Истина о словах - фрагмент

- Меня нашел в лесу, вылечил и прокормил человек, кажется, принадлежащий племени надровов. Во всяком случае, он близко общается с ними. Я не знаю его имени. Ты можешь мне не поверить, но это действительно так. Он утверждает, что у него много имен.
 
- Много имен… Ну ладно! – в голосе человека неожиданно прозвучали властные интонации. – Мы говорим о тебе. Ты вот успел обмолвиться, что имя и суть – это не одно и то же. Как ты сам называл своего благодетеля и какова его суть? – человек вновь поднял голову и уставил на него из-под балахона пристальный взгляд. 

- Я хочу, чтобы ты понял меня правильно. Можно говорить с голодным о пище, а можно дать ему хлеба и воды. Можно рассуждать о благе, но совершать дурные поступки. Слово и то, что за ним стоит, – совсем не одно и то же. Я могу произносить имя нашей Пресвятой Богородицы, но могу и хранить мысль о ней в сердце. Второе – важнее, чище и правильнее. Мы привыкли к словам, живем словами… А человека, который спас меня, – фон Массов вновь внутренне увидел кабана с большими клыками и знакомым глазами, – я называл просто вайделотом. Он служит здешним надровам, и это служение идет от всего его сердца… Его суть – служение людям.

- Вот мы и подошли к главному. Вайделот… – человек помолчал, задумавшись, и коротко пробарабанил пальцами по столу. – Это он научил тебя различать слова и их суть? Если так, то он научил тебя ереси. Сказано ведь в Священном Писании: «В начале было Слово, и Слово было Бог». Слово – это начало всего. Слова несут в себе суть.

- Да, ты верно сказал: слова несут в себе суть того, что они называют. Поэтому от слов можно проникнуть к сути, и в этом смысле они божественны. Но можно запутаться в словах, жить в них, как в прошлогодней траве. Само по себе слово не является сутью. Но можно отказаться от его внешней стороны и остаться наедине с сутью – с Истиной, с Господом нашим, Который послал Себя вместе со Словом… Ведь когда ты берешь орех, ты съедаешь ядро, а скорлупу оставляешь. Так и со словами. Что же касается источника этих мыслей… Знаешь, побывав между жизнью и смертью, глубоко задумавшись о том, что особенно волнует, открываешь для себя много нового… И настоящего.

Рыцари, сидевшие у стен зала, внимательно следили за ходом допроса фон Массова, незаметно превратившегося в беседу двух понимающих друг друга философов. При этом одни хмурились озабоченно, другие, наоборот, слушали просветленно, широко открыв глаза. Человек под балахоном заметил это, но не подал вида. Он стал еще более серьезным и собранным.

- Мне нравится, что ты честен со мной. Но вот ты как будто бы сказал, что через имя Господа нашего Иисуса Христа можно проникнуть в Его суть. Я правильно тебя понял? Бог постигаем разумом? Подумай, прежде чем ответить!

-  Да, я так считаю. Но боюсь, что понять меня сейчас будет трудно! – фон Массов попытался мысленно проникнуть под коричневый балахон. – Нужно постичь земную условность имени Господа, которое на самом деле есть людское творение, оно от мира сего. После этого у нас есть шанс – только шанс! – принять Господа в Его сути не только душой, но и разумом.

Братья, сидевшие у стен зала, стали взволнованно переглядываться. Человек напрягся, выпрямив спину и плотно прижав ладони рук к столу. Глаза его сверкнули из-под балахона.
 
- А как же вера? Господь учил нас вере, которая важнее всего! – голос его налился металлом, наполнил собой все уголки зала. – Она и только она ведет человека к Богу! Ты споришь с этим?

- Нет, - просто ответил фон Массов, – не спорю. Вера приводит человека к престолу Господню, но только после смерти. При этом вера должна быть правильной – искренней и незамутненной. Но так верить мало кому удается, – фон Массов бросил короткий взглянул на брата Бертольда, глаза которого горели каким-то странным блеском. – Но возможен и другой путь к Господу – путь познания. Ты ведь помнишь, Господь вложил в Адама свое дыхание, и это означает, что человек носит в себе Его частицу. Вот потому Господь может открыть Себя человеку в нем самом, еще раз вдохнув в него частицу Себя. Внешне все просто… И все это возможно при жизни.


Рецензии
Здравствуйте,Геннадий. Такая философия!!!
Я немного успокоилась,когда прочла эту фразу:"Нужно постичь земную
условность имени Господа,которое на самом деле есть людское
творение,оно от мира сего..." Это меня всегда тормозит.
И шанса у меня нет...

С искренним уважением

Анна Куликова-Адонкина   31.05.2024 08:35     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анна!
Спасибо за внимание к моим писаниям. Вы самый верный мой читатель, за это и благодарность Вам. И задумываетесь Вы над важными вещами. Действительно, те имена Господа, которые нам известны, условны и придуманы людьми. Истинное же имя Его неизреченно и не может быть постигнуто человеческим разумением. Оно и хорошо.
А шанс у нас есть всегда.
С самыми добрыми пожеланиями -ГБ

Геннадий Берестнев   31.05.2024 17:05   Заявить о нарушении