Благодать умиления

Вдруг невероятное свечение пронзило сердце старца. Перед его глазами предстал образ: Матерь  с умилением склоняет голову, словно душу целует дух святой, и благодать божия растекается по каждой клеточке тела, и нежное чувство достигает сердца, которое плачет слезами смирения, сокрушения. Так Божественная благодать коснулась праведного Серафима.
 Семь светильников, занимавших почти всю келию и стоящих пред иконою, дрогнули и вспыхнули ярким пламенем, пронзив темноту густого леса, где долгое время жил старец, молясь за всех людей этого бренного мира, и слова его понеслись в самое небо:
 «Подражая неплодной смоковнице (Лк 13:6–9),
я, окаянный, совсем не приношу плода смирения
 и боюсь усекновения, но, взирая на чудотворную
 икону Твою Умиление, Владычица, сердечно воздыхаю
 и взываю: «Помилуй, Милосердная, и меня, окаменевшего
 сердцем, облагодетельствуй и подай душевное и сердечное смирение»
Серафим, обожженный божественным светом благодати, склонился пред сияющим образом в молитвенной позе, и слезы застыли в его глазах, боясь дрогнуть и спугнуть это нежное и прекрасное видение.
 Пресвятая Богородица была в красном платье (хитоне), синем покрывале (гиматии) и белой накидке (мафории). На Ее челе и плечах — три звезды. И голос божественный звучал ото всюду: «Яже прежде Рождества Дева, и в Рождестве Дева, и по Рождестве паки пребываеши Дева».
— Пресвятая Богородица, трижды ты исцеляла меня от смертельных болезней…
 В юном возрасте, когда смертельно занемог и тело мое сокрушала горячка, услышал голос твой: «Сей от рода нашего». Вскоре, проснувшись, услышал сильный ливень, который заставил торжественную процессию с образом Богоматери укрыться в нашем доме. Тут-то возликовало мое сердце, узнав твой чудотворный лик, Богоматерь Пресвятая, и немощь покинула возлюбившего Тебя всем сердцем юношу.
Второе чудесное исцеление при исполнении монастырского послушания в Саровской обители, когда болезнь разбила меня полностью, — тогда Царица Небесная призрела на Своего верного послушника, освятив меня лучезарным светом благодати, и я почувствовал себя совершенно здоровым.
Самым чудесным исцелением считаю произошедшее во время своего уединенного подвига в лесу, — тогда избитый до полусмерти разбойниками, искавшими в келье моей много денег, я умирал, и никто из монастырской братии уже не надеялся видеть меня в живых, и все с печалью ожидали кончины несчастного старца. Вновь тобой, Богородица, был поднят с одра болезни и обрел духовные и телесные силы для дальнейших иноческих подвигов.
За что мне такая великая благодать? Словно в моем сердце поют ангелы, восхваляя Бога со всех сторон, и эта музыка несет мир не только мне, но и всем молящимся со мною.
 Необычная икона Умиление, таинственно появившаяся в саровских лесах, в маленькой келье Серафима, заставила выйти его из затвора и принимать у себя всех, кто искал наставления, утешения, руководства и исцеления.
С того времени ожили дороги и тропы, ведущие в Саров.
 «Радость моя», — такими словами встречал преподобный Серафим каждого, приходившего к нему. Одним своим словом он согревал самые зачерствелые и заскорузлые сердца, вызывая в них «теплоту сердечную» — стремление к добру и Богу, которое и грешных людей обращает к покаянию и внутреннему преображению. Внутренний взор преподобного Серафима так глубоко проникал в души, что в каждом, в каком бы состоянии ни приходил к нему человек, он видел черты образа Божия, видел то, чем мог бы быть этот человек, и радовался его сокровенной красоте.
Главным старец считал, не огромные молитвенные правила, а стяжание благодати Божией, которую нашел, удалившись в лес и соблюдая строгий пост, а полное безмолвие, телесный труд и непрестанная молитва стали ему помощниками. Взыскуя еще более суровых подвигов для того, чтобы очистить свое сердце и узреть благодать Бога, преподобный Серафим молился непрестанно, раскрывая в себе любовь к Богу и к людям, уча искать мир душевный и никого не осуждать: «Кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары… Для сохранения мира душевного… всячески должно избегать осуждения других… Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву».
До утра старец не мог отвести взгляда от этого святого образа, стоя перед ней на коленях, так, молясь, преподобный Серафим и скончался 15 января 1833 года, незадолго до смерти передав дивеевским монахиням наставления и икону: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царице Небесной».


Рецензии