Печали вечной в мире нет..

                Печали вечной в мире нет,
                И нет тоски неизлечимой.
                А.К.Толстой


       Печаль, уныние, душевные муки, физическая боль – все эти слова, характеризующие наше состояние, обычно попадают под определения: страдание, сострадание.
       Классическое определение: страдание – это физическая или психическая боль.
       В немецком языке слово «страдание» происходит от слова «идти», т.е. «иметь проблемы на жизненном пути». Это наши индивидуальные переживания; мы не можем «отдать» их другим людям, хотя они могут облегчить их, со-страдая нам, например, путем оказания действенной (житейской) помощи или оказав психологическую, эмоциональную поддержку.
       Страдания разделяются на физические и психические; по интенсивности – от тяжелого до невыносимого. Легкие состояния обычно называют дискомфортом и под определение «страдания» не попадают. Нередко в жизни можно услышать от людей, что они страдают по какой-либо причине, которая другим кажется непонятной. Это хорошо объясняется выражением:
          «У одних похлебка жидкая, а у других жемчуг мелкий».
       Но по интенсивности эмоциональных переживаний те люди, у которых порвалась последняя пара обуви, и те, у которых нет кольца с достаточно крупным бриллиантом, страдают одинаково. Все дело в отношении к жизни, к жизненным ценностям.
       Причинами страданий обычно считают болезни, страхи, катаклизмы, войны, беды(скорби).
       Всем известно, что физиология и психология тесно связаны между собой и физические страдания отражаются на психическом состоянии, а психологические переживания, будучи эмоцией, провоцируют появление физиологических(соматических) заболеваний.
       Страдания являются формой активного напряжения сил человека, при этом проявляется такая черта характера, как воля.
       Активная воля – настойчивость, борьба с трудностями.
       Пассивная воля – неучастие, безразличие, события идут своим чередом.

       О проявлении активной позиции к страданию писал Эммануил Кант:

       Страдание – это побуждение к деятельности.

       О проявлении пассивной позиции к страданию (возможно, неизбежному) писал Уильям Шекспир:

                В страданиях единственный исход –
                По мере сил не замечать невзгод.

       Если попытаться все причины «разложить по полочкам», то они составят две категории.

       1.Страдания, обусловленные болью (физической, психической).
       2.Страдания экзистенциальные – неудовлетворенность жизнью вообще.

       К первой категории относятся неизбежные события в нашей жизни и те, которые можно было предотвратить (и человек осознавал это); полезные и бесполезные и, наконец, с точки зрения самого человека или других людей – заслуженные или незаслуженные.
       Более подробно по первой категории.

       1.Зависимость от других людей
Физическая – болезнь, инвалидность. Психологическая – эмоционально нездоровые отношения, боязнь взять на себя ответственность за свою жизнь.
       2.Неосуществленные желания.
Они бывают нереалистичные или такие, которые требуют много труда, а человек не готов идти на жертвы.

              Страдания есть результат между желаемым и достигнутым.
                Хосе Марти

        3.Человек не дает реалистичную оценку того, что имеет (здоровье, молодость, любовь, жилье, друзья, родители).

        «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».

       4.Намеренные страдания как выбор человека.
Психосоматические, симптоматические, заболевания для того, чтобы получить желаемое (нужного человека, комфортную жизнь).

       К второй категории – экзистенциальные страдания – можно отнести:
       1.Персональные страдания: отказ от своей самобытности, предназначения, жизненного пути, угрызения совести.
Неприемлемые условия существования (тюрьма, концлагерь), потеря близкого человека, который составлял смысл жизни.
Уклонение от предназначенного пути: А.В. Суворов всегда болел, живя мирной жизнью в своем имении и чудесным образом выздоравливал, участвуя в военных действиях и разделяя вместе с простыми солдатами тяготы в походах.
       2.Потеря смысла жизни, перспектив, крах надежд.

       Никто не страдает «просто так», это непереносимо. Человек всегда будет искать причину, оправдание, смысл.
       Авраамические религии истолковывают страдания как следствие грехопадения (человек отделил себя от Бога). Взамен он получил страсти (желания), которые, будучи неудовлетворенными, причиняют ему мучения. В этом смысле болезни, неудачи, потери посланы ему как предохранение от греховной жизни и, через осознание причины, ведут к переменам: избавляют от гордыни, немилосердного отношения к окружающим, элементарного обжорства, в конце концов.

    Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.
                Ф.М. Достоевский

       Страдания и боль иногда бывают настолько непереносимы (индивидуально) для конкретного человека, что у него появляется мысль, что лучше не жить дальше. Но это ошибка. Как говорится, Бог не пошлет испытание не по силам. Человек их всегда может выдержать, потому что, если он не в состоянии их переносить (смертные муки), он умирает естественным образом. И тогда нет страданий.
       Ощущение наличия смысла может подать надежду на возможный выход из ситуации.

       Тот, кто знает зачем жить, может вынести почти любое «как».
                Фридрих Ницше

       Подход к страданию в аспекте его смысла может привести к вопросам к самому себе:

       1.Как мы страдаем?
Молча, вопя, проклиная, жертвуя собой, в одиночестве, зовя на помощь. Может, нужно по-другому?
       2.Для чего/кого?
Стоит ли эта цель/человек моих страданий?
       3. Почему это случилось именно со мной?
В чем замысел судьбы? Каков должен быть результат/итог?

