15. span. JG51 против ВВС

Начал по случаю изучать действия испанских летчиков истребителей из Escuadrilla Azul на советско – германском фронте. Естественно захотелось проверить как их победные заявки подтверждаются данными о потерях ВВС советской стороны.

15. (span.)/JG51 против 523 ИАП.

9.03.43 испанские истребители заявили сбитыми 2 Ла-5, отличились вот эти пилоты:

Hptm. Alos Antonio  15.(Span.)/JG51 LaGG-5 45 681: 5000-1500 m 13:54

Olt. Calleja Rafael  15.(Span.)/JG51 LaGG-5 44 244: at 5000 m 13:50

Во время вылета на свободную охоту испанские истребители на большой высоте встретили 2 «Лавочкиных». В источнике не пишется сколько было испанских «Мессершмитов-109» два или больше, были ли одержавшие победы летчики с ведомыми – напарниками не пишется. Описывается только, что победы были достигнуты выше указанными пилотами без большого труда.

Противниками испанцев были истребители из 523 ИАП 303й ИАД из состава 1й Воздушной Армии, их вылет и бой полностью совпадает по времени и месту с данными испанцев. Но детали боя с советской стороны рисуют несколько иную и более широкую картину. По данным ЖБД 303й ИАД вылетало 6 Ла-5 полка во главе с младшим лейтенантом(!) Мишенковым. Они встретили группу до 10 – 12 Ю-87 под прикрытием 6 Ме-109. Пара «Лавочкиных» во главе с старшим сержантом Максимовым сковала истребители прикрытия, а остальная четверка атаковала «Юнкерсы» и сбила группой 1 Ю-87. Из вылета не вернулись три сержанта: старшие сержанты Максимов и Кривощеков, и просто сержант Антонов. Мало сомнений что среди не вернувшихся был и напарник Максимова. Таким образом испанские заявки подтверждаются и им удалось сбить обоих своих малоопытных противников. Максимов вернулся позже в полк, он разбил свой поврежденный Ла-5 на вынужденной посадке, по итогам боя ему был засчитан сбитым 1 Ме-109. Что случилось с третьим «Лавочкиным» не ясно возможно он стал жертвой стрелков Ю-87 или потеря была не боевая.

Интересно, что четверым молодым и малоопытным пилотам 523 ИАП во главе с Мишенковым скорей всего удалось нанести реальную потерю противнику, а именно сбить Ю-87, один из пилотов которого, по данным 303й ИАД, спасся на парашюте и был пленен наземными войсками. По данным потерь Генерал-Квартирмейстера в этот день действовавшая в том районе III./St.G.1 потеряла от зенитного огня  Ju 87 D3  w.n. 2281 вместе с экипажем. И также упоминается, что один из летчиков выпрыгнул на парашюте. Это совпадение деталей и наводит на мысль, что речь идет об одном и том же самолете и в немецких и в советских документах.

15. (span.)/JG51 против 49 ИАП.

21.03.43 испанская Escuadrilla Azul de Caza потеряла одного своего пилота. Два летчика эскадрильи: Captain Jos; Antonio Garc;a-Alfonso Men;ndez-Conde и Lieutenant Bernardo Meneses Orozco ранним утром вылетели на сопровождение бомбардировщиков Хе-111 в районе Спас-Деменска. Они встретили несколько Ла-5, которые намеривались атаковать бомбардировщики, и вступили с ними в бой. Бой сложился не удачно для испанских пилотов, успехов они не заявляли, а капитан Men;ndez-Conde был сбит в своем Bf 109 F-2 No.19 и погиб. Его тело и остатки самолета были найдены на следующий день на подконтрольной немцам территории.

По данным 1й Воздушной Армии, в полосе которой воевали испанцы, авиачасти Армии провели за 21 марта 6 воздушных боев, в которых было заявлено две победы: 1 ФВ-190 и 1 Ме-109-Г-2.

ФВ-190 был заявлен капитаном Цагайко из 122 ИАП в бою в период с 7:40 до 7:50, пары Як-1 полка с парой ФВ-190 в районе станции Гривка. Но так как разница берлинского и московского времени была еще два часа (?), то пилоты 122 ИАП не могли драться с испанцами, так как последние взлетели в 5:45 (в 7:45 по московскому времени), когда бой пара Цагайко уже вела.

