно порождать последствия на духовном плане. Относительно первого вы – лучший судья, а второго – она.
Я также обратил внимание на ваши мысли о «Тайной доктрине». Будьте уверены, что то, что она не снабдила ссылками на научные или другие сочинения, мы дали или подсказали ей. Каждая ошибка или ошибочное представление, исправленное и объясненное ею из трудов других теософов, были исправлены мной или под моим руководством. Это более ценное сочинение, чем его предшественник; краткое изложение оккультных истин, которые сделают его источником информации и наставлений для серьезных исследователей на долгие грядущие годы.
П. Шринивасроу снова пребывает в сильном душевном расстройстве из-за моего долгого молчания, за неимением развитой ясной интуиции (как иметь её после той жизни, которую он вёл?). Он боится, что его покинули, хотя его ни на мгновение не теряют из виду. День за днём он делает свои собственные записи в «Ашруме», ночь за ночью получая инструкции, соответствующие его духовным способностям. Иногда он совершал ошибки, например, недавно, помогал выгнать из штаб-квартиры того, кто заслуживал более снисходительного отношения, чья вина была результатом невежества и душевной слабости, а не греха, и кто стал жертвой сильного человека. Сообщите ему, когда вернетесь, об уроке, преподанном вам в Бомбее, и скажите моему преданному, хотя и заблуждающемуся «сыну», что предоставить ей защиту было самым теософским делом, а самым нетеософским и эгоистичным делом – прогнать её.
 Желаю вам убедить других: Т.Т., Р.А.М., Н.Н.С., Н.Д.Ч., Г.Н.Ч., У.У.Б., Т.В.Ч., П.В.С., Н.Б.Ч., Ч.С., Ч.У.Л. Д.Н.Г., В.Г., С.Н.Ч. и т. д. среди прочих, не забывая и об остальных истинных тружениках в Азии, в том, что поток кармы течёт постоянно, и мы, так же как и они, должны пробивать себе путь к освобождению. В прошлом были тяжелые испытания, ещё одни ждут вас в будущем. Пусть вера и мужество, которые поддерживали вас до сих пор, пребудут с вами до конца.
Вам лучше пока никому не упоминать об этом письме – даже Е.П.Б., если она не скажет вам об этом сама. Пройдёт достаточно времени, когда вы поймёте, что возможность появилась. Оно единственно дано вам как предупреждение и руководство; другим же только как предупреждение, поскольку вы, при необходимости, можете использовать его осмотрительно.
                К.Х.
Приготовьтесь, однако, к тому, что определённые круги будут отрицать подлинность этого документа.


Рецензии