       Страдания, если они истинные и осмысленные, всегда изменяют человека, возврат к прежнему невозможен, происходит открытие истинных ценностей, духовный рост.
       Религиозным людям легче переносить тяжелые эмоциональные состояния. Точка зрения и рекомендации для этого у разных религий отличаются друг от друга.
       Православие и католицизм придерживаются той точки зрения, что болезни, несчастья, трудности посылаются человеку Богом не только за грехи (неправильное поведение), но и с целью преодоления их получить духовный рост. Также, через испытание воли (пост, аскезы, молитвы) и сострадание к ближнему человек становится лучше, приближается к Богу.
       Иудаизм считает страдания прямым следствием грешной жизни человека или его родителей и неисполнением религиозных предписаний, число которых затрудняются подсчитать даже священники.
       Ислам не советует заморачиваться и принимать волю Аллаха, не задаваясь вопросами.
       Буддизм говорит, что все страдания имеют природу от наших непрерывных желаний. Не страдает тот, кто ничего не хочет. Поэтому нужно вести аскетический образ жизни, медитировать и стараться приблизиться к нирване.

       Всякая усиленная привязанность ко всему земному есть страдание.
                Гаутама Будда

       С точки зрения насмешливого атеиста:

                Муки ада – привилегия верующих.
                Габриэль Лауб

       И еще:

       С точки зрения буддизма можно найти ответы на извечные русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»
                Кто виноват?      -      Никто!
                Что делать?       -      Ничего!
                Неизвестный автор

       Современные эзотерики считают, что никаких чертей с котлами по ту сторону жизни не существует. Дело в том, что мы, закончив земную жизнь, переходим в потусторонний мир, забирая с собой все наши черты характера, привычки, страсти, желания. Но так как в «тонком мире» их удовлетворить невозможно, то это и служит причиной потусторонних мучений. Невозможность. например, удовлетворить пристрастие к алкоголю, наркотикам, азартным играм, привычке мучить других людей и прочие моральные и нравственные уродства, должны доставлять этим личностям те самые «муки ада».
       По-видимому, людям, которые жили в прошлых веках и не рассуждали о «высоких материях», трудно было себе представить, что человек может страдать не от физической боли, голода, нищеты, поэтому объяснение, доступное их пониманию, и предоставлялось им религиозными пастырями, чтобы сдерживать грубые инстинкты.
       Что касается сострадания, то, конечно, человек и в древности был способен на эмоциональные переживания при виде страданий других людей, но теоретических разработок, исследований до двадцатого века не проводилось, так как не было технической базы.
       Сейчас принято выделять пять типов сострадания: к родственникам, знакомым, незнакомым, человечеству в целом, ко всем разумным существам.
       Сострадание бывает:
       1.Эмпатическое (переживаний эмоций другого человека).
       2.Действенное (помощь при страданиях других.

       Осознание того, что другой человек испытывает страдания не обязательно должно приводить к эмпатической реакции. Действия по оказанию помощи человеку, нуждающемуся в ней, без эмоционального включения говорит о высоких духовных качествах человека, так как это бывает даже в том случае, когда, по мнению окружающих, страдающий человек не достоин помощи по веским причинам.
       Согласно результатам научных исследований по влиянию гормона окситоцина на эмпатию человек, осуществляющий помощь, испытывает при этом эмоцию, близкую к радости, удовлетворению, у него возрастает самооценка, появляется чувство, что он совершает благородный поступок, исключающий эгоистичные мотивы. Исследования по нейровизуализации выявили, что при демонстрации группе людей (испытуемых) кадров фильма о страданиях незнакомых им личностей, активизируются области в мозге таким же образом, как и при воздействии физической боли, применительно к испытуемым. И эмпатическая и физиологическая реакции имеют общую неврологическую основу.
       Сострадание к близким людям, родственникам определялось как условие выживания общины и передавалось генами по наследству. Позже это распространилось на большие группы людей, имеющих общие признаки: национальность, религия, раса.
       Особняком и довольно редким явлением стоит, так называемое, «героическое сострадание» - совершение действий по оказанию помощи другим (даже незнакомым) с риском для своей жизни.
       Считается, что «глобальное сострадание» - беспокойство о страданиях всех людей на планете, не должно ощущаться обычным человеком как его личное страдание, душевная боль, эмоциональное тяжелое состояние; это признак невроза.
       Глобальное сострадание не должно менять его жизнь коренным образом. Найти выход своим чувствам можно работая волонтером, с помощью посильных пожертвований.
       Можно спросить: а как же мать Тереза, люди, жертвующие свои состояния на содержание приютов для детей-сирот, монахини, посвящающие свою жизнь уходу за больными и т.д.? Это исключения, которые лишь подтверждают общее правило, потому что именно это те люди, у которых есть предназначения для избранного пути, они рождены для этой миссии.

       Коль горе чужое тебя не заставит страдать, возможно ль тебя человеком тогда называть?
                Саади

       Таким образом, можно сказать, что чувства страдания и сострадания являются неотъемлемой составляющей психики человека.

       Страдание – наша тяжелая плата за все, что есть ценного в этой жизни – за силу, за мудрость, за любовь.
                Рабиндранат Тагор

       Пожалуй, лучше не скажешь.

       В дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья – размышляй.
                Екклезиаст

       Возьмем на вооружение. Мудрецы древних времен плохого не посоветуют.





       Литература
       1.Пол Экман    Психология сострадания       Питер     2018
       2.Л. Лэнге        Почему мы страдаем              М   2012
       3.Афоризмы. Древний мир, античность.        М    2000


Рецензии