Предпочтительней на реальную победу выглядит заявка летчика 49 ИАП. Четверка «Лавочкиных» этого полка вылетала на прикрытие в период с 8:25 до 9:30 и встретила 2 Ю-88 и 2 Ме-109. В завязавшемся бою летчик воевавший в 49 ИАП с начала войны - Ходун Иван Александрович (8 + 3 победы) заявил сбитым один Ме-109-Г-2.

 По времени эта заявка Ходуна больше подходит (если разница по времени 2 часа), также по данным испанцев они вели бой с ЛаГГ-5, что тоже говорит о том, что реальной победы добился летчик 49 ИАП.


15. (span.)/JG51 против Пе-2.

27.01.43 испанские истребители из Escuadrilla Azul (третьего состава) заявили сбитыми четыре Пе-2. Отличились два пилота: Lieutenant Emilio Bara;ano Mart;nez (воевавший ранее во 2 составе эскадрильи) и Ensign Miguel Mart;nez Vara de Rey. Оба заявили по две победы:

27.01.43 Oblt. Emilio Bara;ano 15. (Span)/JG 51 Pe-2 ; 73 838: at 3.000 m. 08.05

27.01.43 Ltn. Vara de Rey 15. (Span)/JG 51 Pe-2 ; 73 839: at 3.000 m. 08.05

27.01.43 Oblt. Emilio Bara;ano 15. (Span)/JG 51 Pe-2 ; 73 648: at 3.000-50 m. 08.10

27.01.43 Ltn. Vara de Rey 15. (Span)/JG 51 Pe-2 ; 73 668: at 2.000-50 m. 08.10

Выше указанные пилоты вылетали в паре на свободную охоту и перехватили девятку Пе-2 из состава 24 БАП 241й БАД 3го БАК, входившего в состав 15й ВА Брянского Фронта. Эта девятка «Пешек», без сопровождения, наносила удар по ж.д. станции Мармыжи. Судя по данным ЖБД 241 БАД испанцы действовали грамотно, атаковали растянутый строй сразу после бомбометания. В итоге было сбито 3 Пе-2, сначала каждый испанский пилот сбил по одному, потом более опытному Emilio Bara;ano удалось сбить второй Пе-2, который сел на вынужденную и был проштурмован этим пилотом на земле, из самолета выбежало два члена экипажа. По данным 241й БАД третий сбитый Пе-2 сел на вынужденную на своей территории. Данные обеих сторон по третьему сбитому Пе-2 совпадают. Вторая заявка Vara de Rey не подтверждается. По испанским данным он сумел сбить «Пешку» не смотря на исчерпание снарядов к пушке, но в действительности победы не добился.

Следующий бой с победными заявками против Пе-2 испанцы провели 24 февраля 1943 года. Пара Bf 109 F-2, пилоты: Major Ferr;ndiz и Lieutenant Azqueta встретили в районе Жиздры 12 Пе-2 и атаковали их. Об эскорте испанцы не упоминают, видимо его не было, и в результате боя каждый испанский истребитель заявил по одной победе:

24.02.43 Oblt. Luis Azqueta 15. (Span)/JG 51 Pe-2 ; 45 882: at 400 m. 10.37

24.02.43 Maj. Carlos Ferandiz 15. (Span)/JG 51 Pe-2 ; 45 880: at 300 m. 10.40

Также в примерно в том районе в этот день и в то же время (в полосе 1й Воздушной Армии) немецкие истребители из I./JG 51 и III./JG 51 заявили три победы над Пе-2:

24.02.43 Oblt. Edwin Thiel 2./JG 51 Pe-2 ; 44 233: at 400 m. 10.48

24.02.43 Ltn. Karl-Heinz Weber 7./JG 51 Pe-2 ; 44 221: at 2.300 m. 10.50

24.02.43 Ltn. Karl-Heinz Weber 7./JG 51 Pe-2 ; 45 882: at 2.000 m. 10.53

По сводке за 24 февраля 1й ВА входившая в состав Армии 204я БАД потеряла 2 Пе-2 сбитыми ИА и 4 Пе-2 не вернувшимися с заданий. По данным ЖБД 1й ВА из состава 204й БАД не вернулось 5 Пе-2.

В данных входившего в 204ю дивизию 130 БАП после вылета 9 Пе-2 с воздушным боем против 5 ФВ-190 и звена Ме-109, не вернулось 4 Пе-2. Пилоты не вернувшихся экипажей были: Лебедев, Нетчук, Фролов, Суздальцев.

Из этих сведений можно прийти к выводу, что обе победные заявки на Пе-2 испанских пилотов подтверждаются нашими данными, так же как и три заявки немцев на такой же самолет.


Рецензии